Коррекция эмоциональной сферы детей с овз методами песочной терапии. Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Марина Шенгелая
Песочная терапия в коррекции развития детей с ОВЗ

Актуальность проблемы

Еще в древние времена люди проявляли интерес к этому материалу. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами, "заземляет" отрицательную энергию.

Песок , по мнению психотерапевтов , - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения.

Форма и размер

Песочницы могут быть нескольких видов. Традиционные параметры - 50см (ширина) * 70 см (длина) * 8 см (глубина) . Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия. Хотя можно использовать песочницу квадратной и даже круглой формы (квадратная и круглая форма провоцирует стремление занять центр) . Если играть с подгруппой -идеальной окажется песочница побольше - 140 см * 100см * 8см.

Цвет бортов и дна

Можно добавить в увлекательные песочные занятия немного цветотерапии , то есть время от времени менять цвета бортов : черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна) .

Зеленый - цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

Желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

Красный - цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии

Основные предметы которые используем в песочной терапии :

люди - фигурки младенцев, детей , взрослых, представители разных профессий, сказочные персонажи;

Жилища и дома с мебелью : эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.

Домашняя утварь и продукты : горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.

Животные - рыбы (акула, дельфин, рыба-меч) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) . И обязательно парочку игрушечных динозавров;

Транспортные средства : эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки, воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты) .

Объекты среды обитания человека : заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.

растения - деревья, кустарники, цветы

объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ПОСТАВЛЕННЫХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗНЫЕ РОЛИ :

1. педагог становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие» , для наибольшего самораскрытия ребенка;

2. педагог становится ведущим песочной игры , в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т . п.)

Диагностическое обследование :

До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер , посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» он формирует свое представление о мире. С 3 лет работа в песочнице носит уже коррекционно- развивающий характер . Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых нарушений.

Игры с песком могут способствовать :

стабилизации эмоционального состояния

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук

развитию восприятия , внимания, памяти, графических навыков

расширению представлений об окружающем и развитию речи

формированию математических представлений : о форме, величине, количестве, пространстве

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильные ощущения мы получаем через кожу : "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое".

Кинестетические ощущения получаются во время движения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) ;- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера .

Можно выложить на песке из палочек фигуру, букву…

Песочницу можно использовать для нахождения определенной игрушки или буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек") .

Знакомство с песочницей (от 3 лет)

Цель - снижение психофизического напряжения.

Предложить ребенку"поздороваться" с песочком , сделать, что ему нравится : погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь : холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т. п.

Знакомство с мокрым песком

проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился , он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т. п.

Засыпание песка в емкости, пересыпание (от 3 лет)

Оборудование : 2 емкости с узким горлышком, воронка.

Ребенок насыпает песок в бутылку , при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

Песочный дождик (от 3 лет)

Цель - регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер . Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу , на другую ладонь, на ладонь другого человека.

Песочный ветер (от 3 лет)

Дыхательное упражнение.

Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля - таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее!

Вывод :

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты :

У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;- обучающиеся чувствуют себя более успешными;- на занятиях нет места монотонности и скуке;

Целенаправленная коррекционно -педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Песок - это доступный материал, который можно встретить в песочнице, на пляже, по берегам рек и озёр. Что же тогда песочная терапия? И для чего она? Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Игры на песке - это естественный и доступный для каждого ребёнка вид деятельности, одна из форм взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребенок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно! А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На занятиях дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Самым современным и увлекательным является - рисование песком на специальных столах или песочная анимация. На планшете установлена цветная подсветка, которая управляется небольшим пультом. С его помощью можно выбрать один из 16 цветов. Также можно увеличивать или уменьшать яркость. Использовать 5 разных функций, режим мигания 7 цветов, 3 цветов, плавная смена 7 или 3 цветов и статичные цвета. Рисование на стекле происходит с помощью пальчиков и ладошек. В чём же проявляется позитив от этих занятий?

У ребёнка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. И в руки дают не краски вовсе, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддаётся «приручению». А ещё песок может быть не обычный, а подкрашенный. Или подсветка меняет цвет и можно выбрать любой, который в данный момент соответствует настроению. 3. Ребёнок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты отмечают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. В своей практике я использую разные формы работы с песком, всевозможное оборудование и разнообразный песок. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимо: - мини-песочница. Это водонепроницаемый деревянный ящик определённых размеров. Его внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду и море, а борта воздух и неб и чистый просеянный песок, а также коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. В такой песочнице ребята строят города, рисуют картины, проводят опыты, отыскивают спрятанные клады и сокровища, угадывают, чьи следы. Песочница может использоваться как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Самыми увлекательными являются игры-путешествия, где ребята используют разную атрибутику, камешки, ракушки разных цветов и размеров, фигурки животных, людей, транспорта, растений. Я провожу занятия для коррекции тревожности и неуверенности, расширения эмоционального опыта, умения работать в коллективе, развития эмпатии. В песочнице мы знакомились с разными видами песка, карьерным, речным и кинетическим. Кинетический песок, «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает её и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Взаимодействуя с кинетическим песком, дети испытывают массу тактильных ощущений. Из цветного кинетического песка ребята строят разные коллажи, например, «Мир моря», «Весна», «Кондитерская», «Цветы» и т.д. Следующим этапом работы является песочная аппликация. Ребёнок наносит на контурное изображение клей ПВА, потом засыпает сверху песком одного цвета. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Рисунки детей на тему «Космос», созданные по этой технологии, заняли первые места на всероссийском и международном конкурсах.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для меня это еще один способ понять чувства ребенка. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передаёт человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Наша работа дополняла и украшала деятельность детей по разным темам. Если говорили про осень, то рисовали «Сказку про деревце», о зиме - снежинки, вспоминали о лете - делали «Радугу в бутылке» и лепили из цветного песка цветы, вели разговор о космосе - делали аппликации «Космические путешествия» и ещё много интересного и познавательного.

Робкие и застенчивые ребята становились более активными и уверенными, а подвижные и энергичные подолгу засиживались в песочнице, строили, разрушали, строили снова, дополняли работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращались вновь и вновь, создавая и проигрывая новые сюжеты.

Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!

Идея разработки проекта была вызвана повышенным спросом родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Все эти дети не посещают детские дошкольные учреждения. Учитывая большие ежемесячные траты семьи на поддержание здоровья детей с особенностями развития, у родителей практически не остаётся средств для посещения платных занятий в коммерческих центрах. Однако, этим детям особенно необходимо общение со сверстниками и коррекция их психологического состояния. Работа студии песочной терапии направлена на создание условий для реабилитации, социализации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент песочная терапия является эффективным методом психологической работы с детьми всех групп здоровья, в основе которой лежит «игра ребенка в песок». Рисунок на песке - мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы. По мнению известного психолога Л.С.Выготского, «рисунок для ребенка является его речью». Когда дети рисуют на песке, они раскрывают свои душевные переживания, тревоги, страхи, чувства и другие эмоции. Во время занятий по песочной терапии развивается мелкая моторика, речь, образно-логическое мышление и эмоционально-познавательная сфера ребенка. Это способствует и подготовке детей к школе. Если коррекционная работа с ребенком не будет проведена вовремя, то имеющиеся отклонения в здоровье могут привести к возникновению нарушений письменной речи ребенка, мешая ему в полном объеме овладевать программными знаниями и умениями в школе. В рамках проекта предполагается проведение 3-х месячного курса занятий (2 раза в неделю) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводит психолог по специальной методике песочной арт-терапии. С целью определения эффективности занятий с каждым ребенком будет проводиться предварительная и итоговая диагностика. Помимо этого, будет организована работа с родителями этих детей: индивидуальные консультации, общие собрания и семинары. Общаясь между собой, родители смогут обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Итоговым мероприятием проекта является проведение фотовыставки детских рисунков на песке. В распоряжении организации имеется помещение, которое предполагается оснастить необходимым оборудованием для песочной терапии. Открытие студии песочной терапии - новое направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в зоне «шаговой» доступности. Ход реализации проекта будет отражен в социальных сетях и сайте организации. Результатом проекта будет реабилитация 21 ребенка с ОВЗ и создание условий для продолжения такой работы после завершения проекта. В городе появится доступная площадка, куда может бесплатно обратиться каждая мама, имеющая ребенка с особенностями развития и получить квалифицированную помощь специалиста.

Цели

  1. Создание и организация работы студии песочной терапии для реабилитации, социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обоснование социальной значимости

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В РФ менее 10% новорожденных являются практически здоровыми и относятся к 1 группе здоровья. В Ступинском районе аналогичная ситуация. Большое количество детей имеет расстройства здоровья разной степени выраженности. Из них: детей-инвалидов – 284 человека. У большинства имеются не просто ограниченные особенности развития, но и психологические проблемы и они не могут их решить самостоятельно. Несмотря на наличие в городе 7 учреждений дополнительного образования для детей дошкольного возраста, работа по методике песочной терапии проводится в одном бюджетном учреждении, где всего лишь 3 стола-песочницы. Этого явно недостаточно для города, где живут 7980 детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что детских садах воспитываются 6513 детей. Еще одной проблемой для семей с детьми с ОВЗ является отсутствие бесплатных занятий. Важно заметить, что в городе малообеспеченных семей насчитывается 1174, многодетных семей – 830 и 905 матерей воспитывают детей одни. Общественная организация работает в г.Ступино уже более 15 лет. За эти годы накоплен богатый опыт проведения занятий по всестороннему развитию детей и организации культурно-досуговой деятельности для всех членов семьи. В распоряжении организации имеется помещение на условия договора безвозмездного пользования. За годы работы сформировался дружный коллектив профессионалов. В силах общественной организации оказать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный опрос среди родителей Клуба Лиги матерей показал актуальность проведения занятий по песочной терапии для детей. Рисование на песке приближает детей к творческой деятельности, вдохновляет, погружает в сказку. Песок - лучшая среда, которая дает представление о внутреннем мире ребенка. Опытный специалист с легкостью сможет распознать в этих детских творениях психологическую проблему. Под руководством психолога песочная терапия является хорошим способом расслабления ребенка и снятия стресса, напряжения, страхов. Участие в реализации проекта поможет семьям создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья для ведения полноценной жизни. Реализация проекта позволит совершенствовать взаимодействие государственных и общественных структур по созданию благоприятного пространства для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АДЛЕРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

(ГКУ СО КК «АДЛЕРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

методическим советом ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Адлерский реабилитационный

центр», протокол № 1

«Адлерский реабилитационный центр»

Т.М. Васинюк

«_____» ____________ 2018 г.

«____» _______________ 2018 г.

Образовательная программа дополнительного образования

«Волшебный песок»

Педагог-психолог:

Гаева А.В.

Сочи

2018 год

Содержание.

Пояснительная записка

1.1 Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность…………………………………………………………….3 стр.

1.2 Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования…………………………………………………………………..4 стр.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы ………………….5 стр.

1.4Планируемые результаты освоения программы…. ……………………5стр.

Содержание программы

2.1. I модуль «развитие коммуникативной составляющей»……………….6 стр.

2.2. II модуль «развитие познавательной активности»……………………..8 стр.

2.3. III модуль «развитие эмоционального интеллекта»…………………..10 стр.

Условия реализации программы............................................................11 стр.

Список литературы

    Пояснительная записка

    1. Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия. Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:

творческогопотенциала
способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
исследовательского интереса, познавательной активности.

Данная программа направлена:

    на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

    Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

    Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

    Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

1.2 Цели и задачи программы:

Цель:

    Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком.

    Формирование психологического здоровья детей;

    Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

    Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

    Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие дошкольников.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);

2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей(ФГОС);

Обучающие :

    обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

    учить выражать свою любовь;

    обучать рефлексивным умениям.

    учить выстраивать композиции на песке.

    закреплять представление об окружающем мире.

    овладеть техникой песочного рисования.

    обучать основам цвето- и свето-видения.

    знакомить с принципами анимации.

Развивающие:

    развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.

    развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

    развивать у детей интеллектуальные способности.

    развивать творческие способности учащихся.

    развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

    развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.

    развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.

    развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.

    вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

    воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

    воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.

    воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.

    воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.

    воспитывать эстетический и художественный вкус.

    корректировать нежелательные черты характера и поведения .

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Системность : в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность : создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие : создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

    использование светового стола и песка для создания изображений;

    освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);

    умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

    умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).

    Содержание программы

Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения.

Содержание предусматривает обучение трех возрастных групп детей: 4-5 лет, 5-6, 6-7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, с оответствующих психофизиологическим особенностям детей .

В каждой из возрастных групп используется разный уровень самостоятельности при выполнении заданий .

Реализация каждого из модулей рассчитана на 15 часов, срок реализации одного модуля -2,5 месяца.

Программа может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей. Каждый модуль имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.

Режим занятий.

Занятия проходят два раза в неделю по 30 минут для каждой возрастной группы соответственно (4-5 лет, 5-7лет).

Срок реализации программы – 1 учебный год

(Содержание программы представлено 3 самостоятельными модулями:)

2.1 I модуль «развитие коммуникативной составляющей»

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Цель: эмоционально-личностное развитие. Модуль включает три вида занятий:

    игра с песком - в групповой песочнице;

    рисование песком на специальных световых столах.

    Рисование цветным песком на картоне

Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и

других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми,способность

саморегуляции и адаптации в новых условиях.

    развитие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;

    развитие сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;

    тренировка мелкой моторики рук;

Модуль 1

занятия

Тема

Содержание

Волшебная страна

Ознакомление детей со средством рисования песком (световой стол, песок.)

Песочная феерия

Ознакомление с приёмами рисования песком

Сказка на холсте

Ознакомление с основными жанрами живописи

Видимо-невидимо

Ознакомление с приёмами работы с песком как художественным материалом

Весёлые песчинки

Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе

Радуга песка

Превращение белого песка во все цвета радуги

Магия песка

Арт-курс по рисованию песком

Песочный мир

Построение в педагогической песочнице

песочного города

Что значит быть художником?

Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков и передачи в рисунке формы, фактуры.

10.

Сказочный дворец

Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание)

11.

Мир синего и белого цвета.

Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение,

волшебства тайны).

12.

Синее небо

Освоение, гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.

13.

Что такое открытое пространство?

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона.

Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.

14.

Мой детский сад ранним утром.

15.

Страна чудес в которой мы живём.

2.2 Модуль «развитие познавательной активности»

    Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Цель : развитие познавательнойактивности Модуль включает три вида занятий:

1. Метод рисования цветным песком.

Технологии работы:

С цветным песком и клеем;

С использованием дополнительных художественных материалов;

Динамическое рисование цветным песком.

2. Технология рисования песком на световом столе.

3. Методы работы с песком

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:

    развитие всех познавательных процессов - внимания, памяти,

восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой

моторики и сенсорной сферы;

    гармонизация психоэмоционального состояния;

    развитие воображения и зрительного восприятия.

Календарно-перспективное планирование

занятия

Тема

Содержание

Что мы знаем о песке

Овладение детьми приёмами рисования песком, создание фона

Удивительный мир

Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины

Белый снег на крыше

Рисование дома зимой, на световом столе

Однажды в новый год…

Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе

Новогодняя ночь

Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе

Формы из песка

Рисование геометрических форм белым песком на прозрачном подносе

Наши любимые мультфильмы

Рисование главных героев из мультфильма

Мультик в гости к нам пришёл

Закрепление пройденного материала, создание песочной картины.

Сам себе режиссёр

Песочная анимация. Создание онлайн фильма.

Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.

10.

Сказочные герои у нас в гостях

11.

12.

Фантазёры

Рисование на свободную тему, выбор светового стола, цветного песка.

13.

Транспорт

Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея).

14.

15.

День защитника отечества.

Рисование открытки на световом столе.

2.3 III модуль «развитие эмоционального интеллекта»

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то,чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это «здравый смысл»

Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.

Основные задачи:

    развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессовсаморегуляции;

    развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;

    развитие мелкой моторики рук;

    гармонизация психоэмоционального состояния;

    формирование установки на положительное отношение к себе.

    Развитие воображения и зрительного восприятия

Календарно-перспективное планирование

занятия

Тема

Содержание

Весенние цветы для мамы

Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа

В гости к нам весна пришла

Весенняя сказка. Рисование на световых столах.

Что бывает весной?

создание художественных образов на основе природных форм, освоение разных приемов рисования на камешках различной формы.

Солнечный день

Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками), для создания однотипных изображений.

Маленькие творцы

Просмотр созданных работ

Разноцветный песок

Рисование мандалы. Индивидуальная работа, на подносе с использованием цветного песка. Индивидуальная работа

Чудо песок

Рисование мандалы по подгруппам.

Мандала

Рисование мандалы на формате 2м х 2м

Рисунок выполняется детьми 2-х групп

10.

Весенняя капель

Рисование цветным песком (свободная тема)

11.

12.

13.

14.

15.

Песочная фантазия

Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе.

Понятия «сценарий» анимационного ролика.

Разработка персонажей.

1 этап.

Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами.

2 этап.

Рисование цветным песком на подносах.

    этап.

    Условия реализации программы

Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.

Список литературы.

    Программа от рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

    Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.

    «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.

    Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75
    Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

    Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал « Старший воспитатель » №5/2012г.

    ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с

    Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.

    Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.

Терапия Sand - art

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

    плохой сон, ночные кошмары;

    плохо развита мелкая моторика;

    истерики, непослушание, капризы;

    логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

    застенчивость, неуверенность в себе;

    агрессия, тревожность;

    нет взаимопонимания с родителями;

    расстройства невротического характера;

    недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

    психосоматические заболевания;

    страх перед школой, садиком;

    частая плаксивость (без повода);

    ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:

    Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

    Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;

    Развитие воображения, творческого потенциала;

    Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

    Развитие самооценки и уверенности в себе;

    Адаптация в новой среде (детский сад, школа);

    Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;

    Формирование положительных черт характера.

Игры и упражнения с песком.

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Карта сокровищ».

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Для игры понадобится , набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.

Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

«Отгадай загадку».

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления.

Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

«Веселая ферма».

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти.

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы».

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы личной культуры, ориентировки в реалиях предметного мира, явлениях собственной жизни и деятельности, понимание самого себя, окружающих явлений общественной жизни. Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности малыша, когда он включен в процесс собственного «строительства».

Мир детских эмоций и ощущений очень хрупкий, а социальная ситуация в обществе на современном этапе не всегда способствует сохранению психического благополучия. Поэтому во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учебного заведения необходимо использовать технологии, направленные на сохранение здоровья и инновационные элементы.

Одним из методов, с помощью которого можно научить детей взаимодействовать со сверстниками, является метод песочной терапии . Он позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка и снять напряжение, получить определенный опыт взаимодействия с другими, в чем-то непохожими детьми, и принять друг друга. Это является одной из важнейших составляющих толерантного общества. Песочная терапия помогает определить виды взаимоотношений в группе и корректировать их.

Игры с песком-одна из форм естественной деятельности ребенка

Песок-природный материал, очень пластичный инструмент для творчества. Он позволяет работать с собой каждому, даже тому, кто не обладает особым художественным даром, боится оценки и отказывается рисовать. Работа с песком учит человека терпению.

Создавая композиции из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме можем передать ему наши знания и жизненный опыт, основы законов окружающего мира.

Итак, предлагаем ребенку построить собственную социальную среду-свой мир. Проиграть, «прожить», решить проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками и принятию друг друга (в группе).

В игре с песком все возможно. Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть внутренний мир ребенка и то, что в психологии называется «здесь и сейчас», в проигрывании различных ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок.

Начиная работу с группой детей, прежде всего, необходимо создать естественную обстановку, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищённым. Задачи должны соответствовать возможностям всех детей (группа может состоять из 2-4 человек), инструкция подается в сказочной форме. Во время работы мы поощряем фантазию и творческий подход, исключая негативную оценку действий, идей, результатов.

Первое групповое занятие можно начать с беседы об ощущениях: какие бывают ощущения, как мы их определяем. Затем расположив детей у поддона с песком, предложить им руками прикоснуться, взаимодействовать с песком: «Что вы чувствуете, прикасаясь к песку?». Это упражнение стабилизирует эмоциональное состояние и имеет большое значение для развития психики ребенка.

Поддон с песком имеет ограниченный размер. Благодаря этому дети могут не только отразить свои переживания, но и достичь интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.

Перед началом построения композиции проводится беседа об актуальном состоянии участников группы. Затем выбирает направление работы в рамках песочной терапии. Инструкции могут быть аналогичными проективным тестам или свободными: «Вы можете создать в песочнице все, что захотите. Вы волшебники, которые путешествуют по миру в поисках места, где не ступала нога человека. Там вы создаете свою сказочную страну. Для этого каждый из вас может выбрать по 3 фигурки и подобрать к ним здания, камни, растения, животных, которые будут жить в вашей стране».

Когда дети подберут фигурки, им можно предложить создать сказочную страну одновременно, каждый на своем участке песочницы, стараясь не мешать друг другу.

После окончания создания композиции каждый рассказывает о своей стране, о ее жителях. Затем следует предложить детям посмотреть на общую картину, которая у них вышла, и придумать общее название. Каждый предлагает свой вариант, но детям необходимо договориться и выбрать одно название. Психолог спрашивает: «А как эти страны между собой живут? Посмотрите, пожалуйста, дружат ли они? Что для этого необходимо?».

После ответов детей психолог предлагает руками, без дополнительных средств, сделать так, чтобы взаимодействие между этими странами было легким и простым. Каждый член группы на своей территории придумывает оптимальное, удобное для него решение общей проблемы взаимодействия.

Важный элемент работы - создание в конце занятия положительного образа или предоставлении бывшему ужасающему образу смешного вида. Это и есть выход на положительный жизнеутверждающий уровень.

Для нас важно проследить за тем, как дети проявляют себя в игре и в контакте друг с другом. Вы увидите как в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции взаимодействия. Так формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья - это одна из приоритетных задач психолога в условиях инклюзивного образования. Проблема очень похожа на каменный мяч: форма шара визуально очень знакома каждому, но наполненность другая-мяч каменный, отшлифованный временем и ладонями. И для того, чтобы его хоть как-то сдвинуть с места, нужно приложить много усилий. Итак, давайте начнем строить «свой мир» - ведь все в наших руках. Об этом говорил Карл Гюстав Юнг: «Руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».