Хомский Ноам: цитаты. Ноам хомский о тоталитаризме, страхе и пропаганде

Авраам Хомский - один из самых знаменитых современных лингвистов. Профессор в области лингвистики, он также является философом, публицистом и теоретиком. Ноам Хомский изобрел современную классификацию языков мира, которая получила название «Иерархия Хомского». Сейчас ученому почти 90 лет, и он продолжает преподавательскую деятельность в Массачусетском институте, дает интервью журналистам, пишет лекции и обзоры.

В чем революционность взглядов Хомского

Считается, что все языкознание делится на две большие эпохи: до того, как в нем появился Хомский Ноам, и после. В 1957 году научный мир был потрясен вышедшей работой ученого под названием «Синтаксические структуры». Раньше лингвисты всего мира занимались лишь тем, что исследовали отдельные языки и их особенности. Никому до этого не приходило на ум, что язык должен восприниматься, прежде всего, в качестве врожденной особенности человека любой расы или национальности. Кроме того, он является таким же инструментом познания окружающего мира, как, например, зрение.

Лингвистика как главная сфера интересов ученого

Ноам Хомский, цитаты которого известны на весь мир, в своих исследованиях задается провокационными и неоднозначными вопросами. Как можно понять, почему дети в любой стране мира так быстро осваивают родной язык? Каким образом ребенок оказывается способен воспринимать речь отдельно от других шумов окружающего мира? Как получается, что никакие языковые отличия не влияют на процесс усвоения ребенком первого языка? Ученый пишет: «При поверхностном рассмотрении языки разительно отличаются друг от друга. Если сейчас кто-нибудь зайдёт в эту комнату и начнёт говорить на суахили, я не пойму ни слова. Тем не менее, я распознаю, что это язык».

Цитируемость в научных кругах

Помимо всего прочего, Хомский известен своими радикальными воззрениями на политику. Особенно ученый известен своей резкой критикой внешней политики Америки. Одна из газет США, «Нью Йорк Таймс Бук Ревью», как-то раз сделала следующее заявление. По мнению издательства газеты, Хомский Ноам - это один из самых важных современных представителей интеллектуальной элиты общества. Начиная с 1980 и заканчивая 1992 годами, он был самым цитируемым из живущих на земле ученых. По частоте использования цитат в общем исследователь занимал восьмое место. Его фамилия является славянской по своему происхождению. Англоговорящие произносят ее на свой манер: Чомски.

Еще одна сфера, на которую оказали влияние исследования ученого - это бихевиоризм. Ноам Хомский, порождающая грамматика которого привела к упадку этого течения в психологии, одновременно стал одним из родоначальников современной Главный постулат порождающей грамматики состоит в следующем: язык - это часть генетической программы человека.

Хомский Ноам и политика

Ученый говорит: «В приватизации многих государственных услуг... есть стремление приватизировать чувства и разум человека, заполучить над ним полный контроль». Ученый аргументирует свое мнение тем, что каждый налогоплательщик за свои отчисления практически не получает никаких благ. Это касается и образования, и здравоохранения. Сам ученый в шутку поговаривает, что существует «несколько Ноамов Хомских». «Один из них занят философией, второй - лингвистикой, а третий - политикой» - говорит Аврам Ноам Хомский.

Бизнес или образование

Ученый, видя опасность в приватизации образования, пишет: «Корпорация - это не благотворительное общество. Совет директоров корпорации имеет законные основания быть чудовищем, чудовищем с точки зрения этики. Его цель - максимально повысить прибыли акционеров и вкладчиков». Хомский Ноам отмечает, что когда сфера преподавания превращается в бизнес-структуру, то все это приводит лишь к увеличению прослойки бюрократов, а не к улучшению качества образования.

В университетах, будто бы они являются промышленными предприятиями, все больше возрастает количество менеджеров. Таким образом, в образовательных учреждениях используется дешевый учительский труд. При этом преподаватели вынуждены держаться за свое рабочее место и выполнять любые указания, которые им даются администрацией.

Сэкономленные же средства оказываются направленными на совершенно далекие от образовательного процесса цели. Хомский подчеркивает, что данная практика является общепринятой не только в образовании. Там, где правит бизнес, вся тяжесть труда перекладывается на плечи народа. Бизнесмен, по сути, «загребает жар» чужими руками.

Отрывок из интервью, данного журналу “Z”

Вопрос: А в чем же смысл жизни?

Смысл жизни определяется тем, как вы пользуетесь ею, во что ее превращаете. Никакого иного смысла у жизни – человеческой, собачьей, бактериальной – просто нет. Вы сами решаете, в чем состоит смысл вашей жизни, – а стало быть, отчасти властвуете им.

Если решите: буду жить, чтобы накопить побольше добра – стало быть, в этом и заключается смысл вашей жизни. Можно будет лишь искренне вас пожалеть, – но так уж вышло, и ничего не попишешь. Если решите: буду жить во имя дружбы, любви, взаимной помощи, во имя людей, стремящихся приносить и себе и окружающим побольше радости и счастья – стало быть, в этом и заключается смысл вашей жизни. Однако не существует внешней силы, принимающей решение вместо вас.

Вопрос: Откуда, по-вашему, вообще берется потребность размышлять о смысле жизни?

Вероятно, рождается она из нежелания либо неумения брать свою жизнь в свои же руки. Если вы считаете себя созданием неких внешних сил, обреченным то и дело получать оплеухи от рынка, правительства, родителей-самодуров – от кого и чего угодно, – то принимаетесь отыскивать нечто внешнее, постороннее, способное указать вам на истинный смысл вашей жизни.

А если у вас уже развито (смотрю, конечно, со своей колокольни) здоровое уважение и к себе и к другим, то вы сами приметесь ваять смысл собственной жизни.

Конечно, здесь вы не всевластны. Хочется стать, например, всемирным чемпионом по прыжкам в высоту, – а это вам не по силам. И все же можно в известной степени лепить свою жизнь и придавать ей смысл – иначе говоря, открывать ее смысл с течением времени: загодя мы не знаем ничего. Сперва, создаются человеческие связи, возникают человеческие отношения, – а ценность или никчемность их выявляется позднее.

Вопрос: Скрывается ли ключ к ответу в самих отношениях и связях? Например, много ли для человека значит людское общество?

Да, если только вы не отшельник по природе. Скажем, человек решает: сделаюсь пустынником, приобрету в штате Монтана клочок земли, примусь возделывать его, стану жить один-одинешенек – и не будет мне дела до ближних. Я не выношу людского общества.

Отлично. Получается, в этом и заключается смысл его жизни. Я знаю людей, ставших отшельниками по доброй воле. С одним познакомился когда-то, поднимаясь по горному склону. Этот малый обитал в небольшой хижине и стремился лишь к уединению. Подобный выбор доступен всякому. Но для большинства людей жизнь означает теплые, дружелюбные отношения с обществом. Впрочем, заранее этого определить нельзя.

Возьмите, скажем, супружество. Допустим, вы вступили в брак, будучи 20 лет от роду. И понятия не имеете, чтó со временем станут значить возникшие отношения. Поймете эдак лет через шестьдесят… Человеческие связи созревают, обстановка изменяется, вы рождаете себе детей – ваша жизнь обретает новые измерения, коих и вообразить немыслимо загодя.

Или супружество становится обузой. Но все это приходит с течением времени, по мере того, как эпохи вашего существования сменяют друг друга. Если вы наделены самоуважением, независимым нравом и способны заботиться об окружающих – вы в состоянии, насколько дозволяют внешние условия, определить и обнаружить смысл вашей жизни. В немалой степени доводится быть своего рода первооткрывателем.

Ноам Хомский - американский лингвист, публицист, философ Ноам Хомский считается одним из наиболее влиятельных из ныне живущих интеллектуалов. Ярый и последовательный критик политической тирании, анархист Хомский анализирует роль государства от его истоков до современности и обозначает векторы его будущего развития. Он считает одинаково регрессивными идеологии государственного социализма и государственного капитализма, а государство будущего связывает с развитием либертарианства как логического продолжения идей классического либерализма

Ноам Хомский — известный американский публицист, философ, теоретик. Работы профессора повлияли на развитие когнитивных наук. Цитаты Ноама Хомского кидают вызов политическому руководству многих стран (в том числе США), но имеют достаточно большое влияние.

AirPods (очень качественная реплика). Распродажа! В подарок магнитный кабель для iPhone. Доставка по всей СНГ Гарантия 6 месяцев Оплата при получении. Возврат без объяснения причин в течение 14 дней. .

Если мы не верим в свободу самовыражения людей, которых мы презираем, значит, мы не верим в свободу самовыражения.

Цензура не однократный опыт. Для тех, кто его пережил, он будет длиться вечно. Это клеймо, которое остается в мозгах навсегда.

Оптимизм — это стратегия. Если вы не верите, что лучшее будущее возможно, вы никогда не сделаете шаг, который приведет к тому, чтобы будущее было лучше. Если вы считаете, что нет надежды, ее не будет. Выбор за вами.

Чтение — не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов.

Доступ к Интернету — великое благо. Однако информация эта мимолетна и призрачна. Если вы не знаете точно, что ищите, если не сохраняете найденного, не подыскиваете верного контекста — считайте, что потратили время впустую.

Правительство Израиля ненавидит меня за мои высказывания — что ставит его в один ряд с правительствами многих других стран.

Реальность отличается от того, как мы ее себе представляем. Очень немногие смотрят на себя в зеркало и говорят: «Передо мной чудовище».

Везде, от поп-культуры до пропаганды, людей постоянно стремятся убедить в том, что они совершенно беспомощны, и лучшее, что можно сделать, - соглашаться с правильными решениями вышестоящих органов и потреблять, потреблять, потреблять.


Главное, чему учит история, в том числе современная, — права не предоставляют, права получают в борьбе.

Иными словами, демократия хороша, пока вы делаете то, что говорим мы, но не тогда, когда вы голосуете за того, кто не нравится нам.

Политика - это тень, брошенная бизнесом на общество.

Лицемер - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Смысл жизни определяется тем, как вы пользуетесь ею, во что ее превращаете. Никакого иного смысла у жизни - человеческой, собачьей, бактериальной - просто нет. Вы сами решаете, в чем состоит смысл вашей жизни.

Не вижу никакой необходимости формулировать сложно, если можно формулировать просто. Осложнение простого — любимая игра интеллектуалов: чем не понятнее, тем лучше.

- Noam Chomsky

- Noam Chomsky
Context: I compared some passages http://www.zmag.org/chomsky/other/intellectuals-state.html of articles of in the late 1960s, speeches, on management and the necessity of management, how a well-managed society controlled from above was the ultimate in freedom. The reason is if you have really good management and everything"s under control and people are told what to do, under those conditions, he said, man can maximize his potential. I just compared that with standard Leninist views on vanguard parties, which are about the same. About the only difference is that McNamara brought God in, and I suppose Lenin didn"t bring God in. He brought Marx in.

- Noam Chomsky
Context: The crisis began with the Iraqi invasion of Kuwait a year ago. There was some fighting, leaving hundreds killed according to Human Rights groups. That hardly qualifies as war. Rather, in terms of crimes against peace and against humanity, it falls roughly into the category of the Turkish invasion of northern Cyprus, Israel"s invasion of Lebanon in 1978, and the U. S. invasion of Panama. In these terms it falls well short of Israel"s 1982 invasion of Lebanon, and cannot remotely be compared with the near-genocidal Indonesian invasion and annexation of East Timor, to mention only two cases of aggression that are still in progress, with continuing atrocities and with the crucial support of those who most passionately professed their outrage over Iraq"s aggression. During the subsequent months, Iraq was responsible for terrible crimes in Kuwait, with several thousand killed and many tortured. But that is not war; rather, state terrorism, of the kind familiar among U. S. clients. The second phase of the conflict began with the U. S.-U. K. attack of January 15 (with marginal participation of others). This was slaughter http://www.hrw.org/reports/1991/gulfwar/index.htm, not war. Z Magazine, August 31, 1991 http://www.zmag.org/chomsky/articles/z9110-aftermath.html.

- Noam Chomsky
Context: After the first International Days of Protest in October, 1965, Senator Mansfield criticized the "sense of utter irresponsibility" shown by the demonstrators. He had nothing to say then, nor has he since, about the "sense of utter irresponsibility" shown by Senator Mansfield and others who stand by quietly and vote appropriations as the cities and villages of North Vietnam are demolished, as millions of refugees in the South are driven from their homes by American bombardment. He has nothing to say about the moral standards or the respect for international law of those who have permitted this tragedy. I speak of Senator Mansfield precisely because he is not a breast-beating superpatriot who wants America to rule the world, but is rather an American intellectual in the best sense, a scholarly and reasonable man -- the kind of man who is the terror of our age. Perhaps this is merely a personal reaction, but when I look at what is happening to our country, what I find most terrifying is not Curtis LeMay, with his cheerful suggestion that we bomb everybody back into the stone age, but rather the calm disquisitions of the political scientists on just how much force will be necessary to achieve our ends, or just what form of government will be acceptable to us in Vietnam. What I find terrifying is the detachment and equanimity with which we view and discuss an unbearable tragedy. We all know that if Russia or China were guilty of what we have done in Vietnam, we would be exploding with moral indignation at these monstrous crimes. " On Resistance http://www.chomsky.info/articles/19671207.htm", The New York Review of Books, December 7, 1967.