История азбуки. Аз, буки, веди (из истории русского алфавита) История возникновения алфавита для детей презентация


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тайны русского алфавита Автор: Чамеева Галина Петровна, средняя школа №3, г.Новочебоксарск. Тайны русского алфавита Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица А-а Бб-бэ Вв-вэГг - гэДд-дэЕе-еЁё-ё Жж-жэЗз-зэ Ии-и Йй - и краткоеКк-ка Лл-эль Мм-эмНн-энОо-оПп-пэРр-эр Сс-эс Тт- тэУу-у Фф-эф Хх-ха Цц-цэ Чч-чэШш-шаЩщ-щаЪъ- твёрдый знак (ер)Ыы – ы (еры)Ьь-мягкий знак (ерь)Ээ-э Юю-ю Яя-я Русский алфавит Произноси правильно! Л,С, Р, Ф,Х, Ц, Ч, Ш, Щ.ВДНХ,РФ,СНГ,ЧП. Запомни: Эс, Эр, Эф, Ха, Цэ, Чэ, Ша, Ща. Кирилл и МефодийКирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе – древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки. Создатели славянской письменности «Солунские братья» Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(!!) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом. В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе.Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. 24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. В нашей стране в этот день проводится праздник славянской письменности и культуры. Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский). Н.П.Богданов – Бельский «Устный счёт» Кириллица = 24 греческие буквы + 19 придуманные составителями = всего 43 Самая “дорогая” буква в русском алфавите. Ъ – еры. Ъ – твёрдый знак. Об..езд, с..ездить, с..ёжился, об..яснил,раз..ярен, в..юга, с..едобен.Какое слово лишнее? Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” .Первое издание 1897 г. насчитывает 2080 страниц. 3 млн. 370 тыс. букв! Среди букв – тружеников - 115 никчемных Ъ на одной странице! А если их собрать всех вместе - это 70 печатных страниц! Тираж_- 3000 книг. Сколько страниц с Ъ? 210000!Для сравнения:“Малахитовая шкатулка” - 1000 страниц с Ъ;“Таинственный остров” - 780 страниц. Судьба буквы Ё 29 ноября 1783 года княгиня Екатерина Романовна Дашкова при обсуждении проекта первого толкового Словаря Академии Российской предложила вести новую букву Ё при написании слова «ЁЛКА» вместо «iолка» Писатель-историк первым использовал букву Ё в печатном издании, с его легкой руки Ё вошла в состав русского алфавита Николай Михайлович Карамзин Объясните разницу в словах Слёз – слезНёбо – небоОсёл – оселМёл – мелПадёж – падежИстёкший – истекшийПередохнём - передохнем Клавиатура компьютера (русские буквы) Английский поэт Роберт Бернс илиБёрнс Как правильно? Немецкий поэт Гете или Гёте? Сергей Иванович Ожегов Александр Исаевич Солженицын Защитники буквы Ё Памятник букве Ё, установленный в Ульяновске И это всё о Ё Самая молодая буква русской азбукиУпотребляется в 12 тысячах слов, из них 1100 фамилий с этой буквойНесёт в себе ударениеПризнана обязательной в документации Государственной Думы Российской Федерации; при написании фамилий. История алфавита в русском языке. Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат - на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки. Стоять фертом означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Прописывать ижицу - как следует наказать, проучить, высечь. Буквы – иностранки: А,Ф, Ы. Клавиатура компьютера (русские буквы) «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием». Русский писатель иисторик Николай Михайлович Карамзин «Уважение к минувшему – вот черта,отличающая образованность от дикости».А.С.Пушкин Спасибо за урок!

Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.
(Ян Гольцман)

Последовав мудрому совету пословицы,
отправимся в интересное путешествие в
далекое прошлое, ведь история нашего
алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит
немало тайн.
И первое открытие, которое мы делаем,
познакомившись с ранними славянскими
памятниками письменности, состоит в том, что
они написаны не одной, а двумя азбуками.
Одна из них называется глаголицей, другая –
кириллицей. Название глаголицы происходит
от славянского слова глаголати – «говорить».
Кириллица была названа по имени одного из
братьев – составителей славянского алфавита –
Кирилла.
Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот
же порядок букв, но сильно отличались
начертанием букв.
До сих пор точно не установлено, какую
именно азбуку создали Кирилл и Мефодий –
глаголицу или кириллицу. Многие ученые
считают, что азбука, созданная Солунскими
братьями, была глаголицей, более похожей на
греческое письмо.
По вопросу о том, какую славянскую азбуку
создал Кирилл и когда и как возникла вторая
азбука, существует большая литература и
множест-во гипотез. Мы советуем заглянуть в
книгу

Сравните буквы двух азбук. Какая из них, по вашему мнению, легла в основу современного русского алфавита?

Как вы думаете, от какого слова произошло название «глаголица»?

Устав

Как известно, славянская письменность была
создана Кириллом и Мефодием на базе
греческого алфавита, в его «парадной»
форме, это так называемый устав, который
был дополнен недостающими буквами, –
для передачи звуков, отсутствующих в
греческом языке; в их числе буквы б, ж, ш,
щ, ч, ъ, ы, ь, ю,

В старину при обучении грамоте и в
период усвоения правил чтения сначала
называли буквы, затем из них
образовывали «склады» (слоги) и
только потом – слово. Слово базаръ,
например, читалось так: «буки-аз» – ба,
«земля-аз-рцы-ер» – зар, ба-зар.
Известный писатель XIX в.
В.Гиляровский так вспоминает о своей
первой азбуке: «Учиться читать я начал
лет пяти. Дед добыл откуда-то азбуку.
Каждая буква была с рисунком во всю
страницу, и каждый рисунок изображал
непременно разносчика: а (тогда
написано было «аз») – апельсины,
«буки» – торговец блинами, «веди» –
ветчина... Далее следуют страницы
складов «буки-аз» – ба, «веди-аз» – ва,
«глаголь-аз» – га... Других азбук тогда не
было, и надо полагать, что и Лев
Толстой, Тургенев, Чернышевский
учились тоже по этим азбукам».

Попробуем прочитать славянский алфавит

Название букв

В древней азбуке каждая буква
имела название и начертание, а
большинство из них и числовое
значение. Так буква «А»
называлась «аз», что значит
«Я»; буква «Б» называлась
«букы», что значит «буква» или
«книга», «письмо»; буква «В»
называлась «веди», то есть
«знаю».
Нетрудно заметить, что слово
«азбука» состоит из названий
двух первых букв кириллицы, а
названия букв А, Б, В могут
составить целое высказывание.
Какое?

АЗ

Аз соответствует личному местоимению. Какому?
В глаголице эта буква была похожа на крест. Когда-то это слово
имело бытийное значение и обозначало «моё бытие», «Моё
присутствие здесь». Теперь же получается, что местоимение,
начинающее русский имяслов, теперь завершает алфавит.
Когда мы говорим пословицу: «Я – последняя буква алфавита»?
Это мы говорим в адрес себялюбца.

Фразеологизмы со словом «АЗ»

От аза до ижицы
Сам ни аза в глаза, а
людей ижицей тычет
Сидеть на азах
Твердить азы
Объясните значение
этих фразеологизмов
Как произошло слово алфавит?
Как произошло слово азбука?

Рассмотрите алфавит и скажите, каких букв нет в современном алфавите?

Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита,
ижица

Заимствованные буквы

В кириллице были и буквы,
созданные для заимствованных
из греческого языка слов. Ферт,
фита, кси, пси, ижица. В
русском языке не было слов со
звуком Ф. Поэтому все слова в
славянском языке с буквой
ферт или фита были
заимствованными. Кси и пси
использовались для слов с
начальным кс и пс греческого
происхождения, таких как
Ксения, Псалтирь, но не псы,
так как это слово разговорное.
Оно писалось с покоя.

Юс-большой и юс-малый

Юсы обозначали
носовые гласные
звуки, которые были в
славянском языке. Со
временем они
утратились, перейдя в
буквы У, Ю, Я

История буквы ЯТЬ

В русском письме со временем изменилось и значение буквы
«ять» . Буквы и е стали произноситься совершенно одинаково.
Сравните: вечер – ветер. В слове вечер писали е, а в слове
ветер – .
До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищем»,
«буквой-пугалом», т.к. она затрудняла правописание и
приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им
приходилось заучивать наизусть слова с «ять». Ошибки на «ять»
считались самыми страшными. Выражение знать на ять
свидетельствовало о наилучших познаниях.
К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где
писать. Запоминали, что после буквы б буква пишется в
четырех корнях, после в – в пятнадцати, после д – в трех и т.п.
Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки,
состоящие из слов с: «Б дный,
б лый, бл дный б съ поб жал посп шно в л съ» и т.п.

Ферт и фита

Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в
алфавите стояли в разных местах, но обозначали
один и тот же звук. («фита») писалась только в
словах греческого происхождения, не очень
последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари
метика, ома, едоръ (но Филиппъ). Было много
пословиц, отражающих трудность усвоения того, в
каких словах писалась: «От фиты подвело животы»
(о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому
плеть ближится».
Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так
исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»),
которая до сих пор обозначает звук [ф].

ЕР и ЕРЬ

Но были и такие буквы, которые изменили свое
значение, но из алфавита не исчезли. Буквы ъ
(«ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так
называемые редуцированные гласные, близкие к
[о] и [е]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными).
Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском
языке перестали существовать, исчезли вообще или
перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и
ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали
употребляться уже в другом значении: буква ь стала
разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости
(день, письмо), а ъ стал разделительным знаком
(въехал).

Обозначение цифр

В старину на Руси буквы обозначали еще и
цифры. Для указания того, что буквенный
знак является не буквой, а цифрой, сверху
над ним ставился специальный знак,
называемый «титло». Вот, например: как
записывались первые девять чисел

Десятки обозначались так

Сотни так
Тысячи обозначались теми же буквами с
«титлами», что и первые девять цифр, но у них
слева ставили знак, например:

Десятки тысяч назывались «тьмы», их
обозначали, обводя знаки единиц
кружками, например, числа 10 000, 20 000,
50 000, соответственно, записывались
следующим образом:
Отсюда и произошло название тьма народу, т.е.
очень много народу.

Задания

Используя таблицы, установите числовое
значение букв:
А теперь запишите следующие числа подревнерусски:
7, 12, 24, 52, 100, 245, 539.

Названия старых букв
сохранились в
следующих
выражениях:
прописать ижицу,
ходить гоголем,
стоять фертом.
Пользуясь словарем,
узнайте значение этих
выражений.

Поиграем!

10
20
30
40
Буква
?
?
?
?
Истории
?
?
?
?
Прочита
й
Понятие
?
?
?
?
?
?
?
?

Буква 40

В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто
использовались древние названия букв славянской
азбуки, например:
1) У нея ротик фитою. (В.И. Даль) 2) Станет фертом,
ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) 3)
Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.
(Народная песенка о Наполеоне) 4) У Ивана Ивановича
большие выразительные глаза табачного цвета и рот
несколько похож на букву ижицу. (Н.В. Гоголь)
Названия каких букв встречаются в данных
предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите
эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и
почему?

Буква 40

«Фита» – f, звуковое значение – [ф];
«ферт» – ф, звуковое значение [ф]; «аз» – а
[а]; «ижица» – v [и].
В современном алфавите нет букв «фита» и
«ижица», так как они обозначали те же
гласные звуки, что и буквы «ферт» (ф) и
«иже» (и), употребляясь в ограниченном
числе заимствованных слов.

Истории 40

Перед вами отрывок из повести Н.С. Лескова «Очарованный
странник».
Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в
адресный стол справщиком определил, а там у всякого
справщика своя буква есть. <…...> Иные буквы есть очень
хорошие, как, например, «буки», или «покой», или «како»:
много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а
меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на
нее мало пишется, и то еще из тех, кои по всем видам ей
принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет
благородиться, сейчас себя самовластно вместо «фиты» через
«ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою» – только
пропащая работа, а он под «фертом» себя проименовал.
Когда и почему «ничтожная буква» была устранена из
алфавита?

Истории 40

«Фита» дважды устранялась из алфавита
(после первой, петровской реформы 1708
года она вернулась в алфавит и дожила до
реформы 1918 года, после которой исчезла
окончательно), так как из двух букв,
обозначающих один и тот же согласный [ф],
должна была остаться только одна.

Прочитай 30

В повести А.П. Чехова «Три года»
читаем:
– Твердо, веди, аз! – слышалось со
всех сторон (буквами в амбаре
обозначались цены и номера
товаров). – Рцы, иже, твердо!
Напишите буквы, названные в
данном отрывке. Что должен был
крикнуть приказчик, чтобы
назвать товар, обозначенный
буквами с, г, л; м, б, д?

Прочитай 30

Т, В, А, Р, И, Т.
Чтобы назвать товар,
обозначенный
буквами с, г, л,
приказчик должен был
крикнуть: «Слово,
глаголь, люди!» – а
для обозначения
товара м, б, д –
«Мыслете, буки,
добро!».

Прочитай 20

Какое слово читает
постигающая азы
грамоты Пелагея
Ниловна – главная
героиня романа А.М.
Горького «Мать»?
«И снова она, то закрывая
глаза, то открывая их,
шептала:
Живете, иже – жи, земля,
наш.»
Ниловна читает слово
жизнь. «Живете» –
название буквы ж,
«иже» – и, «земля» – з,
«наш» – н. Не названа
только буква ь – «ерь».

Понятие 30

Определите значение выделенных слов – терминов,
которые употреблены А.С. Пушкиным для описания
рукописных русских текстов.
1) Первые 20 частей исписано старинным почерком
с титлами <...…>. Остальные 35 частей писаны
разными почерками, большей частью так
называемым лавочничьим с титлами и без титлов.
(История села Горюхина) 2) Рукопись сгорела в
1812 году. Знатоки, видевшие ее, сказывают, что
почерк ее был полуустав <…...>. (Статья о «Слове о
полку Игореве»)

Понятие 30

Полуустав (в устаревшей орфографии –
дефисное написание полу-устав) – один
из типов рукописного почерка (см. п. 45),
который господствовал в XIV–XV вв.,
сменяясь постепенно более
неразборчивой скорописью, которая и
названа в тексте А.С. Пушкина
лавочничьим письмом (письмо
«лавочников» – торговцев,
ремесленников, городского люда XVI–XVII
веков).
Титла – надстрочный знак, который
использовался для обозначения цифр или
для сокращения слов

Буква 10

Откуда произошло выражение «красная
строка»?

Красная строка –
первая строка
какого-либо раздела
древнерусского
текста, главы или
абзаца.
Эта строка писалась
киноварью – краской
красного цвета, часто с
дополнительными
украшениями – заставкой,
разрисованными
начальными буквами и т.п.
Выражение красная строка
стало фразеологизмом и
находится в активном запасе
современного русского
языка в значении «начало
текста или абзаца, отступ
слева».

Понятие 10

Что такое устав?
Устав, или уставное письмо, – наиболее
древний тип почерка в русской
рукописной традиции, он представляет
собой каллиграфически правильное
кириллическое письмо (крупные
прямостоячие буквы с равными
промежутками между ними), которым
оформлялись церковно-славянские книги
XI–XIII вв.

Понятие 20

Что такое
полуустав?
Устав постепенно вытесняется
полууставом (этот тип письма XIV–XV
вв. характеризуется меньшей
геометрической правильностью букв и
промежутков между ними, меньшими
размерами букв, а в конце периода –
появлением наклона и соединений
букв),

Истории 10

Какие две азбуки были у древних славян?
Глаголица и
кириллица

Буква 20

Какие фразеологизмы с буквой АЗ вы
знаете?
От аза до ижицы
Сам ни аза в глаза, а
людей ижицей тычет
Сидеть на азах
Твердить азы

Буква 30

Иногда мы употребляем выражение от а
до я, что означает «все на свете», «от
начала до конца». Почему до 1917 года в
этом случае говорили: от «аза» до
«ижицы»?
Ижица была упразднена после революции. Ижица
была последней буквой дореволюционного
алфавита

Истории 20

Как обозначали цифры наши предки?
Они их обозначали буквами, над которыми
ставили знак «титло». Первая буква алфавита
«аз» с титлом наверху обозначала не букву, а
цифру 1.

Прочитай 10

Что значит «Стоять фертом»?
Это значит стоять
подбоченившись, гордо,
изображая ферт

Прочитай 40

Объясните значение
фразеологизма
Писать мыслете
Быть пьяным,
идти шатаясь

Истории 30

Переведите на современный
русский язык поучение
Азбуковника XVII века: «Везде
пиши пса покоем, а не псями.
…...Кое общение псу со
псалмом?».
Объясните значение
выделенных слов и ответьте на
вопрос: почему пса ни в коем
случае нельзя писать псями?
Покой и пси – это древние
названия букв кириллического
алфавита, сохранявшиеся в
церковно-славянской
традиции. Буква п «покой»
обозначала звук [п], а буква
«пси» – сочетание пс. «Пси» –
буква, перенесенная в
кириллицу из ее источника –
византийского алфавита, она
употреблялась только в
ограниченном круге слов
греческого происхождения
(например, псалоом) Заменять
этой буквой случайное
сочетание звуков п и с в других
словах было, конечно,
недопустимо: буквы «пси»
вообще не может быть в
разговорных словах.




















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: систематизация изученного по истории русского языка, воспитание уважения к прошлому, к родному языку.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

ХОД УРОКА

1 этап. Вступительное слово учителя

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Исторически письменная речь вторична. Звучащей речью мы овладеваем в раннем возрасте, она усваивается как бы сама собой, без усилий. Письму же мы учимся специально, тратя на постижение грамоты многие годы. Может быть, именно поэтому мы уважительнее относимся к письменной речи, чем к устной.

2 этап. Основная часть

Слайд 2. Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете смысл пословицы?
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго. Сотни веков язык существовал без письменности, да и сейчас немало бесписьменных языков.

Слайд 3. Многие народы пытались по-разному зафиксировать речь, используя для этого палочки, бусины, камни. Учёные условно называют такой способ предметным письмом.
Сегодня мы пользуемся начертательным способом письма. Как вы поняли, что это значит?
Как вы думаете, каким образом могут быть расположены знаки на письме?

Слайд 4. Нам кажется естественным писать справа налево. Кроме русских, так пишут англичане, французы, немцы и многие другие народы. Однако существуют и другие способы.
Рассмотрим, как можно записать фразу «Жил-был у бабушки серенький козлик». (Переход по гиперссылкам к слайдам 42-46).

Слайд 5. Попробуйте сами записать фразу «Любишь кататься – люби и саночки возить», располагая знаки так, как это принято у китайцев, арабов и древних греков.

Итак, начертательное письмо – это письмо с помощью графических знаков, а самые привычные для нас знаки – это буквы.

Слайд 6 . Давайте вспомним, что обозначают слова «алфавит» и «азбука».

Слайды 7-8. Однако буквенное письмо появилось не сразу. Важным этапом на пути к нему стало консонантное письмо. Как вы поняли, в чём его особенности? Чем отличается греческий алфавит, к которому восходят алфавиты всех европейских языков, от финикийского?

Слайды 9-11. Кириллица и глаголица. Чем отличались азбуки? Помните ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки?

Слайды 12-13. Что вам известно о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия? Если вы хотите больше узнать об этом, перейдите по ссылке к сайту Википедии.

Слайд 14. Итак, славянская азбука названа в честь Кирилла. И вот тут кроется загадка. Как мы узнали в 10 и 11 вв. существовали две азбуки: и кириллица, и глаголица. Какую из них создал Кирилл?
По этому поводу до сих пор идут споры. И всё-таки большинство учёных придерживается мнения, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий «переложили» звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах.

Слайды 15-16. Чем кириллица отличается от современного алфавита? Обратите внимание, что каждая буква имела своё название.
Знаете ли вы, что такое толковая азбука ?
Толковая азбука (азбучная молитва) – одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому, жившему на рубеже IX – Х веков.
Азбучные молитвы являются особой формой изложения религиозных истин, в удобной для запоминания форме. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII – XVII вв.
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.
Вот одна из таких азбучных молитв, обнаруженная среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки.

Аз словом сим молюся Богу:
Боже всея твари Зиждителю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа посли Живущего,
Да вдохнет в сердце ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедех Ти.
Зело бо есть светильник Жизни
Закон Твой, свет стезям,
Иже ищет Евангельска слова
И просит дары Твоя прияти.
Ко крещению обратишася вси,
Людие Твои нарещися хотяще,
Милости Твоя, Боже, просят зело,
Но мне ныне пространно слово даждь,
Отче, Сыне и Пресвятый Душе,
Просящему помощи от Тебе.
Руце бо свои выспрь воздею присно,
Силу прияти и мудрость у Тебе.

Ты бо даеши достойным силу,
Ипостась же всякую целиши.
Упование всех концев земли,
Фараона мя злобы избави.
Херувимскую ми мысль и ум даждь.
О, Честная Пресвятая Троице,
Печаль мою на радость преложи.
Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело
Шестокрылатых силу восприиму
Шествую ныне по следу Учителю,
Имени Его и делу последуя.
Явным сотворю Евангельское слово,
Хвалу воздая Троице в Божестве,
Юже поет всякий возраст,
Юн и стар своим разумом,
Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,
Ему же честь и держава и слава от всея твари
Дыхания во вся веки и навеки. Аминь

Слайды 17-30. За многие годы существования русская азбука претерпела ряд изменений.
Рассмотрите слайды и запишите основные периоды этих изменений. С чьими именами связано появление и исчезновение некоторых букв?

Слайды 31-32 наглядно иллюстрируют изменения русской азбуки.

Слайд 33. Подведём итоги изменений.

Слайды 35-39. Интересная информация об алфавитах других народов.

3 этап. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали на уроке? О чём бы ещё хотелось узнать?

Слайд 40. Познакомьтесь с той литературой, которая поможет найти ответы на интересующие вас вопросы.

– Спасибо за работу!

Список использованных источников:

  1. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... – М.: Просвещение, 1987.
  3. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д.Аксёнова . – М.:Аванта+,1998.

3 Задачи исследования 1. Выяснить, почему возникла необходимость создания славянской азбуки? 2. Константин и Мефодий. Кто они? 3. Известны две славянские азбуки: Кириллица и Глаголица. Что в них общего и в чём различие? 4. Изучить состав кириллицы. 5. Проследить, какие реформы проводились в русском алфавите?




5 Вступление Все мы с детства умеем писать. В школе нас учили по букварю, и учителя говорили: «Вот буква А, а вот – Б...» Письмо стало обычным делом нашей жизни, и редко кто задумывается, как оно появилось, откуда взялось, и почему такие буквы в нашем родном алфавите. Между тем русское письмо – очень важная часть национального достояния России, именно оно фиксирует русский язык.


6 Начала начал Моравии. Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III и константинопольскому патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию просветителей, которые могли бы составить славянскую азбуку и перевести на их родной язык Святое Писание и молитвы. В моравских церквах богослужение совершалось на латыни. А многие ли славяне знали латинский язык? Почти все стоявшие в церкви не понимали того, что читалось и пелось, и не могли сами прочитать ни одной строки из Христова Евангелия. История русской письменности началась в 862 г., когда в столице Византийской империи Константинополе появились посланцы от князя Ростислава – правителя славянского государства


7 Начала начал Они и стали просветителями славян и создателями славянской азбуки, ставшей впоследствии основой современного русского алфавита. Братья родились в македонском городе Салоники (Солуни), относившемся тогда к Византийской империи. Их отец Лев был греком и служил в византийском войске, о матери – Марии – почти ничего неизвестно, хотя некоторые авторы полагают, что она была болгаркой. Старший сын Мефодий (всего у Льва и Марии, по сведениям «Жития Кирилла и Мефодия», было семь человек детей, имена пятерых неизвестны) родился в 820 г., младший Константин, в монашестве Кирилл, родился в 826 г. Патриарх Фотий направил в Моравию (территория нынешней Чехии) двух миссионеров, братьев Мефодия и Константина. Моравия


8 Мефодий Первоначально жизненные пути братьев разошлись. Мефодий поступил на военную службу, продолжая семейную традицию, и сделал успешную военную карьеру. Он был высок ростом, красив лицом и крепок телом, характер имел волевой и горячий. Еще молодым человеком он отличился в военных действиях, и император пожаловал ему в управление Стримонскую область, населённую славянами. Для всех стали полной неожиданностью внезапный уход Мефодия в отставку и принятие им монашеского пострига. «Не в мирских почестях благо нашей души», – говорил он.


9 Кирилл Константин же с самого начала пошёл по учёной стезе. С детства он отличался слабым здоровьем, и детские забавы его не интересовали. Зато мальчик любил размышлять, читать и рано проявил способности ко всяким наукам. Он получил прекрасное образование в Константинополе. С начала 850-х годов Константин начал миссионерскую деятельность в соседних странах, где проповедовал христианство. Поездки в Болгарию, Сирию и другие страны очень много дали Константину в плане изучения языков и культур этих народов. Так, он овладел древнееврейским письмом, которым воспользовался впоследствии при создании славянской азбуки.


10 Братья Характер и жизнь братьев сходны. Они оба жили в основном духовной жизнью, не придавая значения ни богатству, ни славе, ни карьере. Они не имели семьи, постоянного пристанища и даже оба умерли на чужбине. Младший брат создал славянскую азбуку, заложил основы славянской письменности. Старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым учёным, философом, тонким филологом, старший – способным организатором и практическим деятелем. Когда император Византии предложил Константину поездку в Моравию, тот ответил: «Немощен я телом, но с радостью пойду в моравскую землю, ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попытке писать на воде!» Вместе с ним туда поехал и Мефодий. В 863 г. братья прибыли в столицу Моравского государства – город Велеград, где и приступили к созданию азбуки.


11 Две азбуки Нам известны две славянские азбуки: одна называется по имени Кирилла кириллицей, другая именуется глаголицей, от слова «глаголами», то есть «говорить». Истоки буквенного состава кириллицы очевидны – это греческое письмо, использовавшееся в то время в Византийской империи. Прототип глаголических букв до сих пор не определён. На этот счёт выдвигались разнообразные гипотезы.




13 Первые надписи. Первые дошедшие до нас надписи на кириллице и глаголице датируются примерно одним и тем же временем – рубежом IX-X вв. Но кириллица была распространена преимущественно у восточных и южных славян, а глаголица – у южных и западных. На основе кириллицы были созданы многие современные славянские (и не только славянские) алфавиты, глаголица же оказалась абсолютно мёртвой азбукой, из которой не «выросла» ни одна из современных систем письма.


14 Состав кириллицы. В кириллическом алфавите было 43 буквы. Основой для 26 кириллических букв послужил греческий алфавит.43 буквы. Часть букв отличались от современных по написанию. Некоторые звуки обозначались двумя буквами. Впрочем, следует отметить, что возможно когда-то в славянских языках звуки, обозначавшиеся такими «парными» буквами, все-таки фонетически различались. Из греческого были заимствованы такие буквы … Четыре буквы составители кириллицы создали из букв древнееврейского алфавита. С помощью кириллических букв обозначались и цифры. Эта система была заимствована из греческой и называлась «буквенной цифирью», в которой определенные буквы означали единицы, десятки и сотни, а из их сочетаний получались многозначные числа. Несколько букв создали индивидуально… И писалось как Н Н – как N З (Земля) звук «З» Ѕ (Зело) Н (Иже) звук «И» I (И) «КС» «ПС» из еврейской буквы Цаде появились Червь и Цы, которая писалась как современное Ц из буквы Шин появились буквы Ш (Ша) и Шта (звук «Щ» в старославянском языке звучал как «ШТ») Б (буки), Ж (живете), Ъ (ер), Ы (еры), Ь (ерь), ЯТЬ, ЮСЫ малый и большой





18 Реформы алфавита г.1710 г г г. Просуществовал неизменно до эпохи Петра 1 Петр 1 ввел гражданский шрифт Предложено ввести букву Ё Появились буквы Э,Я Исключены буквы Зело, Кси, Ижица Введена буква Й 1738 г. Приведено в соответствие написание i Восстановлена Ижица 1758 г г. Декрет о новой орфографии Новые правила орфографии 1956 г.


СОСТАВ РУССКОГО АЛФАВИТА 19 В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определённых звуковых особенностей. Русский алфавит имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.


20 День славянской письменности. День славянской культуры и письменности (День святых Кирилла и Мефодия) праздник, известный как день памяти первоучителей славянских народов братьев Кирилла и Мефодия. Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 24 м а я



Ирина Емельянова
«История алфавита» (исследовательская работа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

«ИСТОРИЯ АЛФАВИТА »

(исследовательская работа )

ВЫПОЛНИЛИ :

Глотов Максим,

Вагнер Анжела,

Коротенко Илья,

ученики 3 «А» класса

РУКОВОДИТЕЛЬ :

Емельянова

Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

Старый Оскол

Введение 2

I. Основная часть 3

1. История глаголицы 3

2. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры 3

3. Распространение кириллицы на Руси 5

4. Первый русский букварь И. Федорова 7

5. Азбука Льва Николаевича Толстого 8

6. Современный русский алфавит 8

II. Заключение 10

III.Библиография 11

Введение

На свете существуют разные языки : русский, украинский, английский, французский, шведский. В каждом из этих языков есть свой алфавит – порядок расположения букв. В алфавите каждая буква имеет свое место. Количество букв в разных алфавитах также различное . Например, в английском алфавите всего 26 букв , а в русском – 33 буквы. Каждая буква имеет свое место, название и написание.

Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.

Идея создания проекта возникла на уроке английского языка, когда мы узнали, что в английском алфавите всего 26 букв , а в русском – 33 буквы. Полученная информация подтолкнула нас к изучению истории происхождения русского алфавита .

Тип проекта : информационно-исследовательский . Разработка нашего проекта проходила внутри школы, при участии детей и взрослых. Наш проект коллективный.

Цель исследования : создание электронного путеводителя «История алфавита » .

Предмет исследования : русский алфавит .

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :

Познакомиться с историей создания и развития русского алфавита ;

Анализ литературных источников и интернет ресурсов по теме исследования ;

Подготовить творческие работы по теме исследования .

В ходе исследования мы провели анализ литературы, рассказывающей об истории азбуки , подготовили творческие работы по этой теме , используя интернет ресурсы.

1. История глаголицы

Глаголица - одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке

Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица является более ранней азбукой, чем кириллица.

Русский алфавит сложился на основе кириллицы.

2. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры

Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он был назван Кириллом) (827-869) и Мефодий (815-885) происходили из византийского города Солуни (ныне - Солоники в Северной Греции, в котором проживало многочисленное славянское население и славяне занимали многие официальные посты. Отец братьев был богат и «доброго рода» , занимал в Солуни значительную должность под начальством солунского стратига - военачальника,

Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Среди учителей Кирилла самым, может быть, значительным был будущий патриарх Фотий – знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Аристотеля . Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу.

Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита .

В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и готовыми переводами. В течение сорока месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 - начале 868 года римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного» . Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

3. Распространение кириллицы на Руси

На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) .В Петровское время царским указом упростили правописание и отменили буквы «юс малый» , «юс большой» , «кси» , «пси» , «зело» , «омегу» , которые стали обузой в русском алфавите . Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и ё. В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания . Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «i десятеричное» , «ять» , «фита» , «ижица» и буква «ер» на конце слов. Это движение от 43 букв кириллицы к 33 буквам современного русского алфавита можно представит так : 43-14+4=33.

Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.) .

На этот момент в ней было, по видимости, 43 буквы. Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего исчезли йотированные юсы (

Затем большой юс (, возвращавшийся в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е () ; остальные буквы, порой несколько меняя свое значение и форму, сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка, которая долгое время считалась тождественной с русской азбукой. Орфографические реформы второй половины (связанные с «исправлением книг» при патриархе Никоне) зафиксировали следующий набор букв : А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом Є, который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э, то есть после Ъ, Ж, S, 3, И (с орфографически отличным вариантом Й для звука [j], который отдельной буквой не считался, I, К, Л, М, Н, О (в двух орфографически различавшихся начертаниях : «узком» и «широком» , П, Р, С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях :, Ф, X, (в двух орфографически различавшихся начертаниях : «узком» и «широком» , а также в составе лигатуры «от» , обычно считавшейся отдельной буквой, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я (в двух начертаниях : IА и &$1126, которые иногда считались разными буквами, иногда же нет, V. Иногда в азбуку включались также большой юс) и так называемый «ик» (в виде нынешней буквы «у» , хотя они звукового значения не имели и ни в одном слове не употреблялись.

В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра 1708-1711 гг. К 1917 году алфавит пришёл в 34-буквенном (официально; фактически букв было 37) составе : А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалось, Ж, 3, И, (Й отдельной буквой не считалось, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Э, Ю, Я, ? считалась более не входящей в русский алфавит ).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1918 г. - в ее результате появился нынешний русский алфавит , состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).

4. Первый русский букварь И. Федорова

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Федорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же : от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

Книга была отпечатана мастером Иваном Федоровым на Москов-ском печатном дворе.

Великий мастер предвидел, что с изобретением печатного станка книги перестанут быть большой редкостью и могут попасть в руки к любому человеку. Иван Фёдоров заботился не только о распространении книг на Руси, но и распространении грамотности. Он мечтал о том, чтобы больше и больше людей умели читать и писать.

5. Азбука Льва Николаевича Толстого

Великий русский писатель Л. Н. Толстой организовал для крестьянских детей в усадьбе Ясная Поляна школу, где сам был учителем истории . Для учеников яснополянской школы он написал азбуку. По этой азбуке учились наши прабабушки и прадедушки.

6. Современный русский алфавит

Современный русский алфавит состоит из 33 букв

Русский алфавит (русская азбука) - алфавит русского языка , в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года : ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы , поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

II. Заключение

Проводя исследовательскую работу , мы получили результаты : узнали об истории происхождения русского алфавита , о создателях славянской азбуки, монахах-братьях Кирилле и Мефодии, о глаголице (предшественнице кириллицы) . Нам было интересно узнать о первом русском букваре, созданном первопечатником Иваном Федоровым, об азбуке Л. Н. Толстого. Это исследование способствовало тому , что некоторые ребята нашего класса сочинили сами загадки об алфавите , подготовили информационные листы «Устаревшие буквы алфавита » .

24 мая в России будет отмечаться праздник, День славянской письменности и культуры. Наш электронный путеводитель поможет ученикам младшего школьного возраста узнать, кто стоял у истоков этого праздника . Интересен будет путеводитель и первоклассникам при изучении темы «Первый букварь» , «Азбука Л. Н. Толстого» . Оказывается, очень интересно исследовать , изучать страницы истории своего государства .

III.Библиография

1. Бернштейн С. Б. Константин – философ и Мефодий. М., 1989

2. Боченкова О. Солунские братья // Читаем, учимся, играем. 2003

3. Головин Н. Н. Моя первая русская история . М.: Тон пресс, 1999.

4. Занимательное азбуковедение : Кн. для родителей, учителей и милых детей/Авт. - сост. В. В. Волина, Худож. Л. И. Рудаковская. – 2-е изд. испр. – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.: ил. – ISBN 5-09-005981-0

5. История России с древнейших времен до XIX века. М.: АСТ, Астрель, 1999 (Большая детская энциклопедия) .

6. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998.