Кооперативная рефлексия. Что такое рефлексия в психологии

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.

Рефлексия – это способность человека направлять собственные мысли на свое сознание, продукты своей поведенческой активности, накопленные знания и умения, а также на поступки, которые уже совершены или планируются быть совершенными в будущем. Проще говоря, рефлексия – умение заглянуть внутрь собственного подсознания и оценить собственные шаблоны поведения, эмоциональное реагирование на окружающих, принятие решений. Рефлексировать – значит фокусироваться на собственном «Я» и осмысливать его содержание.

Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.

Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.

Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.

Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:

  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.

Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Разновидности рефлексии

Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:

  1. Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
  2. Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
  3. Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.

Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:

Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.

Как развить качество в себе

Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:

  • анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
  • стараться давать себе адекватную оценку;
  • думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
  • рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
  • регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
  • больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.

Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.

Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.

Психологическое содержание

Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.

Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Философский аспект

Многие философы уверены, что рефлексия в психологии - это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.

Роль данного явления

Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

  • Кооперативная. В этом случае под рефлексией понимается «освобождение» субъекта и его «выход» в новую позицию по отношению к прошлым деятельностям. Акцент ставится на результаты, а не на процессуальные тонкости механизма.
  • Коммуникативная. Рефлексия выступает важнейшей составляющей гармоничного развития общения и межличностного восприятия. Этот показатель чаще всего используется для решения вопросов, которые связаны с проблемами перцепции и эмпатии в общении между людьми. Функции феномена в этом случае следующие: регулятивная, познавательная и развития. Они выражаются в смене представлений об объекте на более адекватные в данной ситуации.
  • Личностная. Дает возможность изучать собственные поступки, анализировать образы и внутреннее «Я». Используется в тех случаях, когда имеет место самораспад личности, требуется коррекция самосознания и построение нового «Я».
  • Интеллектуальная. Объектом выступают знания, касающиеся определенного предмета, и способы взаимодействия с ним. Этот вид рефлексии используется в инженерной и
  • Экзистенциональная. Объектом являются глубинные смыслы личности.
  • Саногенная. Основной функцией считается регулирование эмоциональных состояний и уменьшение страданий и переживаний.
  • Рефлексия в Подразумевается сложная система отношений, которые возникают в процессе взаимодействия личностей.

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает вовлеченность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «здесь и сейчас».
  • Ретроспективная. Используется для оценки тех действий и событий, которые уже произошли. Эта форма необходима для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания собственных ошибок и слабых мест. Применяя ретроспективную рефлексию, можно выявить причины своих неудач и поражений.
  • Перспективная. Используется для обдумывания будущей деятельности, подразумевает планирование и определение конструктивных способов воздействия.

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

  • Анализ действий. После принятия решений или тяжелых ситуаций необходимо обдумывать свои поступки и смотреть на себя со стороны. Необходимо подумать, возможно, был еще один выход, более удачный при сложившихся обстоятельствах. Также нужно проанализировать, какие выводы можно сделать и какие ошибки не стоить повторять в следующий раз. Это поможет разобраться, что такое рефлексия в психологии. Примеры могут быть различные, но цель упражнений одна: осознать факт собственной уникальности и уметь контролировать свои действия.
  • Оценка прошедшего дня. Человек должен взять за привычку в конце каждого дня анализировать все события и мысленно «прогонять» в памяти произошедшие эпизоды. Концентрироваться следует на тех, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Стоит посмотреть на них глазами незаинтересованного наблюдателя, возможно, это поможет выявить собственные недочеты.
  • Общение с людьми. Социальная рефлексия в психологии подразумевает общение с людьми и постоянное улучшение собственных Периодически необходимо сверять мнение о человеке, которое сложилось, с реальностью. Для открытых людей это не станет проблемой, а вот замкнутому человеку придется больше работать над собой.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье - широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Признаки рефлексии

Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:

  • Глубина. Она характеризуется степенью проникновения во внутренний мир человека, который уже содержит миры других людей.
  • Обширность. Этот показатель отражает количество людей, чьи миры рассматриваются.

С какими процессами связана рефлексия

Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как оценка.

С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии - это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • заключается в активном молчании. Техника подразумевает ободряющие фразы и жесты, а также те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье - это обратная связь с тем, кто говорит. Добиться ее можно с помощью таких приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Что такое рефлексия? Каково ее определение, виды рефлексии и в чем заключаются методы рефлексии? В этой статье будут даны ответы на поставленные вопросы, а также на многие другие, чтобы понять, каково место данного явления и что означает рефлексия в психологии.

Каково значение слова рефлексия? В психологии понятие рефлексии таково:

Рефлексия – это навык, позволяющий человеку держать под контролем свое внимание, а также помогающий прийти к осознанию своих мыслей, чувств, эмоций и всего состояния в целом.

Проще говоря, рефлексией является способность человека видеть со стороны себя и все свое окружение, при этом подвергая увиденное анализу. Проявляется она в умении проводить самоанализ своих действий. Ее глубина прямо пропорциональна уровню и образования человека.

Таким образом, цель рефлексии – это не что иное, как развитие нашей способности к анализу себя самих, путем переосмысления действий, мыслей. Самоанализ становится неотъемлемым процессом формирования нашей личности и выполняет определенные функции:

  • Контролирование мышления. Сознательный контроль над своими мыслями, действиями.
  • Самокритика. Способность к критике самого себя, логичности мышления.
  • Решение сложных задач.

Творческие люди не смогли бы творить без этой способности. Только способность к оценке «плодов» своего творчества позволяет двигаться дальше. Она всегда стимулирует нас и направляет к чему-то большему.

Существует несколько психологических характеристик, которыми определяется рефлексия:

  • Глубина. Каждый человек имеет свой уровень анализа собственного внутреннего мира.
  • Обширность. Можно анализировать только свой мир, а можно и другие миры.

Возникновение метода

Способность к рефлексии рассматривалась еще древнегреческими мыслителями. Например, Сократ говорил, что если человек отрицает всякое знание – это означает, что он не может развиваться в духовном плане. Платон и Аристотель причисляли этот навык к способностям, присущими сверхчеловеку, который, в отличие от обычных людей, может осознавать свои мысли.

Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:

  • Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
  • Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.

Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.

Разделение на типы. Подходы к пониманию

Чтобы осознать глубокий смысл этого понятия, используются такие методы рефлексии, как:

  • Личностная рефлексия. В этом подходе становление и совершенствование личности осуществляется путем активного взаимодействия с социумом.
  • Социальная рефлексия. Человек познает себя сам в процессе межличностного восприятия.
  • Кооперативная рефлексия. Взаимодействия между личностями подвергаются анализу, что позволяет рефлексировать.
  • Когнитивная рефлексия. Человек, рефлексирующий в рамках отдельно взятой ситуации, пользуется данным методом.

Психология подразделяет личную рефлексию в свою очередь еще на два вида:

1. Позитивная личностная способность к анализу, что значит благоприятное воздействие на развитие человеческой личности. Человек проводит анализ своих ошибок или же неудач, и посредством осмысления произошедшего рождаются выводы. Выводы подталкивают к новым действиям, уже с учетом опыта, помогая самосовершенствованию.

2. Негативная личностная способность к анализу. Потерпев неудачу, человек, анализируя ее, приходит к выводу, что его цели неосуществимы и не стоит повторять попытки.

Прибегая к рефлексивному методу, можно как наметить цели и шаги для своего дальнейшего развития, так и построить стену между своим сегодняшним «Я» и будущим «Я».

Психология выделяет формы рефлексии, которые имеют свое назначение:

1. Ситуативная форма – это форма, анализирующая определенную жизненную ситуацию. Действие происходит сейчас, в этот момент. Польза от этого такова, что учит человека мгновенно включаться в происходящие события, которые могут быстро изменяться.

2. Ретроспективная форма – здесь происходит оценка уже совершившегося события. Человек часто подвергает анализу, разбирает «по косточкам» то, что с ним произошло.

3. Перспективная форма. Данный этап рефлексии предназначен для осмысления будущих событий, с которыми только предстоит встретиться. Анализ будущего помогает в планировании своих действий.

Развитие навыка

Рост над собой в духовном плане является рефлексированием. Каким образом можно повлиять на свое развитие? Зачем нам развивать в себе этот навык?

Мы рефлексируем, а следовательно, обращаем внимание на раздражители. Любая личность проходит через множество испытаний каждый день: ссоры, переживания, разговоры и прочее. Величина этой способности каждого человека зависит от масштаба происходящих событий.

Анализируя самих себя, мы примеряем роль собственного психолога. При этом сами выявляем проблему и постепенно решаем ее, получая схему дальнейших поступков.

Человек, обладающий «живым» умом, не нуждается в большом объеме информации для глубокого размышления, ему достаточно и капли. Достичь высокого уровня развития данного навыка можно с помощью осмысления прочитанных книг. Как много времени занимают размышления о прочитанной книге, просмотренном фильме или увиденной картине в вашем внутреннем мире?

Такие мысли, проецирование на себя событий, происходящих там (в книге, фильме), и являются своеобразным тренингом по рефлексии. Также вы можете зафиксировать волнующие вас вопросы на бумаге, выделив каждый ярким маркером. Классифицируйте их, найдите в них общее и начинайте анализировать.

Существуют разные способы, подходы к рефлексии, один из них основывается на том, что женщины имеют глубокий навык самоанализа. С чем это связано? Якобы девушки обладают более тонкой душевной организацией и именно поэтому более склонны к такой деятельности, но научных доказательств этому не существует.

У ученых имеются только наблюдения, которые они подвергают анализу.

Приведем примеры. Женщины, у которых рефлексия менее развита, часто отстаивают свое мнение, при этом ущемляя других. Проще говоря, это скандалистки-склочницы, которые не отличаются блестящим умом. Женщины же, обладающие высоким уровнем этого навыка, напротив, скандалов не любят, они тактично уходят от конфликтов, решая все вопросы мирным путем.

С мужчинами все наоборот: те, кто обладает высоким уровнем, ринутся в бой, отстаивая свое мнение и интересы, а вот те, у кого более низкий уровень, проявляют приспособленческие черты характера.

Польза и применение

Для чего нужна рефлексия? Зачем ее используют, и как часто ее применяют люди в повседневной жизни?

Этот навык служит толчком, который необходим для создания чего-то нового. С его помощью мы конструируем картину действий, подвергаем ее обработке, то есть анализируем. Таким путем мы совершенствуем самих себя и стремимся к новым высотам.

Этот навык применим во всех областях нашей жизни. Личная это сфера или профессиональная – не имеет значения, он может присутствовать везде, являясь частью любого процесса. С ним мы не пускаем все на самотек, мы берем поводья своей судьбы в руки и управляем ею, в противном случае можем растеряться и заблудиться, запутавшись в гуще спутанных мыслей.

Многие ошибочно принимают рефлексию за самосознание, где происходит ориентация на самого себя. Все мы рождаемся с нулевой степенью развития этого навыка. Лишь в процессе своего роста и развития человек приобретает способность осмысливать происходящие, подвергать критике и сомнениям собственные действия. Как только это произошло, значит, рефлексия зародилась и начался период духовного роста личности.

Все мы анализируем по-разному. Не может одно и то же действие разных людей быть отрефлексировано одинаково. Каждый из них проанализирует его по собственному, личному механизму.

Это зависит и от пола, и от возраста, и от глубины самого навыка. Однако механизм рефлексии не вечен. Она с возрастом замедляется, а к концу жизненного пути и вовсе прекращает свой ход.

Без такого навыка, как рефлексия, мы стояли бы на месте, не получали бы духовного развития, не имели бы возможности творить. Саморазвитие собственного внутреннего мира делает нас выше и лучше. Автор: Вера Чугуевская

Рефлексия – это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью.

Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума

Именно рефлексия является основным источником появление новых идей. Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется. Важно понимать, что рефлексия представляет собой механизм, позволяющий сделать неявные мысли явными. Она является тем, что при некоторых условиях может стать источником получения более глубоких знаний, нежели те, что мы и так имеем.

Надо отметить, что профессиональное развитие человека неразрывно связано с процессом рефлексии. Более того, само развитие подразумевается не столько в техническом плане, сколько в интеллектуальном и личностном. Человек, которому рефлексия чужда, не контролирует свою жизнь, которая несет его как река по направлению течения. Именно рефлексия позволяет личности осознать, что она делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться.

Рефлексию, которая направлена на осознание причин и оснований личных суждений, нередко относят к философии. Хотя контроль обоснованности выводов представляет собой обязательную составляющую любой интеллектуально развитой личности, являясь, помимо всего прочего, еще и методом развития мышления.

Рефлексия деятельности очень важна для человека, особенно если речь идет о довольно непростой интеллектуальной работе. Она также нужна в тех ситуациях, когда существует межличностное групповое взаимодействие. Менеджмент, без сомнений, относится к подобным случаям.

Рефлексию не стоит путать с самосознанием, поскольку далеко не каждая рефлексия становится им. Последнее подразумевает рефлексию, предметом которого является понимание и знание самого себя. Обдуманность - результат ориентации сознания на предстоящее событие, а осознанность – концентрация на происходящем. Рефлексия же является обращением сознания на то, что уже имело место быть.

Как развить рефлексию

Развитие рефлексии невероятно важно для изменения трезвомыслящей личности в лучшую сторону. Существуют следующие способы развития рефлексии:

  • Анализируйте свои действия после важных событий и принятия сложных решений . Старайтесь адекватно оценивать себя со стороны. Подумайте над тем, как вы действовали, как выглядели ваши поступки в глазах других. Задумайтесь, была ли у вас возможность поступить более правильно или эффективно. Оцените, какой опыт вы получили после конкретного события.
  • Старайтесь завершать каждый рабочий день анализом прошедших событий. Пробежав мысленно по всем эпизодам уходящего дня, сконцентрируйтесь на тех, которыми вы довольны не полностью. Оценивайте неудачные моменты взглядом стороннего наблюдателя.
  • Периодически проверяйте свое мнение о других людях. Анализируйте, насколько ваши представления верны или ошибочны. Нельзя назвать данную задачу легкой, однако если вы открытый и общительный человек, для вас это не станет проблемой. В противном случае вам следует повысить свои коммуникативные навыки , которые также обеспечивают развитие личностной рефлексии .
  • Больше общайтесь с непохожими на вас людьми, которые придерживаются иной точки зрения, отличной от вашей. Каждая попытка понять такого человека представляет собой активизацию рефлексии. В случае достижения успеха можно говорить о том, что вы освоили еще одну рефлексивную позицию. Не нужно бояться понять другого, поскольку это не является полным принятием его позиции. Широкое видение ситуации сделает ваш ум более гибким , а также позволит найти более эффективное и согласованное решение.
  • Для анализа своих действий используйте проблемы, с которыми сталкиваетесь в конкретный момент.
  • Даже в очень сложных ситуациях можно найти долю парадоксальности или комизма. Если вы посмотрите на свалившуюся проблему под другим углом, вы увидите в ней что-то забавное. Такой навык говорит о высоком уровне рефлексии. Не всегда легко найти что-то смешное в проблеме, однако это помогает открыть путь к ее решению.

Развивая у себя способность к рефлексии, спустя полгода вы заметите, что научились лучше разбираться в людях и самих себе. Вам предстоит удивиться тому, что вы можете прогнозировать чужие поступки и предугадывать мысли. Более того, вы научитесь понимать себя и почувствуете мощный приток сил. Рефлексия представляет собой действенное и одновременно тонкое оружие. В данном направлении развиваться можно бесконечно, а применять способность к рефлексии можно в самых разных сферах жизни.

Что отличает человека думающего от растения, индивидуума от камня, личность от пыли? Что позволяет подняться над рутиной бытия и, оглянувшись назад, проанализировать ситуацию, собственные ошибки и победить неуверенность? Именно рефлексия - способность человеческого мышления к критическому самоанализу.

В переводе с латинского reflexio - обращение назад. Рефлексирующая личность способна не только критически смотреть на окружающий мир, но и анализировать свои действия, мысли и результаты своей жизнедеятельности в рамках своего жизненного опыта. Это не тривиальное воспоминание, ворошение «дел давно минувших дней», ностальгия. Это мыслительный процесс, способный изменить к лучшему будущее индивидуума, его жизненные установки, его самоопределение.

В психологической трактовке рефлексировать - это значит осознанно и трезво воспринимать содержимое своего сознания, своего жизненного опыта.

Немного из истории. Рефлексия и духовность

Рефлексии уделялось внимание еще в древнегреческой выдвигал на первый план процесс самопознания человека, предметом которого становилась духовная активность и ее познавательные функции. Человек, отвергающий знание и отказывающийся от самопознания, не способен стать духовно-нравственной личностью, не способен к развитию. Рефлексировать - это значит развиваться, расти духовно.

У Платона и Аристотеля рефлексия и мышление были атрибутами, присущими демиургу, божественному разуму. Только сверхразум, в их понимании, был способен к единству мыслимого и мысли. Данное понятие перешло в неоплатонизм, утверждавший, что рефлексия есть не что иное, как миротворческая активность божества. Данная теория не лишена смысла и встречается в современных трактовках. Дело в том, что рефлексирование может выполняться с двух позиций. Первая позиция - когда осмысление происходит индивидуумом: Я-рефлексирование. Кто знает меня лучше меня самого и может анализировать мои мысли и чаяния? Только Я сам.

Вторая позиция - не-Я-рефлексирование. Но кто кроме меня может проникать в мое сознание? Только Бог, обладающий свойствами личности.

Таким образом, человек верующий не просто сам рефлексирует и переживает свои поступки, он сканирует свои переживания, думая о том, как Бог относится к его деяниям. Праведна ли его жизнь, грешен ли он.

Результат такого рефлексирования удваивается, и эффект от такого самоанализа, безусловно, более сильный.

Рефлексирующий человек

В рамках многих философских концепций рефлексия рассматривается как одно из более существенных свойств сознания. В соответствии с этим утверждением сознательными и думающими могут считаться только те существа, которые осведомлены о состояниях своей психики. Проще говоря, человека, не способного проанализировать свои душевные состояния, нельзя назвать думающим. Эмоциональным, творческим, но не думающим.

Рефлексия новорожденного равна нулю - он воспринимает окружающий его мир как данность, родителей - как безусловную составляющую этого мира. В процессе взросления и усиливающейся автономии от родительской опеки растущий индивид начинает видеть и осмысливать противоречия. Это вызывает у него принятие или непринятие родительского авторитета, критическое осмысление поступков близких людей. Механизм рефлексии запущен, и отныне человек способен только совершенствоваться и расти в духовном и нравственном плане.

Рефлексия у отдельно взятых людей не может быть одинаковой. Различается ее уровень и в зависимости от возраста человека. Наибольшую активность и амплитуду рефлексия имеет на самом начале развития человеческой личности - на этапе детства и отрочества, юности. К середине жизненного пути рефлексия заметно убавляет ритм, а к концу жизни и вовсе замирает.

Можно ли развивать свою рефлексию?

Как стало уже понятно, рефлексировать для любого человека - это значит расти над собой в духовном плане. Можно ли работать над этим процессом, стимулировать свое духовное и нравственное развитие?

Что значит рефлексировать? Если говорить просто, рефлексировать - это значит реагировать на внешние раздражители. Конфликт, проблемы, конфронтация, диалоги, выбор, сомнения - это все происходит с человеком изо дня в день. Чем больше у человека таких переживаний, тем богаче его рефлексирующая амплитуда.

Рефлексирующий человек - это своего рода собственный психоаналитик, умеющий поставить проблему и найти решение в своем собственном опыте, в своих переживаниях.

Особенностью живого ума является то, что ему необходимо лишь немногое увидеть и услышать, чтобы он потом мог долго размышлять. Можно испробовать метод вдумчивого переосмысления художественного произведения применительно к любому человеку. Сколько часов вы думаете о только что прочитанной книге, просмотренном фильме, увиденной картине? Час, день, неделю? Проецируете ли вы события из книги на себя, пытаетесь ли проанализировать свои поступки в контексте художественного сюжета?

Это и является вашим рефлексивным тренингом. Своеобразной тренировкой рефлексии можно порекомендовать выписывание на листок наиболее значимых и важных вопросов, которые волнуют вас на протяжении всей жизни. Собрав их в одном месте, постарайтесь отметить вопросы маркерами разного цвета и выяснить, о чем большинство ваших вопросов. О смысле жизни? О вашей деятельности? О взаимоотношениях с окружающими? О материальной составляющей? О будущем?

Проанализировав таким образом ваши чаяния, вы можете продолжить рефлексию в наиболее проблемном направлении, становясь совершеннее и продолжая собственное духовное развитие.

Гендерный подход

Существует теория гендерного подхода к процессу рефлексии. Согласно этому стереотипу подразумевается, что женщины больше склонны к рефлексии, нежели мужчины, и связано это, якобы, с более тонкой душевной регуляцией слабого пола. Это спорное утверждение не имеет под собой никакого научного доказательства.

Имеется ряд наблюдений ученых-психологов, в которых отмечается различное проявление рефлексии у представителей разного пола.

Так, установлено, что женщины с низким уровнем рефлексии, больше склонны к отстаиванию собственных интересов в ущерб интересам другого. Проще говоря, низко интеллектуальные, не рефлексирующие личности женского пола более скандальны и имеют более склочный характер. Тогда как рефлексирующие представительницы женского пола предпочитают найти компромисс и уйти от скандала, чем быть замешенным в конфликте.

Рефлексирующий мужчина же, наоборот, в конфликтной ситуации выступает борцом, отстаивающим свои интересы. Мужчины с минимальным показателем рефлексии будут демонстрировать в конфликтной ситуации адаптивное, приспособленческое поведение.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что рефлексировать - это значит быть человеком думающим, чувствующим, анализирующим. Это свойство человеческой природы отличает нас от других представителей живого мира, и именно это свойство способно вывести человеческую личность на новый, качественно другой уровень развития.