Можно ли идти в церковь если. Можно ли войти в храм с месячными: современные взгляды

Для посещения церкви существуют определенные правила поведения. Некоторые из них известны многим. К примеру, большинство знает, какая должна быть форма одежды женщин для посещения Храма - юбка ниже колен, закрытая кофта с рукавчиками и обязательно покрытая голова. Мужчинам же, наоборот, нужно снять головной убор при входе в церковь, а одежда также должна максимум закрывать тело - шорты и футболки недопустимы. Однако существует много нюансов, возникающих перед посещением святых мест. Одним из них является вопрос о том, можно ли с месячными ходить в церковь. Давайте разберёмся. Ведь на него имеется множество противоречивых ответов.

Можно ли с месячными в церковь

Согласно Библии, женщина во время месячных считается "нечистой". Именно поэтому в древние времена девушке с менструацией запрещалось посещать Храм. А можно ли в церковь с месячными в современном мире? По словам священников, входить в такие дни в Храм женщинам можно. Однако во время месячных она не может участвовать в Таинствах и прикладываться к святыням (кресту, иконам, помазываться маслом и брать просфоры). Считается, что данное состояние не считается греховным, однако присутствует некоторая нечистота, о которой писалось ранее.

Откуда истоки?

А почему же не разрешалось посещать Храм девушкам в древние времена? Почему возникал вопрос «можно ли в церковь с месячными» в те времена? Конечно, в первую очередь - ответ в Библии, о котором уже говорилось выше, все та же "нечистота". В древней церкви какие-либо выделения из тела человека считались нечистотами. Это слюна, кровь, мокрота и другие выделения из человеческих органов. К примеру, даже священник с открытым порезом на руке не мог участвовать в обрядах. А в случаях, когда "нечистоты" попадали на церковный пол, это считалось осквернением. Это объясняет, почему женщинам был запрещен вход в храмы во время месячных. Однако в современном мире появилось множество гигиенических средств, которые препятствуют попаданию выделений на пол. Кроме того, преподобный Никодим Святогорец объясняет, что очищение женщин во время месячных Бог назвал "нечистым" с той целью, чтобы мужчины не прикасались к ним для совокупления. Причиной этого является забота о потомстве.

Спорный вопрос

И всё же до настоящего времени ответ на вопрос: «Можно ли в церковь с месячными?» является довольно неоднозначным. И если в католических церквях уже давно решили, что месячные не имеют никакого отношения к церкви, то в православии данный вопрос остается открытым. Некоторые священники считают посещение Храма женщиной в такие дни недопустимым. Однако большинство священнослужителей придерживаются мнения, что женщине во время месячных заходить в церковь можно, но только для молитвы, а вот принимать участие в обрядах и прикладываться к святыням не следует. Поэтому если вы задаетесь вопросом о том, можно ли в церковь с месячными, то можете быть уверены: женщина имеет возможность прийти в Храм в любой момент жизни. Только в

Из одного поколения в другое переходит мнение, что ходить женщинам в церковь во время критических дней нельзя. Кто-то в это слепо верит, придерживается правил. Для кого-то это вызывает негодование, недоумение. А еще одна треть женщин просто ходит в церковь по требованию души, и ни на что не обращает внимание. Так можно, или нельзя? Откуда берут начало запреты, с чем это связано?

Пошаговое создание Вселенной можно изучить в Библии в Ветхом Завете. Человека создал Бог по подобию своему на 6 день – мужчину Адама и женщину Еву. Это означает, что женщина создавалась чистой изначально, без месячных. Зачатие ребенка и роды должны были проходить без мук. В совершенном мире не было ничего скверного. Чисто было абсолютно все: тело, мысли, помыслы, действия. Однако такое совершенство длилось недолго.

Дьявол в образе змии соблазнил Еву на вкушение яблока. После чего она должна была стать могущественной, подобно Богу. Женщина вкусила яблоко сама, дала попробовать мужу. В итоге, грех сотворили оба. И это пало на плечи всего человечества. Адам и Ева были изгнаны из святой земли. Бог разгневался и предрек женщину на страдания. «Отныне ты будешь зачинать в муках, рожать в муках!» — сказал Он. С этого момента женщина теоретически считается нечистой.

Запрет в Ветхом Завете

История жизни людей того времени была основана на правилах, законах. Прописано все было в Ветхом Завете. Святой Храм создавался для общения с Богом, приношения жертв. Женщина, по сути, считалась дополнением мужчины, и совершенно не считалась полноправным членом общества. Хорошо помнился грех Евы, после чего у нее начались месячные. Как вечное напоминание того, что женщина сотворила.

В Ветхом Завете было четко прописано, кому нельзя посещать Святой Храм, и в каком состоянии:

  • с проказой;
  • семяистечением;
  • прикасавшимся к трупу;
  • с гнойным выделением;
  • во время месячных;
  • после родов – женщинам, родивших мальчика 40 дней, девочку – 80 дней.

В период Ветхого Завета все рассматривалось с физической точки зрения. Если тело грязное, значит, человек нечистый. Причем, женщине во время критических дней нельзя было не только посещать Святой Храм, но и общественные места. Она оставалась в стороне от собрания, скопления народа. Кровь не должна проливаться в святом месте. Но тут пришла эпоха перемен. На землю пришел Иисус Христос со своим Новым Заветом.

Отмена нечистоты Новым Заветом

Иисус Христос пытался достучаться до души человека, все внимание акцентируется на духовном. Он послан, чтобы искупить грехи человечества, в том числе Евы. Дела без веры считались мертвыми. То есть человек чистый внешне, считался нечистым духовно из-за своих черных мыслей. Святой Храм перестал быть конкретным местом на территории земли. Он перенесся в душу человека. «Ваша душа – вот Храм Бога и Его Церковь!» — говорил он. Равными стали мужчины и женщины.

Ситуация, случившаяся в один момент, вызвала негодование всех священнослужителей. Женщина, страдавшая от сильного кровотечения много лет, протиснулась среди толпы, прикоснулась к одеяниям Иисуса. Христос почувствовал, как от него ушла энергия, обернулся к ней, и сказал: «Вера твоя спасла тебя, женщина!» С этого момента в сознаниях людей все перемешалось. Те, кто остался верен физическому и Ветхому Завету, придерживается старого мнения – женщине во время месячных нельзя ходить в церковь. А те, кто пошли за Иисусом Христом, следуют духовному и Новому Завету, это правило отменили. Смерть Иисуса Христа стала точкой отсчета, после чего вступил в силу Новый Завет. А пролившаяся кровь дала начало новой жизни.

Мнение священников по поводу запрета

Католическая церковь давно решила вопрос с критическими днями. Священники расценили, что месячные – естественное явление, не видят в этом ничего скверного. Кровь давно не проливается на пол церкви благодаря средствам гигиены. Православные священнослужители до сих пор не могут сойтись во мнении. Одни отстаивают мнение, что категорически нельзя женщинам посещать храм во время месячных. Другие относятся к этому нейтрально – можно посещать, если возникла такая потребность, ничем себя не ограничивать. Третьи разделили мнение о том, что женщина во время критических дней может войти в церковь, но нельзя совершать некоторые таинства:

  • крещение;
  • исповедание.

Как ни крути, запреты больше связаны с физическими моментами. Опускаться в воду во время критических дней нельзя по гигиеническим соображениям. Кровь в воде не очень приятная картина. Венчание длится очень долго, ослабленный организм женщины во время месячных может этого не выдержать. Причем кровь может бежать сильно. Случаются головокружения, обмороки, слабость. Исповедание затрагивает больше психоэмоциональное состояние женщины. В период месячных она ранима, уязвима, и сама не своя. Может наговорить того, о чем потом будет сожалеть. Иными словами, во время менструации женщина невменяема.

Так можно ходить в церковь или нет с месячными

В современном мире перемешалось и грешное, и праведное. Никто толком не знает, с чего все начиналось. Священники далеко не те духовные служители, которые были во времена Ветхого или Нового завета. Каждый слышит и воспринимает то, что хочет. Вернее, что для него удобнее. А дело обстоит так. Церковь, как помещение осталась с времен Ветхого завета. Значит, тем, кто посещается святой храм, следует придерживаться тех правил, которые с ним связаны. Во время месячных нельзя ходить в церковь.

Однако современный мир демократии вносит еще одну поправку. Поскольку осквернением считалось проливание крови в храме, проблема в настоящее время решена полностью. Гигиенические средства – тампоны, прокладки не дают вытекать крови на пол. Практически женщина перестала быть нечистой. Но тут есть другая сторона медали. Во время месячных женский организм очищается. Новое пополнение крови дает возможность функционировать с новыми силами. Значит, женщина все-таки нечиста. Ходить во время месячных в церковь нельзя.

Но тут есть Новый Завет, когда физическое не играет роли. То есть, если есть потребность прикоснуться к святыням для оздоровления, ощутить поддержку Бога, посещать храм можно. Более того, в такие моменты нужно. Ведь Иисус помогает только тем, кто действительно нуждается в чем-то. И просит это с чистой душой. А кок выглядит его тело в этот момент, роли не играет. То, есть для тех, кто больше ценит духовное и Новый Завет, ходить в церковь во время месячных можно.

Полезное видео:

Снова есть поправки. Поскольку Церковь и Святой Храм – душа человека. Ему незачем идти в конкретное помещение, чтобы просить о помощи. Женщине достаточно обратиться к Богу в любом месте. Просьба, исходящая от чистого сердца будет услышана быстрее, нежели при посещении церкви, между прочим.

Подводя итоги

Точно дать ответ на вопрос, можно ли ходить в церковь во время месячных, не даст никто. На это у каждого свое обоснованное мнение. Решение должна принимать сама женщина. Запрет и есть, и нет. А стоит обратить еще внимание на то, с какой целью необходимо посетить церковь. Ведь, не секрет, что женщины ходят в святой храм, чтобы от чего-то избавиться, что-то привлечь. Иными словами, делают сильные отвороты, привороты, присушки, отсушки, даже желают смерти другим людям. Так вот, во время месячных энергетика женщины ослабевает. Может увеличиться чувствительность, станут сниться вещие сны. Но силы в словах нет, пока она не окрепнет духом.

Если цель посещения церкви попросить прощение, покаяться в грехах, можно ходить в любом виде, месячные не помеха. Главное, не нечистое тело, а чистая душа после этого. Критические дни – лучшее время для размышлений. Еще интересен факт, что во время менструации вообще никуда не хочется идти, ни в церковь, ни в гости, ни по магазинам. Все сугубо индивидуально, зависит от самочувствия, душевного состояния, потребности. Ходить в церковь можно во время критических дней, если сильно нужно!

Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.

Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.

Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:

  • мертвое тело;
  • смертельная болезнь;
  • истечения.

Читайте в этой статье

Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Откуда возник спор

В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.

А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.

Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.

Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.

Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.

Все «за» и «против»

Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.

Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.

В Святых книгах можно встретить высказывания, поддерживающие этот запрет. Например, Святой Дионисий Александрийский во втором правиле говорит, что женщинам во время очищения нельзя входить в святой храм, и причащаться.

А Святой Георгий Двоеслов утверждал, что нужно разрешать женщинам посещать церковь во время месячных, поскольку они так созданы природой и не виноваты в этом.

Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.

Некоторая ясность была внесена совсем недавно на Архиерейском Совещании, которое состоялось 2-3 февраля этого года. На нем, опираясь на ряд церковных канонов, была закреплена общепринятая практика, которая предписывает воздерживаться от причащения «в состоянии женской нечистоты».

И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.

Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.

Что же позволяется женщине в «критические» дни

Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.

Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.

Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.

Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.

Стоит ли совершать таинства и обряды

Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:

  • Чем нежелательно заниматься во время менструации: спортом, сексом, сдавать анализы, диета, лекарства, спиртное, плавание, сауна, баня. ... Можно ли при менструации париться в бане.


  • У каждого поколения есть собственное мнение насчет разных вещей и событий. Например, в древности менструация и церковь считались несовместимыми понятиями.

    С приходом критических дней женщины ограждались от окружающего мира, поскольку являлись нечистыми по мнению священнослужителей. Сегодня ситуация изменилась, и современные занимаются разнообразными делами.

    Но вот спорным остается вопрос, можно или нет посещать храм, когда идут месячные. Рассмотрим эту тему с разных сторон.

    Информация из Ветхого Завета

    Ветхий Завет – это первая часть Библии, составленная до зарождения христианства. С течением времени она стала истоком для противоборствующих религий, которые знакомы современным людям. Это иудаизм и христианство. Святое Писание закрывало доступ в храм нечистым гражданам.

    • Прокаженные.
    • Женщины с месячными и патологическими кровотечениями.
    • Мужчины с больной простатой.
    • Люди, которые прикасались к трупам или имели признаки гнойно-воспалительных заболеваний.

    Также в церковь не было принято ходить после грешных дел, а под это определение попадали многие состояния. Роженицы, подарившие миру мальчиков, могли посещать храм не раньше сорокового дня. Для матерей новорожденных девочек этот срок увеличивался до 80 дней.

    На вопрос, почему женщине нельзя в церковь с месячными, встречается ответ, связанный с гигиеной. Древние женщины не имели прокладок и тампонов и не носили трусов. Получается, что в любой момент кровь могла пролиться на пол. В церкви кровотечение недопустимо. Уборщики священных помещений тоже не хотели вымывать чужую кровь, поскольку контакт с этой жидкостью приравнивался к грешному делу. Одноразовых перчаток тогда не было.

    Благодаря прогрессу у женщин появилось удобное нижнее белье, прокладки, тампоны и менструальные чаши. Теперь уборщикам не приходится дезинфицировать полы после таких посетительниц и никто, кроме самих дам, не соприкасается с нечистотами. Таким образом, церковь и месячные у женщин совместимы в современном мире.

    В период Ветхого Завета многие явления рассматривались с физической точки зрения. Испачканное тело человека считалось нечистым. Женщинам возбранялось ходить с месячными в церковь и общественные места. Несколько дней она должна была находиться в одиночестве.

    Менструация и церковь: какие существуют запреты сегодня

    С появлением Иисуса Христа и Нового Завета в церковных канонах произошли перемены. Сын Девы Марии акцентировал внимание народа на духовном, а физическое отодвигал на второй план. Если человек был чистым внешне, но его душа оставалась черной, Иисус делал все для того, чтобы тот избавился от греха.


    Храмы продолжали существовать, но святость уже переносилась с земли в человеческие души. Христос уравнял мужчин и женщин и повелел их душам стать храмами божьими.

    Рассматривая тему, можно ли с месячными ходить в церковь, приведем один интересный факт, который изменил мнение староверов. Однажды больная женщина с сильным кровотечением пробралась сквозь толпу и коснулась рукой одежд Иисуса. Он почувствовал отток энергии, однако не рассердился и произнес: «Вера твоя спасла тебя, женщина!» И с того дня сознание населения стало меняться.

    Приверженцы Ветхого Завета продолжали настаивать, что женщины при месячных не должны ходить в церковь. Последователи Иисуса отказались от этого правила и начали жить по Новому Завету. Таким образом, пролившаяся прилюдно женская кровь дала начало новой жизни.

    В католической церкви менструация давно не воспринимается как скверное явление. Естественный процесс сегодня можно скрыть от посторонних глаз благодаря качественным средствам гигиены. Если возникает потребность посетить храм, женщина может сделать это в любой день.

    Однако священники запрещают находиться в церкви с месячными при совершении трех обрядов:

    1. Исповедь.
    2. Крещение.
    3. Венчание.

    Табу имеет физическое объяснение. При крещении девушка не может погружаться в воду из гигиенических соображений, т. к. жидкость испачкается, а в половые пути проникнут болезнетворные микробы. Процесс венчания длится долго, прерывать его нельзя. Если кровотечение сильное, у невесты не будет возможности сменить прокладку или тампон. Ритуал могут испортить обмороки новобрачной, поскольку критические дни у некоторых девушек сопровождаются слабостью, тошнотой и головокружениями.

    Таинство исповеди затрагивает психоэмоциональную часть женского естества. В дни менструации девушка ранима и уязвима. В процессе беседы она может наговорить лишнего священнику и сожалеть об этом впоследствии. Как сказал один батюшка, «женщина невменяема при месячных».

    Почему женщины с месячными считались в старину «нечистыми», объясняет преподобный Никодим Святогорец. Такое определение представительницам прекрасного пола Бог дал для того, чтобы в критические дни мужчины избегали совокупления.

    Что говорят священники

    Спросите у разных священников, можно ли заходить в церковь при месячных, и вы услышите противоречивые ответы. В одни храмы женщины приходят на богослужения в критические дни, в другие – нет. Перечитывая Священное Писание, находим, что Богу важна духовность человека, тело и его процессы второстепенны. Если девушка соблюдает заповеди Всевышнего, она не согрешит своим приходом в церковь с месячными.

    При беременности и после родов храм посещать тоже можно.


    Некоторые мамы желают окрестить деток сразу после выписки из роддома или приглашают священников непосредственно в роддом. Если младенец очень слабенький, крещение поможет ему окрепнуть. Батюшка без страха прикасается к родильнице и не считает себя оскверненным по причине контакта с «нечистой».

    Набожным женщинам перед тем, как посетить церковь в дни месячных желательно выяснить заранее, каких взглядов придерживается местный священник, и соответствовать установленным правилам. Истинно верующие в критические дни и первые месяцы после родов могут участвовать в религиозных ритуалах, если допущены батюшкой. Но прикасаться к святыням они не должны.

    Если женщина посещает храм только по той причине, что так принято в определенные праздники, задумываться о месячных ей не стоит. Культовое заведение открыто для всех, но задача прихожан – стремиться к единению с Богом, а не просто стоять в толпе со свечами.

    Григорий Двоеслов говорил о месячных так: если в церкви пришли месячные, это не повод чувствовать себя грешной. Естественный процесс предназначен для очистки организма. Женщину создал Бог, и повлиять на Его волю она не может. Если менструация началась в определенный день, став помехой выполнить запланированные дела, значит, такова воля Божья.

    Священник Константин Пархоменко допускает участие женщины с месячными в обряде Причастия. Но если она уважает Святое Писание и отказывается от обряда, своим поступком заслуживает награды Всевышнего.

    P.S. Стоит ли идти в церковь с месячными, решайте сами. Если душа тянется к Богу или хочется поставить свечку за здравие близких людей или усопших, почему бы это не сделать в критические дни. Человек с чистыми помыслами приятен Богу. Телесные выделения не должны препятствовать единению простого смертного с Высшими Силами.

    Так уж задумано природой, что ежемесячно у женщин наступают критические дни. Они влияют на самочувствие и образ жизни, но, помимо этого, месячные вызывают споры о том, можно ли в этот период ходить в церковь? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. По этому поводу существуют разные мнения, даже среди священнослужителей.

    До сих пор единого четкого мнения на этот счет нет. Споры о женской «нечистоте» ведутся веками. И авторитетные богословы по-разному объясняли, как дочерям Евы вести себя в дни менструаций.

    Сегодня в разных храмах существуют свои правила для посещения и участия в обрядах женщин, переживающих критические дни. Сводятся они к 3 основным вариантам поведения:

    • Женщинам во время месячных нельзя даже заходить в храм, не говоря уже об участии в таинствах.
    • Посещать церковь можно, но нельзя ставить свечи, пить святую воду, прикасаться к иконам и прочим святыням. Запрещено причащаться и участвовать в таинствах крещения, венчания, елеосвящения.
    • Не существует никакого запрета на посещение храма и участие в любых обрядах.

    Истоки запрета

    Стоит отметить, что речь идет о христианских традициях. Но вопросы о допустимости приходить в церковь в «эти дни» беспокоят только православных прихожанок. У западных христианок таких сомнений не возникает, они свободно посещают храмы, причащаются, ставят свечи, прикасаются к иконам.

    В российском православии с этим все намного сложнее. Потому наши батюшки так часто слышат вопросы от своих прихожанок, как же им быть в дни месячных. Ответы могут быть разными.

    Отношение к менструации как к проявлению «нечистоты» женского тела отражено еще в ветхом завете. Нечистой считалась и сама женщина, и любой, кто к ней прикоснется.

    Истечение крови воспринималось как греховное уничтожение зародыша новой жизни, напоминание о смертности людей. Когда, таким образом, проявлялась искаженная грехопадением Адамы и Евы природа человеческая, следовало держаться подальше от божьего храма.

    Но есть и другое толкование запрета присутствия женщины с месячными в церкви. Дело в том, что в святом месте нельзя проливать кровь. А в те далекие времена у женщин не было надежных средств гигиены, так что в любой момент могла случиться неприятность.

    Но ветхозаветные времена давно миновали, а на вопросы прихожанок, почему им в критические дни нельзя в церковь, так и нет однозначного ответа.

    Мнения авторитетных богословов

    Еще святой Климент Римский в III веке писал, что дух святой присутствует с верующими всегда, и женщина не лишается его в дни естественного очищения. Ведь ее именно такой создал сам господь, ничего «мерзкого» в этом нет.

    Нельзя винить представительниц прекрасного пола в том, что от них не зависит, а дано природой - об этом писал и святой Григорий Двоеслов. Святитель был против запрета не только на посещение, но и на принятие святого причастия. Если женщина сама, из великого почтения и благоговения не дерзнет участвовать в этом таинстве, тогда другое дело, это достойно похвалы. Но, если она захочет причаститься, то обвинять ее в том, что она совершила прегрешение, не стоит.

    Все, кто в этом споре вставал на сторону женщин, вспоминали описанную в библии историю о кровоточивой женщине. Она посмела прикоснуться к краю одежды Иисуса и тут же исцелилась. И Господь не только не прогневался на болящую, но и ободрил ее добрыми словами.

    Само понятие «ритуальной нечистоты» в новом завете Иисусом Христом отделяется от всего телесного, не зависящего от человека. Естественные физиологические процессы не могут быть оскверняющими. Бояться нужно грязных мыслей и поступков и стремиться к чистоте духовной.

    Современные взгляды церкви

    В наше время многие прихожанки недоумевают по поводу запрета посещать церковные службы, даже обижаются такому к себе отношению. Но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

    Большинство церковнослужителей и богословов считают, что предвзятое отношение к особенностям женского организма является суеверием и пережитком. Но ведь есть и другое мнение. А поскольку в традициях православия в женщине приветствуется смирение и послушание, прихожанки часто просто не знают, кого слушать.

    Например, аргумент тех, кто на стороне прекрасного пола, звучит так - церковь всегда была и остается приютом для всех, кого одолевают немощи, беды и скорби. А женщина в критические дни слаба не только физически, ей тяжело и в моральном плане. Так зачем же усугублять ее скорби пусть временным, но отлучением от встречи с господом в его доме?

    А само признание женщины нечистой в такие дни унижает ее достоинство, превращая во второсортное существо. Протоиерей Константин Пархоменко, редактор православного интернет-портала «Азбука веры» и преподаватель Духовной семинарии, полностью на стороне женщин. Он уверен, что человека оскверняет только совершенный им грех, а не естественные процессы организма.

    Многие служители церкви считают запрет на присутствие в храме и участие в обрядах устаревшим каноном. Сегодня во многих храмах женщины работают без оглядки на их месячный цикл - они наводят порядок, пекут просфоры, продают свечи, иконы, книги в церковной лавке.

    С тем, что женщине во время месячных можно присутствовать в храме и молиться, согласно большинство служителей церкви. А вот с таинствами дело обстоит по-другому. До сих пор современные батюшки против, чтобы женщины причащались, принимали крещение и венчались во время менструации. Исключение делается только для смертельно больных и в том случае, если кровотечение продолжается длительный период и связано с тяжелым заболеванием.

    Однако стоит отметить, что в храме никто не спрашивает прихожанку, есть ли у нее в данный момент месячные. Можно свободно приходить и участвовать в церковной жизни.

    Чтобы не мучиться вопросом, идти или нет в критические дни в храм, лучше придерживаться порядков своего прихода. Если ваш священник против посещений, то лучше, подождать и со спокойной совестью прийти на богослужение в другой день. Своеволие и бунтарство не свойственны православным христианкам, поэтому получить разрешение (или запрет) на то, чтобы присутствовать в храме в «эти дни», нужно у своего духовника.