Какой православный праздник 16 сентября года. Православный календарь

Тропарь священномученика Анфима, глас 4: И нра́вом прича́стник… (см. приложение 2)Кондак священномученика Анфима, глас 4: Во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ и муче́ния путь сконча́в,/ и́дольская угаси́л еси́ служе́ния,/ побо́рник быв твое́му́ ста́ду, богому́дре./ те́мже тя и почита́ет ны́не, та́йно вопию́ще:/ от бед изба́ви нас// твои́ми моли́твами, приснопа́мятне Анфи́ме.Тропарь преподобного Феоктиста, глас 8: Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Феокти́сте, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.Кондак преподобного Феоктиста, глас 4: В по́стницех присовокупи́вся вели́кому Евфи́мию,/ в по́двизех я́ко Áнгел на земли́ яви́ся,/ очища́я, преподо́бне, сердца́ ве́рных/ Боже́ственными зна́меньми повсегда́,// Сего́ ра́ди любо́вию, Феокти́сте, тя почита́ем.

Очень часто сильные мира сего, свысока взирая на христианство, вообще не могут понять, что такое кротость и смирение, потому что этих понятий нет в опыте очень многих людей, вовлеченных в стихию мира сего. А Господь нам открывает великую тайну человеческого счастья – быть с Ним и помнить, что величайшей силой, преобразующей человеческое сердце, успокаивающей в любых скорбях, дарующей мир и покой, является смирение и кротость. Это не слабость – мы знаем, как смиренные, кроткие люди были способны жизнь отдать за своих близких, за Отечество и многим поступиться в жизни. Кротость и смирение не являются синонимом слабости – они есть синоним счастья.

Богослужебные указания ожидаются

Cегодня 16 сентября (3 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). * Преподобного Феоктиста (467), спостника Евфимия Великого. * Блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца (1580).
Святой Фивы диакониссы Кенхреиской (I). Мучеников Василиссы Никомидийской (309); Зинона; Харитона; Архонтиона; Виталиана; Дасьи. Священномученика Аристиона, епископа Александрии Сирской. Святого Константина Новаго царя (VII). Святителя Иоанникия, первого Патриарха Сербскаго (1349). Новомученика Полидора (1794). Священномучеников Пимена (Беликова), епископа Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, преподобномученика Милетия (1918); священномучеников Василия, Парфения пресвитеров (1919); Андрея, Феофана пресвитеров (1920); Владимира, Михаила пресвитеров (1921); Николая пресвитера (1923); Евфимия пресвитера и с ним четырех мучеников (1924); Романа пресвитера (1929); Алексия (Зиновьева), Илии пресвитеров (1937); Петра (Сорокина) диакона (1953). Иконы Божией Матери Писидийской (Писийской) (VI).

Священномученик Анфим

Священномученик Анфим происходил из Никомидии, где и был епископом. Даже в юности, когда обычно особенно сильно действуют страсти, он был смиренным, воздержанным, негневливым, деятельным и любящим, почему и удостоен сана священника, а затем и епископа. В то время в Никомидии было особенно сильно гонение на христиан. Св. Анфим воодушевлял свою паству не страшиться мучений за веру, и многие из вельмож и царских слуг, вняв голосу пастыря, открыто объявляли себя христианами. Их замучили. Среди них были Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна дева, Евфимий и многие другие. Случился пожар в царских палатах; христиан заподозрили в поджоге, и их начали истреблять целыми толпами. Св. Анфим счел необходимым скрыться, чтобы пока сохранить свою жизнь и посланиями увещевать, укреплять и утешать гонимых христиан. С одним из посланий св. Анфима был схвачен диакон Феофил и представлен к царю Максимиану. Царь требовал, чтобы Феофил сказал, где скрывается Анфим. «Я не могу предать того, кто столько делает для Церкви», - отвечал Феофил и был убит за это. Наконец, наступило и время мученической смерти святого Анфима. Место, где он скрывался, было обнаружено, и царь послал за ним 20 конных воинов. Святой, встретив воинов, позвал их к себе, обещая указать, кого они ищут. Угостив воинов, он сказал, что он и есть Анфим. Воины не знали, что делать, даже хотели оставить святого и сказать, что не нашли его. Святой же, не терпя лжи и желая пострадать за Христа, не согласился на это. Воины приняли крещение. Когда Анфим явился к царю, то царь приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - сказал мученик царю. - Не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего. А я более всего на свете хочу перейти к Богу». Царь приказал жестоко мучить святого и потом отсечь ему голову. Скончался св. Анфим в 302 г. при Диоклетиане.

Мученица Василисса

Мученица Василисса пострадала в 309 г. в Никомидии будучи девяти лет от роду. Когда привезли ее к правителю города Александру, она бесстрашно исповедала себя христианкой, так что все удивлялись. Правитель сначала ласково склонял ее к отречению от Христа, а потом разгневался и приказал бить и сечь розгами. Юная мученица мужественно переносила страдания. Правитель велел повесить ее вниз головой, а под ней зажечь солому, серу, масло и олово, чтобы мученица задохнулась, но не достиг своей цели. Затем Василиссу посадили в разожженную печь, но она, сотворив крестное знамение, вошла в печь и осталась невредимой. Наконец, пустили на нее голодных львов, и те не коснулись ее. Тогда мучитель пал к ногам мученицы, просил у нее прощения и молитв и крестился. Василисса вскоре после того мирно скончалась, во время молитвы.

Преподобный Феоктист был сподвижником св. Евфимия Великого (память 20 января) и начальником его обители близ Иерусалима. Жил в V в.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
11.03.2019 -
12.03.2019 -
13.03.2019 -

* Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). * Преподобного Феоктиста (467), спостника Евфимия Великого. * Блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца (1580).
Святой Фивы диакониссы Кенхреиской (I). Мучеников Василиссы Никомидийской (309); Зинона; Харитона; Архонтиона; Виталиана; Дасьи. Священномученика Аристиона, епископа Александрии Сирской. Святого Константина Новаго царя (VII). Святителя Иоанникия, первого Патриарха Сербскаго (1349). Новомученика Полидора (1794). Священномучеников Пимена (Беликова), епископа Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, преподобномученика Милетия (1918); священномучеников Василия, Парфения пресвитеров (1919); Андрея, Феофана пресвитеров (1920); Владимира, Михаила пресвитеров (1921); Николая пресвитера (1923); Евфимия пресвитера и с ним четырех мучеников (1924); Романа пресвитера (1929); Алексия (Зиновьева), Илии пресвитеров (1937); Петра (Сорокина) диакона (1953). Иконы Божией Матери Писидийской (Писийской) (VI).

Священномученик Анфим

Священномученик Анфим происходил из Никомидии, где и был епископом. Даже в юности, когда обычно особенно сильно действуют страсти, он был смиренным, воздержанным, негневливым, деятельным и любящим, почему и удостоен сана священника, а затем и епископа. В то время в Никомидии было особенно сильно гонение на христиан. Св. Анфим воодушевлял свою паству не страшиться мучений за веру, и многие из вельмож и царских слуг, вняв голосу пастыря, открыто объявляли себя христианами. Их замучили. Среди них были Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна дева, Евфимий и многие другие. Случился пожар в царских палатах; христиан заподозрили в поджоге, и их начали истреблять целыми толпами. Св. Анфим счел необходимым скрыться, чтобы пока сохранить свою жизнь и посланиями увещевать, укреплять и утешать гонимых христиан. С одним из посланий св. Анфима был схвачен диакон Феофил и представлен к царю Максимиану. Царь требовал, чтобы Феофил сказал, где скрывается Анфим. «Я не могу предать того, кто столько делает для Церкви», - отвечал Феофил и был убит за это. Наконец, наступило и время мученической смерти святого Анфима. Место, где он скрывался, было обнаружено, и царь послал за ним 20 конных воинов. Святой, встретив воинов, позвал их к себе, обещая указать, кого они ищут. Угостив воинов, он сказал, что он и есть Анфим. Воины не знали, что делать, даже хотели оставить святого и сказать, что не нашли его. Святой же, не терпя лжи и желая пострадать за Христа, не согласился на это. Воины приняли крещение. Когда Анфим явился к царю, то царь приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - сказал мученик царю. - Не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего. А я более всего на свете хочу перейти к Богу». Царь приказал жестоко мучить святого и потом отсечь ему голову. Скончался св. Анфим в 302 г. при Диоклетиане.

Мученица Василисса

Мученица Василисса пострадала в 309 г. в Никомидии будучи девяти лет от роду. Когда привезли ее к правителю города Александру, она бесстрашно исповедала себя христианкой, так что все удивлялись. Правитель сначала ласково склонял ее к отречению от Христа, а потом разгневался и приказал бить и сечь розгами. Юная мученица мужественно переносила страдания. Правитель велел повесить ее вниз головой, а под ней зажечь солому, серу, масло и олово, чтобы мученица задохнулась, но не достиг своей цели. Затем Василиссу посадили в разожженную печь, но она, сотворив крестное знамение, вошла в печь и осталась невредимой. Наконец, пустили на нее голодных львов, и те не коснулись ее. Тогда мучитель пал к ногам мученицы, просил у нее прощения и молитв и крестился. Василисса вскоре после того мирно скончалась, во время молитвы.

16 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 16 сентября

Священномучеников Анфима, епископа Никомидийского, и с ним Феофила, диакона, мучеников Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, мученицы Домны девы и мученика Евфимия

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (284-305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие – сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен.

Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены. Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.

Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя.

Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним.

«Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? — спросил святитель. — Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего».

Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать (+ 302).

Преподобного Феоктиста Палестинского, спостника Евфимия Великого

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями.

Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель.

Обычно после праздника Богоявления они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука.

Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию:

«Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного».

Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд.

«Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами».

Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь.

В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и впоследствии был епископом среди арабов.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.

Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение.

Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.

Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников – армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия.

Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: «Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!». Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться.

«Послушание, — сказал святой Евфимий, — великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти».

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил:

«Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов».

В 431 году в Ефесе состоялся III Вселенский Собор, направленный против ереси Нестория. Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория.

В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество – Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое (так называемая ересь монофизитов).

Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия приняли исповедание Халкидонского Собора.

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто, кто приступает достойно, а кто во осуждение себе.

Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва (будущий Савва Освященный, память 5 декабря), тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии.

Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру.

Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию:

«Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, – непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение.

Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте».

Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века.

Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.

На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий.

Блаженный Дометиан не отходил от гроба учителя 6 суток. На 7-й день он увидел своего авву, радостно возвестившего любимому ученику:

«Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною».

Поведав братии о видении, святой Дометиан пришел в церковь и в радости предал дух свой Господу. Он был погребен рядом со святым Евфимием. Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине, в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил.

Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца

Блаженный Иоанн жил в городе Ростове Великом во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа-ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру.

Во дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и с знаменитым Борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у Покрова на рву.

Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаментную книгу – Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык.

Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 года. Тело его, заботами упомянутой благочестивой вдовы и духовного отца его священника Петра, погребено было подле церкви святого Власия за алтарем.

Погребение сопровождалось знамениями: поднялась сильная буря, засверкали молнии и загремел гром.

По преставлении блаженного, многие стали приходить ко гробу его, пели в церкви молебны Господу Богу, Пресвятой Богородице и Предтече Иоанну, просили святить, воду и пили ее, смешивая с песком от гробницы блаженного Иоанна, иные мазали ею свое болящее тело и по своей вере получали исцеление от различных болезней.

Слыша о чудесах при гробе блаженного Иоанна, Ростовский митрополит Кирилл, удрученный старостью и пораженный тяжкою болезнью, не владея рукою и ногою, повелел нести себя во Власьевскую церковь к образу святого Иоанна и ко гробу блаженного Иоанна Власатого.

Во время молебна, при чтении святого Евангелия, больной святитель сразу почувствовал исцеление от болезни, стал владеть рукою, так что получил возможность вновь священнодействовать и править Ростовскою митрополиею, и прожил еще год и пять месяцев.

При гробе блаженного Иоанна совершалось много чудесных исцелений с верою притекавших больных. Чудеса сии записывались и о них сообщалось царю Михаилу Федоровичу.

Одним благочестивым купцом, видевшим над собою и над домом своим милость Божию и многие исцеления, над гробом блаженного поставлена была церковь.

В настоящее время мощи блаженного Иоанна почивают под спудом за левым клиросом в каменной церкви Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Предтечи и священномученика Власия, построенной в 18 столетии.

При гробнице издавна находится большой кипарисный крест блаженного и пергаментная рукопись, писанная красивым готическим письмом.

В одной из записей в рукописи значится, что святитель Димитрий Ростовский, обозревая по вступлении на Ростовскую митрополию в 1702 году Ростовские храмы, остановил свое внимание на сей псалтири, заметил ее ветхость, повелел вновь переплести и хранить по прежнему на гробе блаженного.

Другая запись на латинском языке гласит: «с величайшим почтением держал я эту книгу в своей руке и целовал. Нил, архиепископ Ярославский. Мая 14 дня, 1856 года».

16 сентября (3 сентября по старому стилю, церковному юлианскому календарю). Суббота 15-й седмицы по Пятидесятнице (пятнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память более тридцати поименно известных святых и одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним Феофил, диакон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна, дева, и Евфимий . Эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь приняли мученические венцы в Никомидии (Никомедии) при императоре-язычнике Диоклитиане (Диоклетиане), царствовавшем в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, и его соправителе Максимиане.

Мученическая кончина этих святых произошла в то время, когда в Никомедийском императорском дворце случился пожар, в котором обвинили христиан и усилили гонения. Всех перечисленных страдальцев пытались пытками заставить отречься от веры, но они были непреклонны. Так, святитель Анфим, до последнего укреплявший своих чад, когда наступил момент его казни, смело бросил правителю:

"Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего!"

Святитель Анфим был усечен мечом, но до последнего своего вздоха славил Господа. Мученическая кончина всех перечисленных выше страдальцев произошла в 302 году от Рождества Христова.

Преподобный Феоктист Палестинский, спостник великого Евфимия . Об этом святом V века от Рождества Христова мы знаем лишь то, что свои христианские монашеские подвиги он совершал вместе с одним из величайших угодников Божиих - преподобным Евфимием Великим . Последний, будучи молодым священником, однажды отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения его святыням взял на себя подвиг отшельничества. Вокруг отца Евфимия образовалась монашеская община, сам же преподобный, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе, лишь изредка выходя из него.

Образ старца Евфимия Великого - наставника монахов и собеседника ангелов - возлюбили во всем христианском мире. И сегодня, полтора тысячелетия спустя, этот святой по-прежнему являет нам пример строгого и аскетичного пастыря, а вместе с тем целителя, чудотворца и мудрого наставника для всех, кто связал свою жизнь с Церковью Христовой.

Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский . Этот русский святой совершал свои духовные подвиги в Ростове Великом в годы царя Ивана Грозного (царствовал в 1547-1584 годах от Рождества Христова), взяв на себя образ мнимого безумия - юродства - ради Христа. Претерпевая лишения, а часто непонимания и даже побои, старец Иоанн духовно окормлял многих христиан, в числе которых был и другой великий святой этой земли - преподобный Иринарх, затворник Ростовский.

Отошел ко Господу блаженный Иоанн в глубокой старости в 1580 году от Рождества Христова. Согласно строкам Жития, старец имел "власы на главе велики", а потому и именовался Власатым. Милостивым же блаженного Иоанна назвали не только за его прижизненный характер, но и за многие чудеса и исцеления, совершавшиеся у его честных мощей.

Святая Фива Кенхрейская (Коринфская) . Эта святая апостольского века - I столетия от Рождества Христова - была диакониссой. Напомним, этот древний церковный чин не соответствует диаконскому сану, в который рукополагают только мужчин. И в то же время диакониссы помогали священнослужителям в храмах, а также отвечали за приходское социальное служение и благотворительность.

Святая Фива упоминается первоверховным апостолом Павлом в его Послании к римлянам (16, 1 - 2). В этом небольшом фрагменте Священного Писания апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит:

"Представляю вам сестру нашу Фиву, помощницу церкви в Кенхреях. Прошу вас принять ее в Господе, как и подобает людям Божьим, и помочь ей во всем, что понадобится ей от вас, ибо сама она помогала многим, включая меня..."

Священномученик Аристион, епископ Александрии Сирийской . Этот святитель Церкви Христовой принял архиерейский сан в годы, когда это практически всегда предопределяло не земные почести и славу, а неизбежный мученический венец. Так и случилось: владыка Аристион погиб за Христа около 167 года от Рождества Христова.

Мученица Василисса Никомидийская, отроковица . Юная христианская страдалица, претерпевшая муки за Христа в период жесточайших антихристианских гонений, развернутых в Римской империи императором-язычником Диоклитианом (Диоклетианом), царствовавшим в 284-305 годах от Рождества Христова. Девятилетнюю Василиссу подвергли страшным пыткам, но она не отреклась от веры, а ее тело чудесным образом оказалось невредимым. Более того, ее мучитель - правитель Александр - раскаялся и принял христианство.

Святая Василисса мирно отошла ко Господу в 309 году от Рождества Христова, но в память о былых мучениях она прославлена в лике святых именно как мученица.

Святитель Иоанникий II , Патриарх Сербский . Этот православный святой является одним из самых почитаемых сербских угодников Божиих XIV века от Рождества Христова. Святитель Иоанникий прославился своей твердой верностью Православию и бескомпромиссностью в вопросах веры с католиками, отказавшись от помощи Папы Римского в борьбе с турками.

В те годы в состав Сербской Церкви входили некоторые греческие епархии, а также Святая гора Афон, где неоднократно бывал святитель Иоанникий, который, как известно из его Жития, возвел множество храмов, в числе которых церковь Святого Илии на горе Кармель и церковь Святого Николая на горе Фавор.

Святитель Иоанникий II, Патриарх Сербский, отошел ко Господу в 1354 году от Рождества Христова, за несколько десятилетий до начала самого трагического периода сербской истории.

Священномученики Пимен (Белоликов), епископ Верненский, Сергий Феноменов, Василий Колмыков, Филипп Шацкий, Владимир Дмитриевский, пресвитеры, преподобномученик Мелетий (Голоколосов), иеромонах (1918). Священномученики Василий и Парфений Красивские (1919), Андрей Дальников, Феофан Соколов (1920). Владимир Садовский, Михаил Сушков (1921), Николай Сущевский (1923), пресвитеры. Священномученик Евфимий Круговых, пресвитер, и с ним 4 мученика (1924). Священномученики Роман Марченко (1929), Алексий Зиновьев и Илия Бажанов, пресвитеры (1937) .

Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Об одном из них, священномученике Пимене (Белоликове), епископе Верненском, вы можете узнать подробнее из нашего материала , опубликованного на страницах Царьграда.

Писидийская икона Божией Матери . Один из древних чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Уже в деяниях VII Вселенского Собора 787 года от Рождества Христова говорится об "иконе Пренепорочной Девы Богоматери, находящейся в Созополе Писидийском и источающей миро из руки изображенной" именно как о святыне древнего происхождения. Существует немало сведений о чудесах и исцелениях, происходивших от этого чудотворного образа. В России о нем также знали, и еще в 1608 году от Рождества Христова в московском Новоспасском монастыре был сделан с нее список.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"