Грех ли – вышивать иконы? Молитва на освящение иконы Как освещают иконы в церкви отзывы.

Неизменным атрибутом любого православного человека является икона. Она символизирует веру в высшее, ограждает от плохого. На иконах мастера изображают лики святых, Божьей Матери, Иисуса. В первую очередь, молитва обращена не к полотну с красками, а к тому, кто изображен. Задача иконы состоит в том, чтобы создать подобие духовного моста, по которому человек может прийти к Господу.

Издавна иконы охраняли дом и хозяев от злых сил, помогали в сложной ситуации. Духовная культура, пройдя тысячелетия, сформировала духовный мир верующего человека, и нашла отражение в виде этих произведений искусства. Над любой иконой должен проводится обряд освящения. Используя особые молитвы перед освящением, оберег обретает Господнее благословение, а в завершении окропляется водой. Говоря в общем смысле, образ святых стает посредником в молитве между земным миров и Божественным.

Освящение иконы

Освящением считается обряд благословения иконы, наделяя ее молитвой и духовной силой.

В рядового христианина часто возникает вопрос, можно ли освятить лик в домашних условиях. Здесь мнения расходятся. Одни считают, что освященная в храме, намоленом временем месте, обретает большую силу, другие придерживаются мнения, что священник молитвами способен освятить ее в доме, который она будет оберегать. Второго варианта часто придерживаются, когда иконопись, по определенным причинам, не можно доставить в церковь.

Над иконой, приобретенной в церкви, необязательно проводить освящение. Но нужно знать как освятить икону купленную в магазине, иначе она не обретет своей силы. Только после обряда к образу можно прикладываться и молится.

Обряд освещение выглядит таким образом:

  • батюшка читает специальные молитвы над иконой;
  • «обволакивает» ее дымом из ладана;
  • окропляет святой водой.

Весь процесс не занимает много времени.

Молитва на освящение иконы дома

При освещении рукотворных образов святых процесс стает более интимным, обретает духовный характер. Отдавая свою молитву образу, человек ментально соединяется с высшими силами, так сказать, входит с ними в резонанс. Молитва на освящение иконы дома звучит так:

«Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Фразу нужно повторить трижды. Таким образом можно освятить и нательный крестик.

Освящение лика святого очень серьезное таинство, и к нему нужно подойти ответственно. Если христианин верит в силу обряда и Господа, то образы лучше освятить в храме священником. Это обязательное условие для семейных икон, передающихся по роду, или, например, с изображением ангела хранителя человека. Такой образ служит оберегом для его обладателя и играет особую роль в его жизни.

Некоторые хозяйки славятся своим умением вышивать картины. И, практически у каждой верующей семье есть вышитое вручную изображение святых. Такая икона имеет особое значение для ее обладателя, так как была создана с нуля, и после длительной работы обрела свою красоту и она также освящаются священником, иногда как церковная утварь.

Многие мастерские по изготовлению икон или магазины предлагают купить образы уже прошедшие освящение. Но не будет лишним провести эту процедуру еще раз, присутствуя при это лично.

Задача любого образа - обогащать духовный мир человека, служить проводником в духовный мир. Каждому верующему человеку нужно знать какую молитву читать при освящении иконы. Не стоит воспринимать ее как простое творение искусства. За красивыми красками или полотнами скрывается глубокий мир философии и религии.

Все православные христиане почитают святые иконы. На иконах иконописцы изображают лики святых людей, Божьей Матери и Иисуса Христа. Благодаря иконам нам легче молиться. Мы молимся не полотну, краскам и доске, а именно той личности, которая изображена. Традиция чтить иконы была утверждена на VII Вселенском Соборе. Над каждой иконой, которая будет использоваться в духовной жизни, совершается чин освящения.

Данный чин предусматривает священнодействие, в котором священник читает несколько молитв на освящение и окропляет святой водой образ. По времени обряд длится 10-15 минут. Только после этого к иконе можно молиться и прикладываться. Теперь через нее действует благодать Божия.

Если вы покупаете икону в храме или монастыре, то в большинстве случаев они уже освящены и вам не нужно повторно совершать этот обряд. Перед тем как выставить церковную на продажу, руководители церковных лавок приглашают священника для совершения освящения нового товара. Обязательно спросите продавца освящены ли образы, которые вы желаете купить.

Конечно в светских магазинах такое приглашение священника отсутствует. Поэтому купив образ в магазине, следует прийти в храм и попросить священника совершить необходимый чин. В селах и небольших городках церковь открывают в субботу и воскресенье с утра, а также в дни церковных праздников. В городе большие храмы открыты каждый день до обеда. Ориентируйтесь на такое время.

Зайдя в храм сначала перекреститесь и приложитесь к икона на центральном аналое. Далее обращайтесь с вопросом к старосте или продавцу церковной лавки со своей просьбой. В любом случае в центральной части храма будет дежурный человек. Священник преимущественно находится в алтаре.

Иконы можно освящать в дома. Предварительно договоритесь с батюшкой, чтобы он прибыл в ваш дом. Очень часто чин освящения икон совершают с другими обрядами и таинствами. Например, вам нужно освятить здание. Священник прибывает к вам и может совершить несколько церковных обрядов: и церковные предметы.

Как относиться к не освященным иконам

Задача иконы - служить духовному росту человека. Она должна использоваться только в церковных целях. Но реалии человеческой жизни показывают, что иконы или картины с изображением святых могут писаться разными людьми для различных целей. Например, некоторые художники на своих выставках выставляют картины с изображением святых. В журналах и газетах тоже встречаем много . Как относиться к таким образам? Конечно, они не являются церковными, потому что не освящены. Само изображение святых личностей на любом материале предусматривает со стороны верующего человека уважение. Такие иконы мы не используем для молитвы, но относимся с опрятностью.

ВОПРОС: В церкви мне сказали, что "действительными" являются только иконы, освящённые в церкви. Без этого освещения они-де, являются чуть ли не простыми бумажками. Но мне кажется, что иконы освящают Те, кто на них изображен. То же и с нательными крестами, медальонами с изображением Богородицы. Или я неправ? Просто у меня дома есть не мало икон - простых вырезок из газет, ксерокопий, которые мне нравятся. Нужно ли их освящать?

ОТВЕТ: Дорогой друг мой!
Наш добрый Господь по милосердию Своему даровал нам множество видимых даров, которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению, это: молитвенное (церковное) освящение благоугодного дела, освящение дома (жилища), освящение служащей нам вещи, образа (иконы), освящение пищи, освящение воды, масла (елея) и т.д. Особое место в этом занимает освященная вода, которая сама служит нам для освящения: мы можем покропить или обтереть ею себя, нужную нам вещь или помещение. Особенной благодатной силой обладает крещенская вода, освященная во время праздника Крещения Господня.
Это дары Божьи нам, которыми мы с благодарностью Господу можем пользоваться; пренебрегать ими нам весьма не полезно: как и за все, данное нам Богом для нашего вспомоществования, мы должны будем дать отчет за правильное их использование.
Да, как и пишет о том св.Иоанн Кронштадский, образ Креста Господня, образы Господа, Божьей Матери и святых уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании есть святы.
Однако, если мы отказываемся освятить их и церковно, то таким образом как бы пренебрегаем даром Божьим и Самим Божественным устроением Церкви, ибо Церковь не есть где-то вне нас, а Церковь составляем мы сами. Церковная иерархия же, с помощью которой осуществляется освящение, есть Божественное устроение Церкви.
Некоторые святые ясно различали образа освященные (церковно) от неосвященных. Таким даром обладал, например, св.падре Пио. Он всегда кротко указывал человеку, что следует освятить образок или крестик, который тот имеет, т.к. он, наверное, купил его в мирском магазине, и тот не освящен.
Я также, как и ты, вместе с имеющимися у меня иконами имею и любимые мною некоторые бумажные копии, фото и даже рисунки и использую их наравне с иконами. В этом греха нет, это лишь служит моему благочестию: так я ощущаю сердцем, такова, быть может, особенность моего восприятия.

ВОПРОС: Когда у нас в гостях был священник, он освящал всю квартиру, окроплял святой водой в комнатах, в том числе окропил и иконы. Это, по сути, и есть церковное освящение? Или всё же для этого существует особый чин?

ОТВЕТ: Дорогой друг!
В православной церкви существует определенный чин освящения иконы; в католической церкви священник также, освящая икону, читает определенные молитвы, кропит священной водой.
Образа из бумаги, которые мне особенно дороги и пред которыми я часто молюсь, имеют ценность именно для меня и я не отличаю их от освященных икон. Для другого же человека это может быть не так. Он может спокойно положить эту "журнальную вырезку" (которая молитвенно служила кому-то долгие годы) куда-нибудь в книжку или вообще сжечь. Это не будет грехом, т.к. для него это не икона, а лишь ее иллюстрация. С иконой же он так не поступит: в худшем случае, отнесет ее в церковь или отдаст какому-то верующему. Такова психология веры.
Однако, как я уже объяснил раньше, дело не только в психологии. Такова реальность веры. Есть Бог, есть Церковь, есть у Нее обряды и традиции. Это не просто ньюансы или особенности, это реальность присутствия Божественной благодати Святого Духа, Который, давая всем жизнь и жизненную энергию, в Церкви Христовой присутствует в особых Своих благодатных дарах.

Благословен Бог.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Каноническая православная икона показывает нам мир преображенный благодатью Божией. Икона — не реалистическое изображение. Особыми приемами, специальными красками, в символической форме иконописец передает иную, духовную реальность — реальность Царства Божия. Если мы видим на иконе образ святого, перед нами не просто портрет христианина, жившего в определенную эпоху, несмотря на то, что портретное сходство присуще иконописному образу. На иконе мы видим образ человека, измененный, очищенный, облагороженный благодатию Святого Духа.

Икона показывает духовный облик личности, и всегда обращена к предстоящему перед ней, молящемуся человеку, потому, как и святой пребывает в духовном мире в непрестанной молитве. Икона создана для молитвы, смысл ее раскрывается только через молитву.

Избранники Христовы, стяжавшие в земной жизни благодать Святого Духа, в ином мире предстоят престолу Божию в вечной радости и блаженстве. В нашей жизни угодники Божии являются духовными посредниками между Богом и людьми. Святым, особенно близким к нам по времени, прекрасно известны все трудности и скорби земной жизни. По любви и состраданию к людям, они молятся самому Богу, о тех, кто просит их помощи.

Угодники Божии за особый христианский подвиг, терпение и смирение, получили от Бога многие дары: исцеления болящих, помощи страждущим, утешения и вразумления. Всем известно, что святитель Николай Чудотворец помогает в дороге и в путешествиях. Преподобному Сергию Радонежскому молятся учащиеся от первоклашек до студентов и аспирантов. Благодатию Духа Святого прп. Сергий помогает в постижении наук и при сдаче экзаменов. В Петербурге есть традиция во многих проблемах просить помощи у св. блж. Ксении Петербургской — покровительницы города и заступницы всех верующих.

Русский человек испокон веков знает, что в трудных, неразрешимых обстоятельствах нужно всей душой помолиться любимому святому или своему небесному покровителю и предать все в руки Божии. У многих из нас есть этот опыт непостижимого разрешения проблем по молитве к святым.

Освящение иконы

Что касается освящения икон, в современной Церкви существуют противоположные мнения. Одни священнослужители, опираясь на опыт средневековья, полагают, что образ написанный строго по иконописным канонам, являет собой воплощенную святость. Господь свят — значит образ Его, созданный иконописцем в молитве и по благословению, также, несомненно, свят и достоин поклонения. Имя Божие свято, а всякий образ сопровождается написанием имени. Следовательно, дополнительного освящения не требуется.

В наши дни древние традиции иконописи, восходящие к творчеству великих Андрея Рублева, Даниила Черного и других иконописцев, успешно возрождаются. Если вы приобрели писаную по старым канонам икону, можно разместить ее в доме и молиться перед ней, не прибегая к дополнительному обряду освящения.

Вместе с тем, в современной Русской Православной Церкви существует особый чин освящения икон. Обряд освящения икон состоит из чтения особых молитв и окроплении святой водой. На практике этот обряд стал применяться после Раскола и распространился в синодальный период.

Сегодня освящать принято старые, реставрированные иконы, в знак благословения Церкви на молитву перед обретенным образом. Освящают также вышитые иконы. Иногда священники рекомендуют освятить икону, купленную в антикварном магазине или подаренную. Новую икону из церковной лавки можно сразу разместить на стене или на полочке, и молиться перед ней. Если существуют сомнения, и по каким-то причинам приобретенную икону хочется освятить в храме, стоит посоветоваться с батюшкой и сделать так, как благословит священник. В любом случае, в обряде освящения икон нет ничего предосудительного.

Где ставят иконы святых в доме

Иконы в доме верующего человека могут располагаться во всех комнатах, на кухне и в прихожей. Размещать иконы следует на восточной стене, так как молятся христиане лицом на восток. но если это не возможно ввиду планировки, допустимо поместить иконы там, где есть достаточно свободного места. Важно помнить, что в интерьере квартиры иконы должны быть отделены от светских картин, декоративных панно и других украшений. Икона размещается в квартире, чтобы молиться пред ней.

Молитва пред иконой святого требует определенных условий — тишины, сосредоточенности. Поэтому наверняка не стоит размещать иконы в проходных комнатах, там, где обычно играют дети, а также в местах дома, загроможденных вещами, мебелью и прочим. Молитва предполагает наличие свободного пространства, порядка и тишины.

Практика показывает, что удобнее всего, когда все иконы помещаются где-то в одном месте, на полочке или стеллаже, там, где человек обычно читает утренние и вечерние молитвы, и вообще молится. В этом уголке создается особая молитвенная атмосфера, ничто не напоминает о повседневных делах, не отвлекает. Но отдельные иконы святых можно разместить над рабочим столом, над школьным уголком ребенка, а также в столовой или на кухне, где семья обедает.