Кто такой аполлон. Древнегреческая мифология: Аполлон – Бог наук и искусств

Продолжая начатую тему древнегреческой мифологии, наш сегодняшний персонаж – златокудрый бог Аполлон. Огромное количество мифов, существовавших об Аполлоне, и короткий формат блога вряд ли позволят нам глубоко покопаться в его многообразной личности, поэтому мы постараемся дать как можно более общее представление.

Обязанности:

В Древнегреческой мифологии круг обязанностей Аполлона весьма широк. Он — бог света, охранитель стад, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. Также к сфере его обязанностей относились предсказания будущего, очищение людей, совершавших убийство, покровительство над дорогами, путниками и мореходами

Внешность:

Молодой мужчина с вьющимися золотыми волосами

Символы и Атрибуты:

Солнце – само по себе, лира, лук с золотыми стрелами и колесница, на которой он путешествует по небу

Сила: Изобретательный и привлекательный, владеющий многими искусствами

Слабости: Как и его отец Зевс, Аполлон падок на женскую красоту, как смертных женщин, так и богинь. Однако в отличие от своего более удачливого отца, на любовном поприще он знавал и многочисленные поражения.

Родители:

Верховный бог Зевс и богиня Латона. Внук титанов Кея и Фебы. У Аполлона также была сестра-близнец Артемида

Место рождения:

Наиболее распространенной является версия, что местом рождения Аполлона и Артемиды был остров Делос, однако встречаются источники, называющие и другое место – островок, в настоящее время называемый Паксимадья – неподалеку от побережья Крита.

Жена:

Несмотря на достаточно длинный шлейф взаимоотношений и детей, Аполлон так и не был женат. Из наиболее известных его возлюбленных стоит отметить Кассандру, которую он одарил даром прорицаний, Дафну – в конечном счете превращенную в Лавровое дерево и Каллиопу, которая родила ему сына – Орфея.

Дети:

Аполлон имел весьма многочисленное потомство, однако наиболее известные из его детей – певец и музыкант Орфей, а также бог медицины и врачевания Асклепий

Главные храмы:

Наиболее известное святилище Аполлона, а по совместительству и главный оракул древней Греции, был расположен в . Помимо этого значительным культовым местом, посвященным Богу, считалось святилище на Делосе. В Храме Аполлона на острове долгое время хранилась казна Делосского Союза, направленного против Персов. В настоящее время достаточно хорошо сохранились святилище в Дельфах, Храмы в Бассах (на Пелопоннесе) и Коринфе

Основные мифы:

Жена Зевса Гера, разгневанная на Лету за связь с Зевсом, запретила ей ступать на твердую землю. Однако Лета нашла убежище на острове Делос, где родились Аполлон и Артемида – богиня охоты и дикой природы. Растить юного Аполлона помогала Фемида, кормившая бога нектаром и амброзией. Свои стрелы Аполлон получил в подарок от Гефеста. Также Бог принимал живое участие в битве Богов с Титанами. В Троянской войне он помогал противникам ахейцев. По преданию неприступные стены Трои были построены им и Посейдоном.

Аполлóн, или Феб, был сыном Зевса и Лето, брат Артемиды. Гомер называет Феба любимым сыном Зевса.

Аполлон необычно для эллинских богов верен семье - матери и сестре. Они выступают на одной стороне в Троянской войне, близнецы убивают детей Ниобы, оскорбившей их мать, расстреливают Тития, пытавшегося овладеть ею. Аполлон, опасаясь, что Артемида не устоит перед красотой Ориона, устраивает его смерть и т.д.

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами - эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба - длинные волосы и отсутствие бороды.

:: Подробнее

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: "Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза" (И1)

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки.

Скульптуры изображают его либо стройным, либо - полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица..

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода - он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: "Познай себя", "Ничего сверх меры").

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты - кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Атрибутика и эпитеты, культ

Эпитеты: Пеан и Пеон ("Разрешитель болезней"), Мусагет (водитель муз), Мойрагет ("водитель судьбы"), Феб ("Лучезарный" - указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос ("Отвратитель зла"), Апотропей ("Отвратитель"), Простат ("Заступник"), Акесий ("Целитель"), Номий ("Пастух"), Дафний ("Лавровый"), Дримас ("Дубовый"), Ликейский ("Волчий"), Летоид (от имени матери), Эпикурий ("Попечитель")

Связанные с ним растения и животные: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; волк, ворон, лебедь, ястреб, змея, мышь, баран и кузнечик.

Города: Дельфы, Делос, Тенедос и др. Культ Аполлона был распространен повсеместно. Центром почитания был Дельфийский Храм с оракулом Аполлона. Двусмысленный характер предсказаний, допускавший самое широкое толкование, позволял коллегии дельфийских жрецов влиять на всю греческую политику. Храм Аполлона на о. Делос был религиозно-политическим центром союза греческих полисов; здесь находилась казна союза и происходили собрания его членов.

Празднества и фестивали: Делии, Теофании, Теоксении, Пифийские игры (уступали только Олимпийским играм)

Противоречие функций

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки.

:: Подробнее: музыка

У Аполлона были сыновья-музыканты. Некоторые говорят, что вместе с Каллиопой он стал отцом Орфея (хотя тут сложно сказать, кто точно был отцом Орфея: на выбор есть еще фракийский царь Эагр), и Орфей, как известно, также играл на кифаре. Другой сын Аполлона, Лин - тоже великий музыкант, безвременно погибший от рук нерадивого ученика Геракла.

Пару раз смертные и более низкие божетсва вызывали его на состязания, в которых Аполлон неизменно брал вверх. В итоге смельчак, осмелившийся выступить против него, получал наказание. Например, с сатира Марсия, игравшего на изобретенной, а потом проклятой Афиной флейте, Аполлон содрал кожу. В другой раз Аполлон состязался против Пана; решение о том, кто победил, принимали трое: 2 признали победу Аполлона, а третий, Мидас, - Пана. Своему оппоненту Аполлон ничего не сделал, зато у незадачливого судьи Мидаса отросли ослиные уши, и он был вынужден прятать их под шапочкой.

Он - отец бога врачевания Асклепия (мать которого - Коронида), и сам связан с врачеванием как тела, подобно сыну, так и духа (как бог искусств).

Но вместе с этим, своими стрелами он несет чуму (вспомним начало Илиады). Между прочим, существуют упомянания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой.

Аполлон бог прорицания и провидения, способен наделять этим даром смертных (Кассандру, например).

Позднее, Аполлон отождествляется с Гелиосом, богом солнца и света (Феб - "лучезарный"). Аполлон пастух и охранитель стад. Основатель и строитель городов, и родоначальник племен.

Детство

Говорят, Лето, мать Аполлона, родила его семимесячным после девяти дней схваток на плавучем острове Астерия (или Делос - "являю"), который после рождения мальчика закрепился на дне, еще рассказывают, что матери при родах помогала Артемида, родившаяся незадолго до этого в Ортигии, однако, вероятнее всего Артемида родилась в то же время, что и ее брат.

Фемида кормила Аполлона нектаром и амброзией, и к концу четвертого дня он потребовал лук и стрелы. Получив оружие, Аполлон отправился на поиски змея Пифона, который по приказу Геры гнался за Лето. Отыскав чудовище на горе Парнас, он стал преследовать его и не остановился даже тогда, когда Пифон попытался скрыться в святилище матери-земли в Дельфах.

Убийство змея в храме было возмутительно. Отец потребовал, чтобы Аполлон получил очищение в Темпейской долине, а также, чтобы учредил Пифийские игры в честь застреленного змея, но Аполлон приказа слушать не стал, хотя и прошел обряд очищения, правда, совсем не там, где велел отец.

О детстве Аполлона есть еще, по крайней мере, две легенды. Но они идут врозь с классическим преставлением о том, что на 7-ой день Аполлон стал способен твердо держать оружие.

Согласно одной из легенд, Аполлон, когда ему было всего 4 года, построил на острове Делос роговой жертвенник, сложив рога только с одного бока коз, застреленных Артемидой.

Другая же легенда повествует о том, что, когда Лето несла близнецов на руках в поисках воды, чтобы напиться, у чистого пруда ей повстречались захмелевшие смертные. Они стали осыпать ее оскорблениями и мутить воду, и в гневе Лето превратила их в лягушек. (И2)

Любовь и дружба

Аполлон, как и другие молодые боги, решил не связывать себя узами брака. Тем не менее у него было много детей, матерями которых были и богини, и смертные. Так, Аполлон тайно возлег на ложе с дочерью Эрехтея Креусой, женой Ксуфа, и впоследствии стал отцом Иона. В другой раз Аполлон возлег с Хионой, которую в тот же день позже посетил Гермес; и так получилось, что отцом одного из детей, Автолика (великий вор), был Гермес, а другого, Филаммона (певец), - Аполлон. Муза Талия родили от него корибантов. А Кирена, знаменитая охотница, стала матерью Аристея. Однако наиболее известны мифы о неудачах Аполлона в любви.

Дафна . "В другой раз он "погнался за горной нимфой Дафной, которая была жрицей Геи-земли и дочерью бога реки Пенея в Фессалии. Однако, когда он настиг ее, она взмолилась о помощи к Гее-земле, и та в мгновение ока перенесла ее на Крит, где Дафна стала известна под именем Пасифаи. На ее месте мать-Земля оставила лавровое дерево, из листьев которого Аполлон в поисках утешений сделал венок. Нужно добавить, что чувство Аполлона к Дафне не было случайным. Он давно любил ее и стал причиной гибели своего соперника Левкиппа, сына Эномая, который, переодевшись девушкой, присоединился к веселой компании Дафны в горах. Аполлон, узнав об этом из гадания, посоветовал горным нимфам искупаться обнаженными и тем самым убедиться, что среди них нет мужчин. Обман Левкиппа был тут же раскрыт, и нимфы разорвали его на куски". [И4]

Кассандра . "Однажды Кассандра уснула в храме, ей явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе. Кассандра, приняв от него дар, в остальном отказала. Аполлон уговорил ее на один поцелуй, и, когда она поцеловала его, он плюнул ей в рот и тем самым сделал так, что никто никогда не верил ее пророчествам" [И4]

Марпесса . "Сын Ареса Эвен женился на Алкиппе, и та родила ему дочь Марпессу. Желая сохранить девственность своей дочери, он приглашал всех ее женихов помериться с ним силой в гонках колесниц, причем победителю обещал Марпессу, а проигравшим отрубал голову. Скоро к стенам дома Эвена было прибито множество голов, однако влюбившийся в Марпессу Аполлон выразил свое неудовольствие таким варварским обычаем и сказал, что скоро покончит с ним, вызвав Эвена на состязание. Но сердце Идаса тоже было неравнодушно к Марпессе, и он выпросил у своего отца Посейдона крылатую колесницу. Прежде чем Аполлон успел что-либо предпринять, он отправился в Этолию и увез Марпессу, похитив ее, когда та плясала в хороводе. Эвен бросился в погоню, но не смог догнать Идаса, и им одолела такая кручина, что он сначала перебил всех своих лошадей, а потом бросился в реку Ликорман и утонул, а река с тех пор называется Эвен. Когда Идас достиг Мессении, Аполлон попытался отнять у него Марпессу. Они сошлись в поединке, но их разнял Зевс и распорядился, чтобы Марпесса сама решила, за кого ей лучше выйти замуж. Боясь, что Аполлон бросит ее, когда она состарится, как он бросал многих других своих возлюбленных, Марпесса выбрала себе в мужья Идаса." [И4]

Коронида . Коронида - дочь царя лапифов Флегия. "Ее возлюбленным стал Аполлон, который, отправившись однажды в Дельфы, оставил ее под присмотром белой вороны. Однако в душе Коронида уже давно хранила тайную страсть к Исхию, сыну аркадца Элата, и в отсутствие Аполлона пригласила его разделить с ней ложе, хотя к тому времени она уже зачала от Аполлона. Не успела еще возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону о таком скандальном поведении его возлюбленной и получить награду за бдительность, а Аполлон уже знал из гадания, что Коронида ему неверна. Он проклял ворону за то, что та не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде; и стала ворона от того проклятия черной, и потомки ее с тех пор рождаются черными. Когда Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде на нанесенное ему оскорбление, Артемида, в отместку, выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде трупа Корониды, но оживить ее он уже не мог. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот при свете костра изъял еще живое дитя из чрева Корониды. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отнес в пещеру кентавра Хирона. Там мальчик научился искусствам медицины и охоты. Что касается Исхия, которого также зовут Хилом, то некоторые говорят, что его Зевс поразил молнией, другие же утверждают, что его убил сам Аполлон" [И4]

Дриопа . "Он также соблазнил нимфу Дриопу, пасшую отцовские стада на склоне горы Эты в обществе своих подруг гамадриад. Аполлон превратился в черепаху, которой все они забавлялись, но как только Дриопа положила ее за пазуху, Аполлон превратился в шипящего змея, испугавшего гамадриад, и познал Дриопу. Она родила ему Амфиса, основавшего город Эта и построившего храм в честь своего отца, в котором Дриопа оставалась жрицей, пока гамадриады не выкрали ее, оставив вместо нее тополь." [И4]

Гиакинф . "В этого спартанского принца влюбился не только певец Фамирид - первый из людей, воспылавший страстью к представителю одного с ним пола, но и сам Аполлон, оказавшийся первым из богов, обуянным такой же страстью. В лице Фамирида Аполлон не встретил серьезного соперника. Подслушав, как тот хвастается, что в песнопениях может превзойти муз, Аполлон не без умысла сообщил им об этом, и музы в тот же час лишили Фамирида зрения, голоса и умения играть на кифаре. Однако влечение к Гиакинфу вдруг почувствовал Зефир, и в нем возникла такая ревность к Аполлону, обучавшему юношу метанию диска, что он перехватил диск в полете и направил его в голову Гиакинфа, отчего тот упал замертво. Из его крови вырос цветок гиацинт, на котором до сих пор различимы его инициалы" [И4]

Кипарис . Сын царя, юноша с острова Кеос. Нечаянно убив на охоте ручного оленя, Кипарис, любимец Аполлона, не смог позабыть горя, и Аполлон превратил его в дерево.

Взаимоотношения с отцом

Независимый Аполлон, вероятно, был одним из любимых сыновей Зевса, но было время, когда Громовержец едва не сослал сына навечно в Тартар. Известны два случая, когда Аполлон шел против отца.

Как известно, Зевс был капризен, неверен, высокомерен, - словом, у его многочисленного семейства были причины недолюбливать царя богов. Как-то раз Зевс стал так невыносим, что Гера, Посейдон и Аполлон (по Гомеру - вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) вместе с другими богами, кроме Гестии, вступили в заговор и, когда Зевс спал, привязали его сотней узлов к трону, а сами, удалившись пировать, стали решать, кому быть преемником Зевса. В это время Фетида (та самая, которой в будущем было суждено стать матерью Ахилла) призвала на помощь сторукого Бриарея, и тот освободил Зевса. Конечно, междоусобица на Олимпе была предотвращена, но ряд профилактических мер Зевс незамедлительно провел. Геру, главу заговора, Зевс распял, приковав ее руки к небу, а к ногам привязав наковальни. Гера так жалобно кричала, что в конце концов Зевс все же смилостивился и обещал отпустить жену, если все боги дадут клятву никогда не оспаривать его власти. После надлежащей церемонии, он действительно отпустил Геру, но на этом "репрессии" не закончились: Посейдон и Аполлон были сосланы рабами к царю Трои Лаомедонту, которому боги отстроили городские стены (некоторые утверждают, что целый город). Вообще говоря, Лаомедонт обещал богам в награду богатые дары, так что у них был стимул и стены строить, и стада пасти, но после окончания работ Лаомедонт прогнал богов, обещав отрезать наглецам уши, если они не уберутся восвояси. Справедливо вознегодовавшие боги не оставили этого дела: Посейдон натравил на город морское чудовище, а Аполлон наслал мор.

В другой раз в отместку за то, что Зевс убил его сына Асклепия, Аполлон заявился в кузницу, где киклопы ковали молнии Зевсу, и ослепил их (или убил).

Гнев громовержца был настолько велик, что он едва не сослал сына в Тартар, однако Лето вовремя вмешалась, и Зевс смягчил наказание. Теперь Аполлон должен был прослужить год у царя города Фер Адмета. Послушавшись совета матери, Аполлон не только снес наказание, но и во многом помог Адмету.

:: Подробнее: Адмет

Находясь во служении у Адмета, Аполлон пас скот, который под божественным присмотром множился и хорошел. Помимо этого, Аполлон принял не последнее участие в том, чтобы Адмет женился на прекрасной Алкестиде, а когда счастливый жених позабыл принести соответствующие жертвы Артемиде, Аполлон заступился за царя перед сестрой.

После завершения наказания, Аполлон упросил мойр продлить жизнь Адмета, если в его предсмертный час кто-нибудь согласится умереть ради него, однако даже престарелым родителям хотелось еще задержаться на этом свете, и только молодая жена решила пожертвовать жизнью ради мужа. Тем не менее, благодаря вмешательству Геракла, все закончилось благополучно.

Аполлон и смертные

Известно невероятное множество мифов о взаимоотношениях Аполлона и смертных героев. Например, Геракл вступал в бой с Аполлоном... впрочем, герой боролся едва ли не со всеми олимпийцами. Самое известное вмешательство Аполлона в дела людей - Троянская война (см. "Троянский цикл"). Также, согласно, одним легендам именно Аполлон застрелил Алоадов Отта и Эфиальта, когда один пожелал стать мужем Геры, другой - Артемиды, хотя существует более сложный вариант (см. "Арес").

Выше я уже отметила, как Аполлон поступал со смертными, если те стояли у него на пути, особенно в делах любви. Парочка примеров.

Титий . Титий, сын Зевса, пытался овладеть Лето, на крики матери прибежали Аполлон и Артемида, которые застрелили насильника.

Ниоба . Эта царица себе на беду возмутилась тому, что Лето, родившей всего-то двоих, воздают почести, а ей, матери 7 сыновей и 7 дочерей, - почти, что и нет. Лето оскорбилась и пожаловалась своим детям. Пострадали в конечном итоге дети Ниобы - все были застрелены. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что если бы они взмолились к Артемиде и Аполлону, то боги, возможно, пощадили бы их, ведь не даром Артемида пожалела об убийстве мл. дочери Ниобы, когда та взмолилась ей (но было уже поздно). От горя мать не находила себе места и боги превратили ее в камень.

:: Подробнее: Орион

Орион - самый прекрасный из когда-либо живущих мужчин, был сыном Посейдона и Эвраилы. Однажды он, посетив остров Хиос, влюбился в дочь Энопиона Меропу. Энопион обещал отдать ему дочь в жены, если охотник уничтожит всех хищных зверей на острове. Когда условие было выполнено, Энопион напоил Ориона и выколол ему глаза. Оракул объявил, что зрение к Ориону вернется только тогда, когда он придет на восток и обратит свои глазницы на восходе к Гелиосу.

Когда Орион достиг дальнего берега Океана, в него влюбилась Эос, а ее брат Гелиос вернул охотнику зрение.

"Посетив в сопровождении Эос остров Делос, Орион решил вернуться, чтобы отомстить Энопиону, которого он, однако, на Хиосе найти не смог, потому что тот скрывался в подземном чертоге, построенном для него Гефестом. Отправившись через море на остров Крит, куда, по мнению Ориона, мог сбежать Энопион в надежде найти защиту у своего деда Миноса, он встретился с Артемидой, которая, так же как и он сам, страстно любила охоту. Ей быстро удалось уговорить Ориона отказаться от планов мести и вместо этого отправиться с ней на охоту.

К этому времени Аполлон уже узнал, что Орион не отказал Эос и разделил с ней ложе на священном острове Делос; от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым. Более того, Орион хвалился, что освободит всю землю от диких зверей и чудовищ. Боясь, что его сестра Артемида не устоит, как и Эос, перед красотой Ориона, Аполлон отправился к матери-земле и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та натравила на него чудовищного скорпиона. Орион встретил скорпиона стрелами, но, видя, что они не причиняют ему вреда, бросился на него с мечом. Однако вскоре он понял, что никаким оружием смертный не сможет одолеть скорпиона, нырнул в море и поплыл в сторону Делоса, где, как он надеялся, Эос сможет его спасти. Аполлон тем временем позвал Артемиду и спросил: "Видишь, далеко в море, ближе к Ортигии, плывет что-то черное? Это голова злодея, который только что совратил Опис, одну из твоих гиперборейских жриц. Его зовут Кандаон. Прошу тебя, пронзи его стрелой!" Надо сказать, что Кандаоном звали в Беотии Ориона, но Артемида этого не знала. Она тщательно прицелилась, выстрелила и поплыла, чтобы поглядеть на свою жертву. Каково же было ее горе, когда она увидела, что поразила в голову Ориона. Тогда она упросила сына Аполлона Асклепия, чтобы тот оживил Ориона. Но не успел Асклепий выполнить ее просьбу, как перун Зевса поразил его самого. Тогда Артемида поместила образ Ориона среди звезд, где его вечно преследовал Скорпион. Дух Ориона к тому времени уже отлетел к Асфоделевым лугам." [И4]

Геракл . Аполлон вступал в поединок с Гераклом, когда тот пытался завладеть дельфийским треножником. Зевс прервал бой, ударив между сыновьями молнией.

Когда Геракл одержал победу во всех видах соревнований на Олимпийских играх, каждый из богов-олимпийцев преподнес герою дар; Аполлон подарил лук, хотя Геракл предпочитал пользоваться своим. Существует также версия, согласно которой, Олимпийские игры были учреждены Зевсом; на первых играх Аполлон победил Гермеса в беге, а Ареса в борьбе.

Троянская война . Аполлон принял сторону троянцев. Принято считать, что именно он незримо участвовал в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Дети

Конечно всех детей я не смогу перечислить, многих я уже назвала раньше.

Кикн . Сын Аполлона и Фирии (или Гирии), красавец-охотник, живший в окрестностях Калидона. Многие юноши искали с ним дружбы, но Кикн отталкивал всех своейнадменностью и дурным нравом. Когда от него отказался последний друг, он вместе с матерью бросился в озеро (Канопское озеро), и Аполлон превратил обоих в лебедей.

Имя (плюс функции)

Данные здесь Платоном толкования имени "Аполлон" с научной точки зрения не выдерживают никакой критики, но они хорошо отражают основные функции Аполлона. (А. Тахо-Годи) (Это и след - И3)

Сократ : Имя... оставаясь единым, как нельзя лучше соответствует четырем способностям этого бога, так что затрагивает и каким-то образом выражает из все: (способность к музыке, к пророчеству, к врачеванию и стрельбе из лука...

В нем прекрасная гармония, как это и подобает имени бога музыки. Прежде всего, ведь обряды очищения и очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у прорицателей, равно как окуривание целебными и разными волшебными снадобьями при прорицаниях, а, кроме того, омовения и окропления в том и в другом случае, - все это, вероятно, имеет одну цель: чтобы человек стал чист и телом, и душой...

Разве нельзя сказать, что это очищающий бог как бы выполаскивает душу человека и вызволяет его из плена всякого рода зол... Так вот от этого выполаскивания и вызволения, исцеляющего от всех такого рода бед, правильно было бы назвать его "Выполон", а по его пророческому искусству, за неложность и подлинность его прорицаний, правильнее было бы называть его так, как зовут его фессалийцы: ведь все фесскалийцы называют этого бога "Аплун". А т.к. он властен постоянно посылать стрелы, то по отношению к его искусству стрелкa следовало бы его называть "вечно посылающим стрелы" (нагреческом это созвучно Аполлону). Что же касается музыки, то нужно иметь вид, что альфа [в начале имени] может часто значить то же, что "с", "со-", как например в слове "спутник" или "соложница"; так и здесь, она может означать совместное вращение в небе того, что мы называем небесными полюсами, а в песенной гармонии - созвучием. Все это, по словам тонких знатоков астрономии и музыки, вращается вместе в некоей гармонии, а бог этот надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у богов, и у людей. И как в словах "спутник" и "супруга" мы присоединяли альфу в значении "вместе", также мы зовем и этого бога Аполлоном вместо "Однополон", прибавляя к тому же и вторую ламбду, ибо иначе имя будет звучать в точности как тягостное слово "губитель"...

Символ

Имя Аполлона связано с рационализмом, мотивацией, ограничением.

Рим

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Бог Аполлон

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона с оракулами — особыми местами, где всякий мог получить предсказание. Самым почитаемым был оракул в священном городе Аполлона — Дельфах. О его основании рассказывали вот что.]

Аполлон и Пифон. Когда Аполлон вырос и набрался сил, он решил отомстить змею Пифону за мать. Найдя его на отрогах горы Парнас, златолукий Аполлон забросал его своими сверкающими стрелами. Спасаясь от грозного бога, Пифон обратился в бегство. Аполлон преследовал его до самых священных Дельфов, где Пифон попытался ускользнуть от него в святилище Матери-Земли. Однако и туда вошел грозный бог и насмерть сразил своего врага прямо у края священной расселины. Конечно, убивать змея в святилище не следовало — это было религиозное преступление, и от его скверны было нужно очиститься. Очищение Аполлон прошел на острове Крит, а затем вернулся в Дельфы. [Во искупление вины Аполлона в осквернении святилища, здесь были учреждены Пифийские игры, в которых участвовали все свободные эллины.] А в храме Аполлон, научившись у Пана искусству предсказывать будущее, основал оракул.


Терпсихора. Римская
копия с греческого
оригинала

Жрица-пифия.

Ответы вопрошающим он давал здесь через жрицу-пифию. Она сидела на специальном треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения, и вдыхала их. Придя в состояние исступления, она начинала выкрикивать отрывочные бессвязные слова, которые тщательно записывались дельфийскими жрецами. Потом из этих слов составлялся стихотворный ответ и отдавался вопрошавшему. За всю историю Дельфийского оракула не известно ни одного неверного предсказания! Конечно, объясняется это не столько пророческим даром пифии, сколько ловкостью жрецов. Все даваемые ответы на вопрос были составлены таким образом, чтобы можно было дать несколько противоположных толкований. Например, лидийскому царю Крезу, спросившему, следует ли начинать войну против персов, ответили, что, начав ее, он разрушит великое царство. При этом, конечно, не уточнялось, какое царство имеется в виду. Победит Крез персов — значит, предсказание сбылось; победят персы Креза — значит, он неправильно понял предсказание: ему было обещано, что он разрушит великое царство, но не Персидское, а свое.

Аполлон и музы. Парнас. Солнечным лучам подобны золотые стрелы колчана Аполлона, сияние разливается везде, где он появляется. Поэтому называют его еще Фебом, то есть лучезарным, ясным. Он — прекрасный музыкант, чарующий всех звуками своей кифары. Поэтому называют его еще и Кифаредом. На земле Аполлон — вдохновитель искусств. Всегда сопровождают его дочери Зевса, богини-музы. Их девять, и каждая покровительствует своему искусству или науке. Мельпомена — трагедиям, Терпсихора — танцам, Клио — науке истории, Урания — астрономии, Эрато — любовным песням, Полигимния — торжественной поэзии, Каллиопа — знаниям и поэзии, излагающей героические события, Эвтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии. Поскольку Аполлон возглавляет их хор, он получил имя Мусагет («Предводитель муз»). Любимое место пребывания Аполлона и муз — гора Парнас. На склонах этой горы бил знаменитый Кастальский ключ — источник вдохновения для поэтов и вообще всех людей, которые занимаются мусическими искусствами.

Аполлон - губитель и целитель. В руках Аполлона лук, стрелами из которого он поражает всех своих врагов. Эти стрелы несут с собой мор, эпидемии, смерть десяткам людей, и потому Аполлона именовали Аполлон Губитель. Но, насылая болезни, Аполлон же может их излечить, поэтому его называли и Аполлоном Целителем.


Асклепий. Римская
копия с греческого
оригинала

Асклепий и его потомство. Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, намереваясь воскресить мертвого. Конечно, боги не могли допустить этого, и Зев испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил врача и принял его на Олимп. Так сын Аполлона Асклепий стал богом врачевания. Сыновья Асклепия стали искусными врачевателями, и от них пошел на земле род врачей-Асклепиадов; его дочь Гигиея стала богиней — дарительницей здоровья [мы до сих пор пользуемся ее именем в слове «гигиена»] , а Панакея (Панацея) посылала людям исцеление от всех болей. Аполлон — отец Асклепия и целитель от болезней именовался многими почетными прозвищами, в том числе — Алексикакис («Отвратитель зла»), Простат («Заступник»), Пеан («Разрешитель болезней», «Помощник в беде»).

Аполллон - покровитель земледельцев и пастухов. Аполлон — один из самых могучих богов, поэтому когда он входит в собрание богов на Олимпе, все почтительно и даже с некоторым страхом встают перед ним. Однако, кроме всех перечисленных функций и эпитетов, у Аполлона были и некоторые другие, не столь высокие. Его чтили и землепашца, называя Сминфей («Мышиный»), так как он оберегает от мышей зерно; пастухи называли его Аполлон Ликейский («Волчий»), так как он охраняет стада от волков. Так что получалось, что под разными именами Аполлона считало своим покровителям большинство людей в Греции.

Аполлон и Гиакинф. Аполлон — самый прекрасный из богов, но есть дела, в которых ему не везет, и это — дела любовные. Чаще всего хорошее отношение бога оборачивалось трагедией для того, кто его испытывал на себе. Другом Аполлона был прекрасный юноша Гиакинф, но бог западного ветра Зефир (который сам хотел дружить с юношей и потому завидовал Аполлону) сделал так, что Аполлон случайно попал в него диском, в метании которого он состязался с Гиакинфом, и убил его. Из крови юноши возник цветок, который увековечил его имя в людской памяти — гиацинт.


Аполлон, играющий
на кифаре

Аполллон и Дафна. Печально закончилась и любовь Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Есть у Афродиты сын — веселый, быстрый, шаловливый, коварный мальчик Эрот. Он носится на золотых крыльях над миром, над землями и морями; в руках у него маленький золотой лук. Никто не защищен от стрел шалуна Эрота, даже громовержца Зевса могут они поразить. Без боли вонзаются стрелы в сердца, и вспыхивает в них пламень любви. Не всегда приносят эти стрелы радость и счастье — часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Как-то златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота; обиделся мальчик и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны.

Встретил Аполлон прекрасную нимфу и полюбил ее. Но лишь только увидела Дафна златокудрого бога — пустилась бежать с быстротою ветра. «Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон. — Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву. Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!» Но все быстрее и быстрее бежала Дафна.

Когда же начали оставлять ее силы и поняла она, что вот-вот настигнет ее влюбленный бог, взмолилась Дафна своему отцу, речному богу Пенею: «Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!» Лишь только сказала она так — онемело ее тело, покрыла его кора, волосы обратились в листву, а руки — в ветви. Стала Дафна лавром. Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с деревом, долго слышалось ему биение сердца Дафны под древесной корой, наконец сказал он: «Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!» Исполнилось так, как сказал великий бог. А сам Аполлон с тех пор носил лавровый венок и зеленью лавра украшал лиру и колчан со стрелами.

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Аполлон обладал многими качествами, благодаря которым его по праву почитали, как самого любимого бога. Но дело не только в его привлекательности, лире и золотой колеснице. Предлагаем вашему вниманию 10 фактов, которые стоит знать о прекрасном Аполлоне.

Источником вдохновения для мужской коллекции весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana послужили боги, монстры и люди, обитавшие в мифах и легендах древней Сицилии. Кроме того, дизайнеры черпали вдохновение от величественных, мощных сооружений, усеявших сицилийскую территорию, таких как храмы, посвященные Аполлону, расположенные перед площадью Панкли в Сиракузах. Это самый древний храм в дорическом стиле на Сицилии и один из первых в этом стиле, который затем стал стандартом для всего греческого мира. Также произведения искусства и скульптуры, запечатлевшие силу, красоту и любовь Аполлона, сыграли важную роль в мужской коллекции весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana.

Как и сам бог Аполлон, посвященный ему храм имеет сложную историю. Однако он прошел множество трансформаций, в отличие от самого Аполлона, который за эти века приобрел разные качества, которые могли происходить от разных богов. Из всех его свойств именно целительные качества Аполлона и его олицетворение, как защитника, известно больше всего… а также то, что он был богом солнца и мог контролировать его движение! Но знали ли вы, что он убил змея Пифона, когда ему было всего 4 дня от роду? Или что у него было множество любовниц и любовников?

Вот вам 10 фактов, которые нужно знать об Аполлоне:

1. Сын Зевса и его «любовницы».
Когда твой отец - бог всех богов и богинь, ваша жизнь вряд ли будет обычной. Аполлон родился от Зевса и его «любовницы» Лето. Жена Зевса Гера запретила Лето рожать на terra firma - «твердой земле», вынудив ее искать безопасное место для рождения сына. Гера даже похитила богиню деторождения Илифию, чтобы Лето не смогла родить. Однако другие боги обманули ее, отвлекая ее внимание - они подарили ей 8-метровое ожерелье из янтаря.

Лето нашла плавучий остров Делос, жители которого приняли ее, а Зевс после рождения сына привязал Делос ко дну океана. Лето обещала, что Аполлон будет чтить место своего рождения, и позже остров стал священным для этого бога.

2. Маменькин сынок… типа того
Как говорилось выше, в возрасте четырех дней Аполлон убил подземного змея Пифона, что на самом деле было подвигом во имя любви: этого дракона Гера послала, чтобы он убил Лето, мать Аполлона. За этот «проступок» Аполлона наказали, но это не остановило его от защиты матери снова и снова. Он также объединился со своей сестрой-близняшкой Артемидой, когда Гера послала великана Тития убить Лето.

Именно во время битвы с Титием появился Зевс, поднял великана и забросил его в Тартар - глубокую бездну, используемую для страданий и пыток. Отличный способ навести порядок в спорах между женой и сыном, да?

3. У него была сестра-близняшка
На острове Делос родился не только Аполлон, но и его сестра-близнец Артемида. Она была богиней охоты, природы и животных, а также богиней девственности и защитницей молодых девушек и больных женщин. Они всегда были очень близки и были убиты во имя своей матери, защищая ее гордость и честь.

4. Огненные колесницы
Как мы знаем, Аполлон - бог солнца, который мог контролировать его движение… но как, во имя всего святого, он мог это делать? Телекинез? Нет-нет-нет, глупые, он просто тянул солнце по небу на своей колеснице, запряженной в золотых лошадей, отражая золото своего лука и стрел, а также золотой блеск, которым он якобы был окружен. Эти предметы, включая солнце, являются символами и атрибутами Аполлона, как и его золотистые кудри, которые сводили с ума богинь, богов, полубогов, мужчин и женщин.
Также из-за его любви к музыке и музам Аполлона часто изображают с лирой в руке и следующими по его стопам животными.

5. Бесплатные «объятья» для всех
При такой привлекательной внешности, весь мир лежал у ног Аполлона. Хотя говорят, что он был единственным богом, у которого не было отношений со смертными, список его любовниц и любовников бесконечен. В большинстве источников говорится, что у него было девять любовниц (Левкофея, Марпесса, Касталия, Кирена, Гекуба, Кассандра, Коронида, Креуса и Аканта), а также два любовника - Гиакинф, прекрасный сильный спартанский принц, и Кипарис, потомок Геркулеса. Но известно, что Аполлон был готов раздавать свою любовь, так что, говорят, у него было еще 50 любовниц и 10 любовников… жадный малый.

Но главной историей любви, причем, печальной историей является легенда о его любви к нимфе Дафне. Оскорбив молодого Эроса (купидона), Аполлон получил от него золотую стрелу, а Дафна - свинцовую, так что его влечение и любовь к ней так и остались безответными. Преследуемая Аполлоном, Дафна взмолила своего отца о помощи, чтобы он превратил ее в лавровое дерево. И Аполлон ухаживал за ним вечность, поддерживая его всегда зеленым и цветущим… так что он не смог забыть ее, даже когда она стала деревом.

Да и сам Аполлон оказался на месте Дафны. Клития так сильно любила Аполлона, что не сходила с места, наблюдая за ним, когда он проходил мимо нее каждый день. Она не двигалась, и ее ноги вросли в землю, а лицо превратилось в подсолнух, который поворачивал голову, чтобы всегда смотреть на солнце, как она смотрела на бога солнца. Какой печальный конец.

6. Гений
Этого бога считают гением, т.к. он родился со множеством талантов, атрибутов и функций. Помимо бога солнца, Аполлона также считают покровителем пророчества, музыки, поэзии, умственных занятий, исцеления, а также, чумы. Он также считается изобретателем лиры - классического греческого струнного инструмента. Хотя говорят, что более хитрый и коварный бог Гермес создал лиру из внутренностей коровы, которую он украл у Аполлона. Что если Аполлон выдал чужое изобретение за свое? А может, Гермес так хорошо обманывал смертных, что убедил всех, что это он создал этот музыкальный инструмент?

7. Древняя мужская версия Золушки
Нет-нет, не то чтобы он страдал от злых сестер. Это, скорее, более легкая версия Золушки, потому что он общался с мышами… Хотя он не пел с ними. Однако помимо мышей в число священных для Аполлона животных также входили волки, дельфины, косули, лебеди, цикады, соколы, вороны, змеи и грифоны. Не все так мило и пушисто, как в диснеевских мультиках. Животных часто изображали рядом с Аполлоном, как и лиру и его золотой лук и стрелы.

8. Чума для троянцев
Кстати, о луке и стрелах. Аполлон был очень искусным стрелком, который повлиял на исход великой Троянской войны - он выстрелил огненными стрелами, зараженными чумой, прямо в греческий лагерь, чтобы наказать их за то, что они похитили одну из жриц Аполлона. Во время этой войны Ахилл - великий греческий герой - был разгневан этими действиями. Об этом можно прочитать в знаменитой Илиаде. В итоге, это привело к смерти Ахилла, в которой Аполлон принял непосредственное участие, проведя золотую стрелу прямиком в Ахиллесову пяту… но, мы уверены, вы в курсе этой легенды.

9. Месть Зевсу
Аполлон является отцом трех сыновей - Асклепия (бога врачевания), легендарного музыканта Орфея и героя Аристея. Первый, Асклепий, был убит молнией Зевса за то, что воскресил Ипполита - человека, которого обвиняли в изнасиловании. Аполлон взбесился действиями своего отца, нашел циклопов, которые делали молнии для его отца, и убил их. Казалось бы, месть богу всех богов и богинь - это верная смерть, но нет - Аполлона приговорили к одному году тяжких работ в роли пастуха для Ферского царя Адмета в Фессалии.

10. Аполлонский культ Оракула
В отличие от многих других богов, у Аполлона было два места поклонения, которые имели огромное влияние. Эти места известны, как Делос и Дельфы. Наиболее известным были Дельфы, которые стали главным местом культа, после того как он убил подземного змея. Пифона. Аполлон является покровителем Дельф и всезнающим божеством Дельфийского Оракула. Также именно здесь каждые четыре года спортсмены со всего греческого мира соревновались и пробовали свои силы в Пифийских играх - древнего источника происхождения современной Олимпиады. И именно здесь вы найдете храм Аполлону.