Икона божьей матери она. Иконы Божией Матери — фото с названиями и описанием

Особенности Богородичной иконографии

Древняя христианская легенда говорит, что начало первые иконы Богородицы появились во времена апостолов. Сохранились упоминания, что Святой апостол Лука, владевший искусством живописи является автором одной из первых Богородичных икон.

Во все времена, изображая Пречистую Деву, мастера иконописи использовали все своё мастерство, чтобы придать лику Богородицы красоту, величие, достоинство и безграничную нежность. На всех иконах Богородица всегда изображена в печали, но печаль эта разная – скорбная или выражающая надежду. Неизменно всегда одно – духовная сила, которая всегда исходит от Божией Матери. Богородица обычно изображается со своим Божественным Сыном, но достаточно икон, где Она изображена без Него. На некоторых образах Она нежно поддерживает Его, на других - тепло прижимает Младенца к Себе. Но на всех иконах Богородица полна благоговения перед Спасителем и кротко смиряется с неизбежностью предстоящей жертвы. Главными чертами, наиболее характерными для изображения Богоматери на русских иконах, являются трогательная лиричность, отрешенность и одухотворенность.

Самыми распространёнными иконографическими типами изображения Богородицы являются иконы «Знамение» (Оранта), «Умиление» (Елеуса) и «Путеводительница» (Одигитрия).

Знамение (Оранта)

Оранта - значит «молящийся», в переводе с латыни.

Иконы такого типа еще называют «Великая Панагая». На образах Богородица изображается как заступница, в молитве с поднятыми руками и ладонями, обращенными в сторону богомольцев. Первые аналогичные изображения Божьей Матери обнаружены еще в римских катакомбах. Христиане дали иконам типа «Знамение» второе название - «Нерушимая стена», обозначая великую силу Заступничества Богоматери,

Наиболее известные иконы типа «Оранта»: «Знамение», Абалацкая, Серафимо-Понетаевская, Мирожская, Никейская, Царскосельская иконы Божией Матери, Ярославская Оранта, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша».

Умиление (Елеуса)

Елеуса обозначает «милующая», «сострадание» и «сочувствие», в переводе с греческого языка. Умиление – один из наиболее любимых христианами вариантов изображения Богородицы. На иконах данного типа Дева Мария изображается соприкасающейся щеками с Младенцем Иисусом, которого она бережно держит на руках. На подобных образах между Девой Марией, символом рода человеческого и всей Церкви Христовой, и Спасителем, символом божественной сущности, совсем нет расстояния, и их любовь воистину безгранична. Эти образы выражают любовь Бога ко всему роду человеческому. В греческом искусстве этот тип иконографичии именовался обычно «Гликофилусса» (от греч. «сладко любящая»), что иногда переводят как «Сладколобзающая» или «Сладкое лобзание».

Наиболее известные иконы типа «Умиление»: Владимирская, Донская и Феодоровская иконы Богоматери, Икона «Достойно есть», «Взыграние Младенца», «Взыскание погибших».

Путеводительница (Одигитрия)

Одигитрия обозначает «путеводительница» или «указывающая путь», в переводе с греческого языка.

Иконы этого типа - одни из самых распространённых изображений Божьей Матери. На этих иконах Богородица пишется со своим Божественным сыном на руках. Одной ладонью Младенец Иисус благословляет смотрящего на икону, а второй держит книгу или свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Обычно Богородица изображена по пояс, но известны также сокращенные оплечные варианты (Казанская икона Божией Матери), а также иконы на которых Богородица изображена в полный рост.

Отличием этой иконографии от близкого ей типа "Умиление" является взаимное отношение Матери и Сына: здесь композиционным центром является Христос, обращенный к смотрящему на икону. Дева Мария в этой иконографии указывает рукой на Младенца Иисуса, указывая на праведность и незыблемость христианского пути.

Наиболее известные иконы типа «Путеводительница»: Казанская, Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, Иверская, Иерусалимская, Влахернская, Грузинская, «Избавительница», «Скоропослушница», «Троеручица».

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Новообращенные в веру православные теряются среди многообразия образов Богоматери. К какому образу нужно молиться и о чем просить? В этой статье я обо всем расскажу и покажу иконы Божьей Матери, фото и описание к ним.

Ознакомившись с различными иконами Богородицы, вы уже не будете растерянно стоять возле иконостаса и гадать, к какому образу обратиться. Именно в таком положении оказалась моя новообращенная подруга, поставившая свечку перед первой увиденной иконой в церкви. Она так разволновалась, что чуть не расплакалась от отчаяния. Это неловкое положение можно предотвратить знаниями.

Четыре типа образов Богоматери

Если заглянуть в православный календарь, можно увидеть много дат почитания Богородичных икон. С течением тысячелетий православная церковь пополнялась новыми традициями и видела много чудес, творимых Святым Духом. Накопленного опыта оказалось так много, что сегодня верующим достаточно тяжело ориентироваться во всем многообразии традиций и праздников. Разберемся, какие образы Богородицы существуют.

Образы Богородицы:

  • одигитрия;
  • елеуса;
  • оранта;
  • акафистная.

Тип образов «одигитрия» отличается тем, что Богоматерь указывает на Богомладенца рукой. В переводе с греческого «одигитрия» обозначает «путеводительница». Широко распространенные образы одигитрии — Смоленская, Грузинская, Казанская.

На образах стиля Елеуса Богородица нежно обнимает Богомладенца, голубит его. Это очень проникновенные образы Богоматери, которые никого не оставляют равнодушными. Елеуса в переводе с греческого обозначает — милующая. Широко известные образы Елеуса — Донская и Владимирская.

Тип образов Оранта отличается воздетыми в молитвенном порыве руками Богородицы. Самый почитаемый образ этого стиля — Неупиваемая чаша. В переводе с греческого слово «оранта» обозначает «знамение». Божья Мать ходатайствует за род человеческий, вымаливает грехи людей перед Господом. Богомладенец еще не родился, он пока находится в чреве Матери. Также к данному стилю иконографии относится образ «Ярославская оранта».

Акафистный тип образов вдохновен евангельскими текстами. На этих иконах Богородица участвует в жизни своего Сына. Широко распространенные образы этого типа — Нечаянная радость, Неопалимая купина.

Описание икон

Иконы Богоматери оказывают сильное воздействие на верующих и даже атеистов. Образ женщины, отдавшей единственного сына на муки ради спасения человечества, никого не может оставить равнодушным. Богоматерь почитают заступницей всего рода человеческого, к ней обращаются в самые трудные и радостные моменты в жизни. Весть о чудесах, которые творят ее образы, уже давно достигла самых отдаленных уголков планеты.

Взирая на образ Богоматери, каждый верующий ощущает ее теплую любовь, милосердие и прощение грехов. Эта кроткая женщина удостоилась чести быть матерью самого Иисуса Христа. Значит, красота ее души и святость были отмечены Создателем вселенной.

Взыскание погибших

Перед этим образом молят об освобождении от тяжелых душевных/телесных недугов, об избавлении от пристрастия к вину и чревоугодию, об избавлении от азартных игр и различных зависимостей, об утверждении веры и отступниках от православия. Также можно просить Богородицу об укреплении брака, если он начинает распадаться.

Феодоровская

Образ относится к типу Елеуса, Богомладенец нежно прильнул к Матери, а она его нежно прижимает к своему телу. У Богородицы молят о помощи при рождении ребенка.

Тихвинская

По преданию этот Лик написал евангелист , еще до успения Богородицы. Узнать икону легко по свитку в руке Богомладенца. Икону молят о здоровье детей, восстановлении зрения и подвижности суставов. Также с помощью нее изгоняют бесов.

Владимирская

Эту икону можно сразу узнать по одной примете — виднеющаяся пяточка маленького Иисуса. Икона считается покровительницей Руси, главной отечественной святыней. Иконе Владимирской возносят мольбы о врагах, примирении недругов, защите от ереси.

Скоропослушница

Эта икона принадлежит стилю Одигитрия и чем-то напоминает Тихвинскую. Этот образ почитается чудотворным, а его особенностью считается быстрый ответ на просьбы страждущих. К иконе возносят мольбы об исцелении зрения, расслабленности и хромоты. Также образ помогает освободиться из плена, от любой зависимости. В прежние времена к иконе возносили мольбы о попавших в кораблекрушение людях.

Семистрельная

Этот образ сильно почитается среди православных верующих. В грудь Богородицы воткнуты 7 стрел, которые причиняют ей боль. Списков Семистрельной очень много, некоторые из них именуются «Умягчение злых сердец». К иконе возносят мольбы о примирении враждующих, избавлении от врагов и страшных недугов.

  • Острабрамская икона — оберегает брачные узы.
  • Неопалимая купина — оберегает имущество от огня.
  • Знамение Пресвятой Богородицы — охраняет от бед, оберегает детей и наделяет их счастьем.
  • Иконе Донской молятся о мире, защите от врагов, исцелении от ран и недугов.
  • К образу Успение Пресвятой Богородицы возносят мольбы для избавления от страха смерти, исцеления, для утверждения веры и обретения смирения.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы молят об освобождении от темницы, о благополучном завершении дел, о получении благоприятного известия, о свободе от душевных/телесных недугов.
  • Образ Иверской Богоматери еще именуют «Вратарницей». Икону молят об освобождении от болезней, защите от недругов, защите от ереси, для укрепления веры, защите от стихийных катастроф и несчастных случаев.
  • Икона Умиление являлась любимым образом преп. Серафима Саровского. Икона относится к чудотворным, и даже списки с нее обладают невероятной духовной силой. Икону молят о родовспоможении, защите от недоброжелателей, о примирении ссорящихся, об упрочнении брака и многих других проблемах.
  • Икона Рождество Пресвятой Богородицы улаживает семейные проблемы, рождение младенцев, утверждает веру, дарует долготерпение и смирение.

Значение икон

Богородичные иконы символизируют единство божественной и человеческой природы. Земная женщина удостоилась чести родить Богомладенца, даровавшего спасение всем смертным. Образ Богородицы является интуитивно понятным каждому человеку, ведь она символизирует собой мать. Каждому человеку понятно, что только мать может принять и простить дитя. Как бы ребенок не нашалил, как бы не провинился — он всегда найдет утешение на материнской груди.

К образу Богоматери нужно подходить с искренним сокрушенным сердцем, не допуская равнодушия или неверия. Только искреннее сердце сможет услышать Пречистая Дева, и непременно утешит страждущих, успокоит мятущихся и скорбящих. Чудодейственный образ Богородицы учит смирению, богобоязненности, послушанию и добродетели. Важно в любых ситуациях оставаться человеком и придерживаться данной Христом заповеди: «Да любите друг друга».

Православные иконы, их названия и значение - важный аспект изучения христианской науки. Любое жилище христианина очень тяжело представить без разнообразных икон, каждая из которых имеет свое собственное значение. Как гласит история религии, многие из них стали известны верующим много веков назад. Религиозные убеждения людей формируются уже очень долго, но иконы от этого не теряют особой культурной и исторической значимости для прихожан многих церквей и храмов. Иконы православные, фото и названия их играют важную роль в человеческой и приближении ее к Господу.

Считается, что каждый святой может незримо оказать помощь даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации. К каким-то из святых стоит обращаться за помощью при какой-либо серьезной жизненной ситуации. Названия православных икон и их значения будут представлены в данной статье. Кроме описаний и рассказов о чудесных свойствах каждого образа, будут приведены и фото наиболее почитаемых из них.

В данном материале будет повествоваться о том, какое значение имеет каждая представленная икона, а также правила молитвы и те чудеса, которые может сотворить конкретный святой лик. Случается и такое, что названия икон с фото уже несут в себе информацию о том, от каких бед может уберечь данный образ. Каждой описываемой иконе в рубрике будет выделено особое место. Самый большой авторитет у верующих людей как в России, так и во всем мире, имеет икона Божьей Матери, написанная и долгое время хранившаяся в стенах храмов города Казань. Эта величественная и масштабная икона считается главной защитницей жителей нашей страны. Любой значимый праздник в жизни русского человека не может обойтись без ритуала поклонения данному образу, будь то крещение или священный обряд венчания любящих сердец.

Ниже будут описаны чтимые иконы Богородицы. Фото и название, и значение их будет также раскрыто.

Известно то, что икона Казанской Богоматери помогает верующим одиночкам вскоре обрести семейное счастье, а уже давно сложившимся парам преодолеть разлад в отношениях и начать жить счастливее. Так как она охраняет семьи, ее в любом доме принято вешать возле детской кроватки для того, чтобы младенец был под покровом и защитой Господа.

Чтобы быстро сориентироваться, какому образу Богоматери молиться в той или иной ситуации, лучше заранее выучить иконы Богородицы с названиями. Говоря об иконе Владимирской Богоматери, стоит заметить, что она считается не менее почитаемой среди многих верующих граждан. Имеются сведения о том, что данной иконой при коронации награждали самых влиятельных царей в Российской империи. Данной иконе можно молить о том, чтобы стать добрее, о том, чтобы обрести семью и исцелиться от тяжелых недугов, а также о том, чтобы помириться с теми, с кем был серьезный конфликт. Также этот образ невидимо бережет от напастей и горестей матерей и маленьких детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Вдобавок ко всему, данная икона помогает при бесплодии и других нарушениях работы репродуктивных органов, а также беременным женщинам и кормящим матерям. Это наиболее популярные иконы Богородицы. Фото и названия других образов также будет представлено в данной статье.

Как уже стало понятно даже из описания данных двух икон, мощь Богородицы практически всесильна, впрочем, как и многих других икон православной церкви. Именно поэтому столь важно каждому верующему человеку знать иконы Пресвятой Богородицы с названиями. Каждому христианину необходимо знать хотя бы некоторые факты о значении тех или иных образов, а также немного информации о житие того или иного православного святого.

Как известно, Господь слышит тех людей, которые идут за Ним, соблюдая все церковные и духовные законы. Верьте в Бога и будьте счастливыми. Ниже будут приведены наиболее чтимые иконы Богородицы, названия и значение каждой из них.

Икона Богоматери «Благодатное небо»

Данной чудодейственной иконе преподносят молитвы о том, чтобы встать на путь истинный, а также о том, чтобы умершим людям на том свете было спокойно и хорошо. Восхваляют эту икону по-старому, а 19 марта по новому стилю.

Икона Пресвятой Богородицы «Отчаянных единая надежда»


Некоторые названия икон можно редко услышать в церковном обиходе, но это не лишает их могущества. Невзирая на тот факт, который свидетельствует о малой известности данного образа, в православной церкви для нее даже существует акафист. Молитвы перед этой иконой способны исцелить уныние, душевный упадок и скорбь. Те верующие, кто разочаровался и потерял божественный настрой, молят Всевышнего о том, чтобы воспрянуть духом, простить обидчиков и примириться с врагами. Кроме того, иконе молятся об избавлении от зависти и примирении враждующих людей, в том числе соседей.

Современные зависимости (игромания, наркомания, алкоголизм, курение, компьютерная зависимость) подвластны исцелению при обращении к этому образу Богоматери.

Боголюбская икона Божьей Матери


Данная икона помогает при исцелении чумы, холеры, моровой язвы и других тяжелых заболеваниях. Почитается в этом образе либо 18, либо 1 июня.

Икона Богоматери «Взыскание погибших»


Этой известной иконе молятся для излечения от зубной и головной боли, проблемах со зрением, лихорадке и эпилепсии, о благополучии в браке, о возвращении в сердце веры в Господа, а также при очень тяжелых, практически неизлечимых детских недугах. Кроме того, к этой же иконе обращаются с просьбой об излечении пристрастия к алкоголю. Дата дня восхваления 18 либо 5 февраля.

Икона Владимирской Богоматери


Данная икона известна прежде всего тем, что ею во времена древней Руси короновали самых знатных господ и царей. Также известно то, что при участии сего образа проводили выборы первосвятителей. Этой иконе молятся о том, чтобы стать добрее, о том, чтобы исцелиться от тяжелых заболеваний, об изгнании бесов из тела. Матери и их маленькие дети могут надеяться на покровительство Богородицы в этом образе в полной мере, а тем, кто только ждет появления малыша, данный лик дарует легкие роды и здоровье новорожденному малышу. Бесплодные женщины могут обращаться к иконе с просьбой даровать долгожданных детей.

Владимирская и Казанская Божья Матерь - самые любимые иконы Богородицы. Фото и названия этих святынь можно встретить в домах даже не слишком набожных людей.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»


Иногда названия икон говорят сами за себя. Данная икона популярна среди людей, перенесших сильную обиду, страдания, тяжелые припадки и болезни дыхательных органов, туберкулезных больных. Кроме того, здесь же можно помолиться об исцелении рук больного человека. Празднуют именины иконы 6 либо 24 октября.

Икона «Всецарица»


Есть достаточно редкие, но очень сильные иконы Божией Матери, фото с названиями которых будут представлены ниже.

Икона Богоматери «Всецарица» помогает тем людям, которые страдают от онкологических заболеваний и переносят ряд курсов химиотерапии и облучения.


Данной иконе возносят свои молитвы при эпидемиях чумы, лихорадки, язвы, слепоты, нарушений слуха. Именины святого образа празднуют 6 либо 22 августа.


Этой иконе молятся о нормализации отношений в стране, о справедливости, о обретении радости в сердце, об отсутствии лицемерия в любви. День данной иконы празднуется 15 либо 2 марта.


Данному образу святой Божьей Матери молятся при наличии тяжелых пороков души и тела, а также после того, как закончилось какое-либо важное дело. Именины данной иконы отмечаются 11 либо 23 июня.


Этому образу возносят свои молитвы те, кто переносит на данный момент тяжкие недуги души и тела, а также те, кто одержим немощь. Истинные верующие при обращении к этой чудесной иконе получают полное исцеление на бессрочный период. Именины иконы «Живоносный источник» празднуют в день Светлой Седьмицы.


Данному святому образу обращают молитвы против холеры, нарушений зрения и прочих подобных недугов. Именины этой иконы отмечать принято 8 или 21 сентября.


Именины отмечаются во вторник Светлой Седмицы, а помогает она при сильных пожарах, а также при различных проблемах и при надобности утешения в душевных невзгодах. День памяти 12 или 25 февраля.


Православными гражданами заведено обращать свои молитвы данной иконе при массовой гибели домашнего скота, при чуме, при холере, а также при наличии слепоты и проблем опорно-двигательного аппарата. Обращение в огромном количестве случаев гарантирует полное выздоровление.


Данной иконе, наделенной чудодейственными свойствами, молятся при ярко выраженном параличе, при заражении оспой, при заболеваниях ног, при подозрениях на нападения «нечистой силы», а также ограждаясь от скоропостижной кончины. Празднуются дни памяти иконы 16 либо 29 марта.


в тех случаях, когда существует опасность нашествия иноплеменников, а также о возвращении зрения слепым людям и удачном вступлении в Божий союз любящим друг друга людям. Кроме того, такая молитва помогает пережить катаклизмы. Именины икона отмечает 8,21 июня и в октябре 4 и 22 числа.


Преклоняются и молятся этому образу те, кто страдает значительными нарушениями работы органов слуха, а также другими подобными недугами. Именины данная икона отмечает 2 и 15 сентября.

«Козельщанская» икона Божьей Матери

Молитвенное обращение к этой чудесной, животворящей иконе полезно при любых травмах конечностей, серьезных повреждениях и предстоящих серьезных оперативных вмешательствах. Именины данная икона Богородицы отмечает 6 и 21 февраля.

Икона Богоматери «Млекопитательница»

Данному божественному лику поклоняются по обыкновению роженицы, беременные и кормящие матери. День памяти данная икона празднует 12 и 25 января.


Перед сей величественной иконой молятся во имя благочестия, торжества правды, о возрождении милосердия и сострадания в людских сердцах, об обретении здорового физического тела и разума, о сбережении христианской веры во всей стране. Восхваление этой иконы и ее именин происходит 12 и 25 апреля.


Данная икона Пресвятой Богородицы призвана избавлять искренне молящихся Ей людей от пожаров, потопов и другой порчи имущества. День памяти отмечается 4 и 17 сентября ежегодно.


Икона помогает не сойти с верной жизненной дороги, сберечь праведный образ жизни, а одиноким верующим людям помогает обрести настоящую любовь. Искренне помолившись пред этим образом и попросив помощи и совета, можно решить любые, самые сложные проблемы в семейной жизни и отношениях между супругами. Кроме того, икона помогает как можно быстрее исцелиться тяжело больным верующим людям. День памяти отмечается 3 и 16 апреля.


К этой иконе обычно стоят очереди из глухих и слабо слышащих людей. Именины иконы - 9 и 22 декабря.


Этой иконе молятся все грешные люди, также, с надеждой обращаются и близкие игроманов, наркоманов и алкоголиков. Данная икона взывает к воспитанию милосердия и доброты, а также к чувству радости от каждого дня. Изречение на образе гласит: «Всем просящим по вере дано будет!».


Данной иконе возносят свои молитвы те, кто хочет исцелиться от самых тяжких недугов. Именины празднуются 21 либо 3 января.


С неза-па-мят-ных вре-мен в ми-ну-ты же-сто-чай-ших стра-да-ний при рож-де-нии де-тей, ко-гда смерть так близ-ка, жен-щи-ны при-бе-га-ют с осо-бен-но го-ря-чей мо-лит-вой к Спа-си-те-лю и Пре-чи-стой Его Ма-те-ри. В бла-го-че-сти-вых се-мей-ствах и в на-ше вре-мя мож-но ви-деть ико-ну Бо-го-ма-те-ри, на-зы-ва-е-мую «По-мощь в ро-дах». и необыкновенно благодатной иконе Богоматери молятся все беременные женщины, желающие без проблем родить здоровых деток.

Этой поистине чудодейственной иконе молятся о предотвращении войн и расколов, об оберегании от разных ересей, о защите от нашествия иноплеменников и чужаков, о защите от духовной и телесной слепоты. Дни почтения 23 и 5 июля.


Этот образ Богоматери призван оберегать верующих людей от холеры и полной потери зрения. День именин данного чудесного образа Богородицы отмечается 16 либо 29 сентября.


Данная икона лучше любой другой может защитить от сглаза, порчи и недобрых мыслей проходящих людей. Эту икону принято ставить в левый угол прихожей, чтобы каждый человек, проходящий в дом, был виден как на ладони. Зависть и проклятия эта икона чувствует, как никакая другая, потому там, где имеется этот образ, не приживаются. Лучшее расположение для такой иконы - напротив входной двери.


Перед этим образом молятся моряки, потерпевшие крушение корабля, а также при наличии слепоты, слабости ног, глухоты, проблем с руками, а также те, которые невольно стали заложниками террористов. Празднуют день почитания иконы 9 либо 22 ноября.


Данной иконе молятся при подозрении на патологии плода для того, чтобы роды прошли успешно, и ребенок родился здоровым. Именины иконы отмечают 9 и 22 марта.


Данной иконе молятся те, кто работает по профессиям, которые связаны с погружением в воду. Именины отмечают 20 или 2 декабря.


Данной иконе принято возносить молитвы во имя избавления от засухи, болезней и всеобщего голода. Именины данного Святого образа отмечаются 15 и 28 октября.


Данной поднимающей дух иконе молятся в случае страшного уныния, скорби и бессилия. Также поводом для молитвы этой иконе станет омрачённое состояние духа. Именины данной иконы празднуются 7 и 20 марта.

«Страстная» икона Божьей Матери

Данная икона способна подарить чудо исцеления от холеры, проблем зрения, слабости мышц, уберечь от надвигающегося «большого огня». Именины отмечаются 13 и 26 августа.


Данной иконе преклоняются при исцелении слепых и одержимых бесами, при падучей болезни, при слабости мышц, при исцелении маленьких детей, при параличе нижних и верхних конечностей. Также молиться этой иконе можно при атаке чужеземцев. Празднует именины данная икона 26 и 9 июня.


Данному образу верующие прихожане молятся об устранении засухи и тяги к порокам, в том числе к атеизму. Памятный день отмечается 8 и 21 августа.


Данной иконе молятся для возвращения потерянных либо украденных ценностей, об оправдании заведомо невиновных и освобождении из плена заложников. Празднуют день данной иконы 26 либо 8 декабря.


Эта икона принадлежит Святому Серафиму Саровскому и дает тяжело больным людям скорое облегчение страданий и укрепление их веры в Господа. Именины данного шедевра иконописи отмечаются 28 и 10, а также 19 и 1 июля.


Данной иконе молятся о том, чтобы умерить пыл греховных страстей, о том, чтобы прервать череду вредных пристрастий. Памятный для иконы день православные верующие отмечают 25 и 7 января.

Феодоровская икона Божией Матери


Данная икона уже очень давно находится в почете у верующих потому, что покровительствует счастливым семьям и здоровью маленьких детей. Вдобавок ко всему, данная икона может помочь при долгих и трудных родах. Хранится сей образ Богородицы в Богоявленском соборе города Кострома, а появилась он в 1613 году и попал в распоряжение царя Государства Российского Михаила Федоровича.

Икона Пресвятой Богородицы «Целительница»


Данная икона говорит сама за себя. Обычно к ней за помощью обращаются тяжело больные христиане. День рождения икона отмечает 18 либо 1 сентября.

Черниговская икона Божьей Матери


Этой иконе приходят помолиться одержимые бесами, а также слепые либо слабо видящие люди. Именины празднуются 1 и 14 сентября.

Икона Божией Матери «Троеручица»


Данная икона может очень легко исцелить болезни рук и ног, а также тяжкие душевные и духовные страдания. Дата празднования именин иконы - 28 либо 11 июня.

Выше были представлены самые почитаемые иконы Божией Матери. Фото с названиями помогут быстро найти тот или иной образ и узнать его значение.

Икона «Святая Троица»


Самый знаменитый вариант изображения иконы «Святая Троица» принадлежит кисти знаменитого мастера иконописного искусства Андрею Рублеву. Есть и изображения, написанные руками других не менее знаменитых мастеров-иконописцев. На иконе показаны лики членов Троицы (Отца, Сына, Святого духа), парящие в небесах. Данная икона обязана присутствовать в каждом доме, так как ее действие универсально. В данный момент главный экземпляр находится в стенах Троицкого храма города Калуга.

Также в почитаются и других святых иконы. Их название и значение, несомненно, следует знать.

Икона имени Святого Великомученика Пантилеймона


Образ Великомученика известен своими чудодейственными целительными свойствами. Прихожане, поставившие свечи рядом с данной иконой и попросившие исцеления, получают настоящую Господню Благодать. На данный момент самый главный экземпляр иконы Пантилеймона находится в храме Иоана Предтечи.

Святая Блаженная Матрона Московская


Данная святая является одной из самых почитаемых в мире религии. Главный монастырь, где по сей день находятся ее мощи, находится в столице нашей родины на Таганском шоссе. Монастырь, в котором покоятся мощи Матроны, является сугубо женским. Ежедневно толпы верующих приходят в монастырь за тем, чтобы обратиться к Матронушке с молитвой о помощи либо с благодарностью. В окрестностях Москвы, а именно в Калуге тоже имеется икона Матроны, а находится она в храме жен - Мироносиц.

Петр и Феврония


В этом же храме располагается икона Святой пары Петра и Февронии, к которым обращаются за помощью в любви и семейной жизни.

К сожалению, все иконы православные, фото и названия их нет возможности описать в рамках одной статьи, ведь их существует огромное множество. Но все же главные святыни все же удалось освятить.