Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы. Сюжетно-ролевая игра «Разведчики» и «Пехотинцы» в старшей группе

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

в подготовительной группе комбинированной направленности.

Цели: р азвивать тематику военизированных игр, учить детей точно выполнять задания, развивать память, внимательность, осторожность; воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в Российской армии, защищать Родину; расширять словарный запас детей, введя слова: «пограничная застава», «граница», «рубеж», «дозор», «часовой», «кинолог».

Предварительная работа:

Чтение повести Лидии Обуховой «День на заставе», беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций с изображением пограничников, рассматривание карты России с линиями границ, изготовление атрибутов.

Оборудование:

Элементы военной одежды (фуражки, пилотки), игрушечное оружие, пограничные столбы, бинокль, рация, мишень, телефон, игрушечная собака, инвентарь для занятий спортом (гантели, штанга), следы «нарушителя границы», атрибуты для сопутствующих игр.

Сопутствующие игры:

«Столовая», «Медсанчасть»

Ход игры:

В-ль читает стихотворение «Пограничники»:

На ветвях заснули птицы,

Звезды в небе не горят,

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море, нашу землю

У границы сторожат.

-Вы уже догадались, в какую игру я предлагаю вам поиграть? (Пограничники)

- Правильно, а какие роли будут в этой игре? Кто служит на пограничной заставе? (Солдаты-пограничники, командир,радист, кинолог, врач, медсестра, повар)

Командир командует солдатам построение на плацу.

-«Равняйсь! Смирно!»

- «Здравствуйте, товарищи бойцы!»

- « Здравия желаем, товарищ командир!»

Обходит строй солдат, обращает внимание на внешний вид бойцов.

-« Направо! На зарядку бегом марш!»

Пограничники делают зарядку, используя спортивный инвентарь.

Солдаты посещают медсанчасть.

Кинолог в это время занимается с собакой: кормит, расчесывает, проводит тренировку.

Радист принимает телефонограммы и передает командиру.

Командир командует построение, отдает приказы, кому из солдат заступать в наряд по охране границы, наблюдение на вышке.

Остальным солдатам отдает приказ отправляться на учебные стельбы.

В это время радист получает донесение, что на границе обнаружены следы.

Текст донесения нужно запомнить слово в слово и передать его: « Товарищ командир. Наряд пограничников обнаружил на границе следы нарушителя. Группа идет по следу. Просим разрешение на задержание преступника.» Солдат прибегает в штаб с донесением.

Звучит сигнал «Тревога!», пограничники и кинолог получают приказ от командира задержать нарушителя границы. По следам пограничники находят нарушителя.

Командир допрашивает нарушителя (вопросы оговариваются заранее):

- С какой целью вы нарушили границу?

- Что собираетесь делать на территории России?

- Ваше настоящее имя?

- Гражданином какой страны являетесь?

На все вопросы нарушитель отвечает, что он местный житель и ищет свою корову. Его помещают под арест до приезда начальства.

Солдаты строятся, командир вносит благодарность всем, кто принимал участие в операции по поимке нарушителя, награждает героев. Солдаты отвечают: «Служу России!»

Игра продолжается по желанию детей.

После игры:

В-ль: Понравилось ли вам быть пограничниками? Что больше всего понравилось в игре? Нужная ли профессия пограничников? Какими качествами должен обладать солдат, чтобы защищать свою страну? Хотели бы вы стать военными?

Подготовила и провела Фомичева Т.Т.

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Уточнить представления детей о Советской Армии, формировать у дошкольников
конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость.
Материал: мешочки с песком, шапочки и бинты для медсестёр, пилотки, дуги, лавочки.
Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций на военную тематику. Чтение рассказа А.Митяева «Почему Армия родная», Я. Длуганского
«Что умеют солдаты». Изготовление атрибутов к игре (пилотки зеленого и синего цвета, сделанные из ватмана, детские автоматы)
Ход игры: (В группу вносят конверт сложенный треугольником).
Воспитатель (читает письмо): Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка.
Ко мне в руки попало письмо, но я его не могу прочитать, помогите, расшифруйте, потом мне ответите. Вы должны найти тайник.

(В конверте вложен план-схема группы, стрелкой указан выход в приёмную за тем стрелка ведёт в фойе, в музыкальный зал.)
Рассматриваем план-схему и идем по указанным стрелкам и приходим к музыкальному залу (На дверях висит записка).
Воспитатель: Да тут записка (зачитывает)
Читает: Для того чтоб найти тайник, надо выполнить задания, да непростые, а солдатские.
Воспитатель: Ребята, какие рода войск вы знаете? (разведчики, пехотинцы, пограничники, танкисты, артиллеристы, моряки, летчики). Какие по характеру должны быть солдаты (смелые, внимательные, сильные, выносливые).
Чтобы защищать нашу Родину все мужчины должны служить в армии и быть достойными защитниками своего Отечества.
Давайте мы с вами поиграем в солдат, будем учиться быть достойными защитниками нашей родины. Сегодня вы будете «Пехотинцами» и
«Разведчиками», а девочки будут медсестрами. Я буду главнокомандующим, вы должны подчиняться мне. (Дети делятся на две команды: «Пехотинцы» и «Разведчики»). Назначаю двух командиров.
Командиры читают стихи:
«Разведчики»
Есть у нас танкисты, есть и моряки, Есть артиллеристы, меткие стрелки.
Есть у нас ракеты, есть и корабли,
Есть у нас разведчики - чудо всей Земли.
Наша Родина сильна,
Охраняет мир она.

«ПЕХОТИНЦЫ»:
Боевое наше знамя
Мы несем со славою.
Потому, что за спиной
Стоит наша армия
Труд и сон людей хранит;
Наша мирная страна
Что богата и сильна
Воспитатель: слушайте мое задание
1.«Пролезь в тоннель» (через дуги)
2.Меткий стрелок» (метание мешочков с песком в цель)
Воспитатель: У нас появились раненые. Срочно требуется перенести
раненых в медчасть. (Дети преодолевают следующее задание).
3. «Перенеси раненого на носилках» (раненый-кукла)
4.«Помоги раненому» Задание для «медсестёр»
(одеть эластичный бинт на руку).
5.«Перейди мост» (дети идут по скамье друг за другом). Дети проходят
и находят тайник. (В конце скамейки коробок (это тайник) в нем конструктор и записка)
Воспитатель: Ребята мы нашли тайник. Давайте посмотрим, что в нем.
(В тайнике находят конструктор).
6. Задание для командиров «Собери автомат» (из конструктора)
Воспитатель: Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями. Вы заслужили награды (медали). Для вручения наград команды строятся в шеренгу и под музыку командующий вручают медали.

Организация игры в старшей и подготовительной группах. Картотека сюжетно-ролевых игр для старшей группы

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою очередь, может реализовать следующие задачи:

2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

5. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

6. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

7. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

8. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

9. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

10. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

12. Закрепить положительные чувства и привычки.

13. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

14. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

15. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

16. Воспитывать чувство юмора.

17. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

18. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

19. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

20. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

21. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

22. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

23. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

24. Учить выполнять установленные правила.

25. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

26. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

«К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?».

«Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте».

Также важно помнить, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Михаленко Н.Я. и Короткова Н.А утверждают, что «для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры». А сформировать эти сложные умения можно с помощью эффективного средства: совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового». Удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

«В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы».

«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей».

«В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности), а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов» (4, с.60).

«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий. Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать - пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков».

«Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3-4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре».

Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Я подобрала сожетно-ролевые игры из различных источников и оформила небольшую картотеку, которую удобно использовать в работе.





Мария Семенченко

В нынешнее время патриотическое воспитание должно выйти на новый уровень развития. Наша задача развивать и расширять знания детей о наших воинах через различные виды деятельности. Сюжетно ролевые игры нужны и важны для развития детей. Через ролевую игру можно развить и привить различные качества у ребёнка. В данном случае воспитываем уважение к Армии и любовь к Родине. С возрастом детей добавляются атрибуты и сюжет игры.

Цель:

1. Знакомить и учить детей игровым действиям (наблюдать, охранять, защищать, преодолевать препятствия, оказывать помощь).

2. Развивать: знания о гуманном значении воинов пограничников; выдержку, наблюдательность; выполнение физических нагрузок; умение принимать совместные решения.

3. Воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.

Словарная работа:

защитники, снаряжение, дозор, засада, лазутчик, медицинская помощь, местность, укрепления.

Предварительная работа:

1. НОД «Защитники Отечества»

2. Просмотр презентаций и чтение художественной литературы.

3. Изо деятельность.

4. Музыкальная деятельность.

Игровые действия:

1. Строительство из модулей укреплений.

2. Построение в шеренгу.

3. Деление команды на несколько частей.

4. Ориентировка на местности.

5. Использование игрового оборудования.

6. Преодоление препятствий.

Оборудование для создания предметно игровой среды:

Шкаф для сюжетных игр. Планшет. Бинокли. Каски. Накидки. Автоматы. Гранаты. Техника. Предметы скорой помощи. Модули. Скакалки. Палатка. Мел.

Предполагаемые результаты:

1. Понимание детьми о значимости воинов пограничников.

2. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.

3. Умение взаимодействовать между собой.

4. Проявление признательности и уважения к воинам России.

Ход игры.

Берём из сюжетного шкафа все необходимые атрибуты. Строим из модулей горы, где будут нести дозор пограничники. Из скакалок имитируем рвы и реки. Мелом рисуем леса, болота и т. д. Пограничникам нужно будет преодолеть все препятствия. Ставим палатку, где медсёстры оказывают помощь при необходимости. Выбираем командира, распределяем роли пограничников, лазутчика и медсестёр.

Сюжетный шкаф с оборудованием.




Пограничники в засаде:


Знакомство с формой и родами войск:

Татьяна Фомичева
Сюжетно-ролевая игра «Пограничник» (подготовительная группа)

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники »

в подготовительной группе комбинированной направленности.

Цели : развивать тематику военизированных игр, учить детей точно выполнять задания, развивать память, внимательность, осторожность; воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в Российской армии, защищать Родину; расширять словарный запас детей, введя слова : «пограничная застава » , «граница» , «рубеж» , «дозор» , «часовой» , «кинолог» .

Предварительная работа :

Чтение повести Лидии Обуховой «День на заставе» , беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций с изображением пограничников , рассматривание карты России с линиями границ, изготовление атрибутов.

Оборудование :

Элементы военной одежды (фуражки, пилотки, игрушечное оружие, пограничные столбы , бинокль, рация, мишень, телефон, игрушечная собака, инвентарь для занятий спортом (гантели, штанга, следы «нарушителя границы» , атрибуты для сопутствующих игр.

Сопутствующие игры :

«Столовая» , «Медсанчасть»

Ход игры:

В-ль читает стихотворение «Пограничники » :

На ветвях заснули птицы,

Звезды в небе не горят,

Притаился у границы

Пограничников отряд .

Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море, нашу землю

У границы сторожат.

Вы уже догадались, в какую игру я предлагаю вам поиграть ? (Пограничники )

Правильно, а какие роли будут в этой игре? Кто служит на пограничной заставе ? (Солдаты-пограничники , командир,радист, кинолог, врач, медсестра, повар)

Командир командует солдатам построение на плацу.

-«Равняйсь! Смирно!»

- «Здравствуйте, товарищи бойцы!»

- «Здравия желаем, товарищ командир!»

Обходит строй солдат, обращает внимание на внешний вид бойцов.

-«Направо! На зарядку бегом марш!»

Пограничники делают зарядку , используя спортивный инвентарь.

Солдаты посещают медсанчасть.

Кинолог в это время занимается с собакой : кормит, расчесывает, проводит тренировку.

Радист принимает телефонограммы и передает командиру.

Командир командует построение, отдает приказы, кому из солдат заступать в наряд по охране границы, наблюдение на вышке.

Остальным солдатам отдает приказ отправляться на учебные стельбы.

В это время радист получает донесение, что на границе обнаружены следы.

Текст донесения нужно запомнить слово в слово и передать его : «Товарищ командир. Наряд пограничников обнаружил на границе следы нарушителя. Группа идет по следу . Просим разрешение на задержание преступника.» Солдат прибегает в штаб с донесением.

Звучит сигнал «Тревога!» , пограничники и кинолог получают приказ от командира задержать нарушителя границы. По следам пограничники находят нарушителя .

Командир допрашивает нарушителя (вопросы оговариваются заранее) :

С какой целью вы нарушили границу?

Что собираетесь делать на территории России?

Ваше настоящее имя?

Гражданином какой страны являетесь?

На все вопросы нарушитель отвечает, что он местный житель и ищет свою корову. Его помещают под арест до приезда начальства.

Солдаты строятся, командир вносит благодарность всем, кто принимал участие в операции по поимке нарушителя, награждает героев. Солдаты отвечают : «Служу России!»

Игра продолжается по желанию детей.

После игры :

В-ль : Понравилось ли вам быть пограничниками ? Что больше всего понравилось в игре? Нужная ли профессия пограничников ? Какими качествами должен обладать солдат, чтобы защищать свою страну? Хотели бы вы стать военными?

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра Мухина Т. И., Мосейко Т. П. Что такое игра? Игра – это особый вид деятельности, в которой реализуется потребности и где ребенок стремиться.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин головных уборов» Цель: -Ознакомление с трудом взрослых в магазине одежды. -Развитие интереса в игре. -Формирование положительных взаимоотношений между.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» (вторая младшая группа) Возрастная группа: вторая младшая Вид деятельности: сюжетно – ролевая игра Тема: "Автобус" Цель: развитие у детей умений совместной игры.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул,.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» и «Чудеса на грядке» (вторая младшая группа) Игровая деятельность в работе с детьми пронизывает все режимные моменты. Во время НОД использую сюжетно - ролевую игру как игровой прием.