«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы. Цыгане

Карточная игра с "роковой" пиковой дамой. В карточную игру цыганка играют вчетвером колодой в 36 карт. Допустимо и большее количество игроков, но тогда берут колоду из 52 карт.

Правила игры "цыганка"

Сдатчик выкладывает всю колоду кружком и посередине кладет вскрытым только козыря. Сдатчик и ходит первым, вынув наугад карту из выложенного им круга. То же делает и его сосед. Если он вынет старшую карту в масть, то, покрыв первую карту, берет взятку себе. Если же соседу сдатчика достанется младшая карта в масть или карта другой масти, то взятка достается сдатчику.

Даму пик (цыганку) нельзя крыть, и сама она ничего не кроет. После определения хозяина взятки следующий ход делает сосед к сидящему возле него игроку. Когда колода разобрана таким образом, наступает следующий этап розыгрыша: каждый игрок разворачивает свои карты веером (крапом вверх) и подает соседу. Тот вынимает карту, кладет ее закрытой на стол и, оценив свои карты, кроет или принимает данную карту.

Игра продолжается до тех пор, пока все карты не разойдутся. С пиковой дамы ходить нельзя. Цыганка переходит из рук в руки, пока, наконец, не остается одна на руках у одного из игроков.

Детская уловка: подавая карты для выбора, нужно старательно перемешать их за спиной и, подавая соседу, держать веер очень низко над столом, чтобы нельзя было подсмотреть карты.

Елена Ганюшкина
«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы

Бюджетное дошкольное образовательное учереждение

муниципального образования Динской район

«Детский сад общеразвивающего вида №66»

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

«ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ИГР »

(подготовительная группа )

Составила : инструктор по физической культуре

Ганющкина Е. Н.

Цели :

Формирование положительной мотивации для развития

динамической активности детей ;

Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Задачи :

1. Формировать творчески развитую,активную личность.

Приобщать к истокам игрового фольклёра.

Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребёнка, а также способствовать оздоровлению его организма.

Развитие физических качеств (ловкость,быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремлённость, самоконтроль) ; совершенствование моторного аппарата.

Предварительная работа :

Воспитателей с детьми :

1. Беседы о народных играх ;

2. Разучивание считалок, жеребьёвок, закличек;

3. Изготовление атрибутов к народным играм ;

4. Подвижные игры на участке детского сада.

Инструктора с детьми :

1. разучивание подвижных игр;

2. Сюжетные занятия по физкультуре;

3. Праздники и развлечения.

Инструктора с воспитателями :

2. Организация подвижных игр.

Оборудование : магнитофон, флэшка с записями, народные костюмы , ленточки, «карусель» , шашки, два платочка, обручи, расписные платки,корова.

Технологии : здоровьесберегающие :

Ритмопластика, технология спортивного досуга, подвижные игры;

Технология личностно ориентированного подхода.

Ход праздника.

Звучит музыка-выходит ведущий.

Ведущий : Мы рады приветствовать на фестивале народных игр .

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд

Но поиграть в игру любую был рад.

Фестиваль мы начинаем ,

И споклоном приглашаем,

Всех, кто любит поиграть,

И себя испытать!

Звучит музыка, дети выполняют перестроения из колонны по одному, в колонну по два, по четыре.

Выполняется ритмическая композиция «Разноцветная игра» .

Перестроение в 2 шеренги.

Ребёнок : На Кубани весь народ

Дружно, весело живёт

Здесь цыгане и адыги

Украинцы и армяне,

Есть татары, белорусы

Здесь живёт много русских.

Ребёнок : Ну-ка, все долой смешки

Покупайте-ка горшки.

Дети образуют круг выбирают покупателя считалкой :

Тары-бары-растабары,

К нам приехали татары,

Теперь будут с нами жить,

Выходи!-тебе водить.

Игра «Горшки» .

Дети делятся на две равные команды. Одна команда- «горшки» . Они садятся на землю в кружок. Другая команда- «хозяева» . Они становятся за каждым «горшком» . Один из детей изображает «покупателя» . Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает :

Почём горшок?

По денежке,-отвечает «хозяин» .

А он не с трещиной?

Попробуй!

«Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит :

Крепкий! Давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая :

Чичары, чичары, По кусту, по насту, по лебедю горазду.

Собирайтесь, гончары,- Вон!

Со словом «Вон!» и «хозяин» , и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг

«горшков» . Кто первым прибежит к купленному «горшку» , тот становится его

«хозяином» .

Перестроение в две шеренги (по бокам) .

На середину зала выходят дети и читают стихи :

Ребёнок : На Кубани Мы живём,

На родной Кубани.

В игры классные играем,

Славим край делами.

Ведущий : Есть кубанские игры с соревнованием нескольких команд.

Ребёнок : Ну-ка, наши казаки

На подьём вы все легки?

Заплетай скорей плетень!

Игра «Плетень» .

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (подскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест, выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.

Дети опять строятся в две шеренги по бокам зала.

Выходит на середину зала ребёнок, в белорусском костюме,и говорит слова :

Вы сказали белорусы,

На Кубани тоже есть,

Ну, тогда желанье наше

Тоже просим мы учесть,

Поиграем в белорусскую игру «Михасик»

Перестроение в 2 колонны напротив конусов.

Команды выстраиваются и произносят закличку :

Ты, Михасик не зевай,

Лапоточки надевай!

Команды оббегают кубики «змейкой» в галошах до фишки, обратно по прямой и передают эстафету.

После игры в колоннах дети уходят переодеваться, мальчики в кубанский костюм, а девочкам завязываются платки на поясе.

Ведущий : Это кто в красивых платьях

Словно пламенный узор

У реки сегодня ставит

Расписной, большой шатёр?

Цыганская игра «Шатёр» дети садятся на стулья

Участники игры делятся на 4 подгруппы . Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешаают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют и приговаривают :

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр» ) дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши) . Выигрывает подгруппа детей , которая первая построит «шатёр» .

После игры девочки уходят за кулисы и переодеваются в кубанский наряд (все, кроме 8 гр.)

Выходит на середину зала ребёнок говорит слова :

Гей, ребята-казачата!

Не пристало нам скучать,

А давайте нынче вместе

Бегать, прыгать, да играть.

Под музыку с шашками галопом выбегают казаки.

Кубанская игра «Достань платок!»

Двое ведущих держат в руках шашки, на которых висят платки. В колонне по 2

стоят мальчики : по очереди, прыжком, сбивают шашкой платок и передают эстафету следующему.

Вед.:Молодцы, ребята! А сейчас собирайся народ , становись хоровод!

Хоровод с коровой.

Дети цепочкой уходят за кулисы, кроме девочек 8 группы и переодеваются в спортивную форму.

Вед.:. Дорогие гости, выходите, вместе с нами поиграйте в игру «Дружба» .

Малоподвижная игра «Дружба» .

Дети со взрослыми встают в круг, идут по кругу с лентами разных цветов и произносят слова :

Мы идём по кругу,

Найдём себе друга,

Найдём себе друга,

Найдём себе дружка.

По команде ведущего : 1,2,3,-пару себе найди! Ищут пару по цвету лент (по2, по4) и выполняют несколько движений взявшись за ленты (руки вверх, наклоны, приседания и т. п.) .

Дети садятся на стулья в зале.

Вед.: Если хочешь ловким быть,

Если хочешь сильным быть,

Познакомься ты с игрой.

Даже очень не простой.

Игра «Колдун» .

Ребята становятся по кругу и считалкой выбирается «Колдун» .

Считалка :

Вздыхает Бабка-ёжка

Разболелась ножка,

Ёжик из лесу пришёл

Сделал бабушке укол.

Теперь выбирается «Сторож» ;

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду

Все вместе говорят закличку :

1,2,3,4,5-начинаем колдовать!

Дети увёртываются от колдуна и сторожа, стараясь, чтобы они

их не осалили. Кого задели, тот останавливается и кричит «Чай, чай, выручай!» . Ребята,которые не осаленные, стараются дотронуться до заколдованных, тем самым их расколдовывают. А сторож им мешает. Игра прекращается после слов :

1,2,3-конец игры.

Вед.: Молодцы, ребята! А сейчас садимся по-турецки.

Пальчиковая игра «Котик ниточки мотает» .

Котик ниточки мотает на клубочек навивает,

Котик ниточки мотает на клубочек навивает! (Наматываем ниточки)

Калачики, калачики, калачики печёт! (Вращаем кулачки)

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики,калачики,калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу.

Вед.: А сейчас приглашаем детвору,

На интересную игру!

Игра «Горелки» .

Дети стоят по кругу, выбирается считалкой водящий :

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи,

И замочек отопри.

Водящий стоит в центре круга, а дети идут по кругу напевая :

Гори,гори-ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Водящий проходит между 2 детьми и все вместе говорят :

1,2,3- беги!

Дво детей бегут по кругу в разных направлениях. Кто быстрее заберёт платок у водящего, тот становится на его место.

Упражнение на дыхание «Сдуй пушинку» .

Ведущий : Приглашаю на игру, карусель я заведу. А то наша карусель простаивает, никто на ней не катается.

Ну-ка дети, сели

На качели карусели,

1,2,- подхватили

3,4,- раскрутили.

Игра «Карусель» .

Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом,потом,

Все бегом,бегом,бегом.

Тише,тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз,два,раз,два

Вот и кончилась игра!

Все вместе говорят : Хорошо мы покатались,

Очень любим мы играть.

Время всё же наступает

Нам домой пора бежать.

Убегают друг за другом за кулисы.

Слова Галины Викторовны : С малых лет игрою каждый увлечён,

И стар, и млад-каким бы ни был он!

Игра-здоровье! По праву скажем мы :

«Игры разные нужны! Игры разные важны!»

В нашем садике с утра начинается игра.

Любим игры, любим шутки,

Не скучаем ни минутки

Мы хотим всем пожелать

С игрой дружить и никогда не унывать!

Заключительная спортивная композиция «Моя Кубань»

Ведущий :И пусть мальчишки и девчонки

Вся озорная детвора

Сегодня скажут громко-громко

Да здравствует ИГРА! (хором) .

«Море волнуется»- русская народная игра

В эту игру можно играть в помещении. По считалке ребята выбирают водящего, затем составляют стулья (их должно быть меньше, чем ребят) и по возгласу водящего «Море волнуется» — бегают, прыгают, изображая волны. По сигналу водящего «Море утихло», бросаются занимать места. Тем, кому не досталось места, водящий назначает фанты — просит их сплясать, спеть, прочесть стихотворение.

Море волнуется передо мной,
Бьётся о берег волна за волной.
Эта волна, не очень сильна,
Эта волна — сильнее слона!

«Белая палочка» — таджикская игра

По считалке дети выбирают водящего и делятся на 2 команды.
Незаметно для ребят водящий прячет » белую палочку» (можно обернуть бумагой карандаш).
По знаку водящего все бегут искать палочку, нашедший палочку кричит: «Есть!» и старается отнести её в заранее условленное место, например, в вычерченный на земле кружок. Ему помогают игроки его команды, а ребята из другой команды стараются палочку отнять. Палочку нельзя перебрасывать, её можно только передавать.

Палочка — выручалочка, наша игра впереди!
Палочка — выручалочка, кто прозевает — води!
Палочка — выручалочка, слышится гомон и смех,
Палочка — выручалочка, выручи всех -всех -всех!

«Собери яблоки»- туркменская игра

На табуретку кладут одно яблоко.Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч коснётся земли, надо собрать «урожай»- взять с табурета яблоко. Те, кому удастся, продолжают игру-кладут на табурет два, три, четыре яблока и т. д. Побеждает тот, кто смог собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно взять камушки, косточки слив и другие предметы.

Угадай, Фатимушка, что в мешке у бабушки:
Луковицы? Пуговицы?Рис? Или мука?
Если догадаешься, бабушка даст яблочко-
Красное, щекастое из полного мешка!

«Канатоходец» — узбекская игра

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты — «слетят с каната»

Висит канат натянутый,
Пройди, Фархад, сначала ты.
Потом Шараф, потом Рашид,
Потом Илья, потом и я!

«Дед Мороз» — белорусская игра »

Вед: Белый пух, снежный пух-все, все, все в пуху вокруг!,
Пух на шапках, пух на шубках, пух на бровках, пух на губках.
Как щекотно, ух! Кто щекочет?
Дети: Пух!

По считалке выбирается Дед Мороз и дети разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из ребят рукой-«заморозить» его. » Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут «заморожены» все ребята (или 3-4 по уговору). Затем выбрать нового Деда Мороза и начинать игру сначала.

«Сторож»- грузинская игра

Зайчик в ямке спит-спит-спит, верно, Зайчик занемог,
И не может Зайчик-прыг, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!
Вот охотник-топ-топ-топ, с ним собака-гав-гав-гав!
Мигом Зайчик наутёк, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!

Выбранный по считалке «сторож» подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а «сторож» кладёт руку ему на голову-охраняет. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого «запятнает» сторож, выходят из игры, а тот, кто «запятнает» сидящего, становится новым «сторожем».

«Разорви цепь» — казахская игра

Берегись, сторонись, я Чингиз-тракторист!
Я пашу, бороню, звонкий обруч гоню!

Дети становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии 10-15 шагов. Они берутся за руки- образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь «противника». Тот, кому удаётся, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остаётся у «противника».

«Скачка» — киргизская игра

На коне-скакуне я лечу, если зайца схвачу-отпущу.
За лисицей поскачу-кнутовищем исхлещу,
А на волка налечу-растопчу!

По считалке выбрать водящего, который становится в центр круга.
Хлопая в ладоши, дети скачут галопом по кругу, изображая всадников.
Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим в центр круга.

«Лиса и журавушки» — русская игра

Нарисовать мелом или палочкой на земле «луг», «дом», «лисью нору».
Ведущий с помощью считалки выбирает «лису». » Лиса» прячется в»нору».»Журавушки»собираются в домике. Ведущий начинает читать стихотворение, а «Журавушки» вылетают из «домика» и неспеша расхаживают по «лугу», высоко поднимая то одну, то другую ногу.
Скажет ведущий слова:»Лети, лети, лети!»- и полетят журавушки домой, широко раскинув руки-крылья. А «лиса» выскочит из «норы» и вдогонку за ними! Поймает одного-меняется с ним местами. Не поймает- пусть снова водит.

По травушке-муравушке журавушка идёт
И песенку о травушке-муравушке поёт:
«Ах, травушка-муравушка, густа и хороша!»
Идёт домой журавушка, шагает неспеша.
Журавушка, журавушка, лисица на пути!
Лети домой, журавушка, лети, лети, лети!

«Перепрыгни через ров» — азербайджанская игра

Вед: Если хочешь ловким быть,
Если хочешь сильным быть,
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
На площадке мелом нарисованы две параллельные линии на расстоянии полуметра одна от другой — это «ров». Дети по считалке делятся на две команды, которые выстраиваются по обе стороны «рва» на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами ребята подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: «Прыгай!», «Не прыгай!». Выигрывает та команда, в которой больше ребят сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

«Земля, вода, огонь, воздух» — армянская игра

Вед: По дороге в Ереван плещет озеро Севан,
Рыба к берегу плыла, мы спросили:»Как дела?»
Рыба в рот воды набрала, ничего нам не сказала,
Повернулась и ушла…
Мимо озера Севан мы ведём свой караван
В славный город Ереван на реке Раздан.
Ребята становятся в круг, в середине-ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом одно из четырёх слов: «Земля»,»Вода»,»Огонь»,»Воздух». Если водящий сказал-«Земля», то тот, кто поймал мяч, должен назвать какое-либо домашнее или дикое животное, на слово»Вода»- дети отвечают названием какой- либо рыбы, на слово»Воздух»- названием птицы. При слове «Огонь»- все должны несколько раз быстро повернуться вокруг себя, взмахивая руками.

«Серый кот»- украинская игра

По считалке ребята выбирают «кота», остальные-«мыши». «Мыши» встают за » котом» в колонну.
Колонна движется по площадке. Между «котом» и «мышами» происходит разговор:
Кот: Есть мыши в стогу?
Мыши: Есть!!
Кот: Боятся кота?
Мыши: Нет!
Кот: А я, Котофей, разгоню всех мышей!
«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их, кого поймает, тот становится»котом».

Бродит кот по траве, носит сон в рукаве.
Как увидишь этот сон, выходи, Мышонок, вон!

«Птицы» — эстонская игра

Дети по считалке выбирают «Хозяйку» и»Ястреба», а остальные-«птицы».
Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: «Ты-кукушка»,»Ты-ласточка» и так далее.
Прилетает ястреб.
Хозяйка: Зачем пришёл?
Ястреб: За птицей!
Хозяйка: За какой?
Ястреб называет, например,»Кукушку». «Кукушка » выбегает, «ястреб» её ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.

«Ласточка, ласточка, что там случилось?»
«Девочка Марта в лесу заблудилась!
Спешат ей на выручку добрые птицы-
Чечётки, стрижи, снегири и синицы».

«У медведя во бору» — русская игра

Дети по считалке выбирают «медведя». Медведь уходит в свой «лесной дом»(в заранее условленное место), а дети дразнят его, напевая песенку. Медведь начинает ловить детей. Кого поймает, тот и станет медведем.

У медведя во бору грузди, рыжики беру,
А медведь молчит, не рычит и не урчит!
У медведя во бору я и мёду наберу…
-Ррру!… А я удеру!

«Кто лишний?» — башкирская игра

Хлопая в ладоши, напевая песенку и приплясывая, дети водят хоровод.
Внутри хоровода нарисован треугольник со сторонами в 3-5 шагов, а у каждой вершины-кружки.
Трое ребят становятся в кружки, а четвёртый»лишний» в центре треугольника. Из кружков ребята перебегают в хоровод. Те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок, пока его не захватил «лишний». Кто опоздает, тот «лишний».

Что под нами под ногами, под железными столбами?
Это нефть под Ишимбаем, это мы по ней шагаем!
Ямиля, Камиля, Бибинур и Фазиля,
И Байрам, и Буранбай, прилетайте в Ишимбай!

«Мяч» — карельская игра

Дети делятся на 2 команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке «крепость» — квадрат со сторонами в 5 шагов. Игроки другой команды находятся в «поле». Они подходят к крепости не ближе 5 шагов. У одного из нападающих в руках мячик. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в нападающих, а те в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся, выбывает из игры.

Шёл домой от Вани Саня и не встретил никого,
Шёл домой от Сани Ваня, встретил Ваня Никого.
И спросил у Никого:» Ты кто?»- «Никто!»
«Ты где?» -«Нигде!»
«Ты откуда?» -«Ниоткуда!»
«Ты куда?»- «Никуда!»
» Ты мне враг?» — » Никогда!»

«Невод» — игра народа коми

Дети выбирают «Рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 15-20 шагов от хоровода устанавливается 4 украшенных лентами шеста. Рыба, прорвавшись сквозь невод (под руками ребят), бежит к одному из шестов. Если её не догонят, она остаётся рыбой, если догонят, возвращается в хоровод, а рыбой становится тот, кто её догнал.

Снег с утра синее неба
Всё вокруг синё от снега.
Шишка, вешка, три олешка,
Щёки тру…, из носа пар.
Еду, еду и доеду на оленях в Сыктывкар!

«Где платок?» — марийская игра

Ребята становятся в круг и передают за спиной друг друга платок. Водящий, выбранный по считалке, ходит в середине круга и старается угадать, у кого находится платок. Тот, у кого он обнаружил платок, становится водящим.

Кукушки в лесу распевают частушки:
«Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы кукушки!
Носатые галки выводят считалки:
«Я- галка! Ты- галка! Мы-галки! Вы-галки!»
И только чернушки, и только белянки
В лесу на полянке играют в молчанку!

«Верблюд и верблюжонок» — бурятская игра

Эй, ребята, встаньте в круг!
Аты-баты, бурундук!
Кто не пляшет-выйди вон,
Целый кон считай ворон!

Ребята выбирают «верблюда» и «верблюжонка», а затем становятся в круг и берутся за руки. Верблюд старается поймать верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Ребята помогают верблюжонку: если он в кругу, они не пропускают туда верблюда, если же верблюду удаётся прорвать цепь, верблюжонка моментально выпускают из круга.

«Ищи — найдёшь» — дагестанская игра

Дети выбирают водящего, завязывают ему глаза. Затем они прячут какую-нибудь вещь, например шапку, и начинают петь и плясать. Водящий ищет шапку. Когда он приближается к ней, ребята поют громче и хлопают в ладоши, а когда удаляется — поют тише.

Есть в ауле детский сад,
В этот сад ходил Мурад.
Был он ниже всех ребят,
Ай, ай, ай, всех ребят!
Рос на горке виноград,
Рос чеснок и рос Мурад.
Стал он выше всех ребят,
Эй, эй, эй, всех ребят!
И теперь ему мала,
Говорят Махачкала!

» Гуси» — кабардино — балкарская игра

Дети выбирают » лису» и «пастуха». Остальные-«гуси». Лиса гонится за гусями и ловит их, а пастух старается помешать лисе. Если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасён. Играют до тех пор, пока лиса не переловит всех гусей.

Я гусей в лесу пасу, от лисы гусей спасу!
-Гуси, гуси! -Га-га-га! -Это правда? -Да-да-да!
-Кто вас слышит? — Кабарда!

«Заяц» — калмыцкая игра

Ребята располагаются вокруг выбранного по считалке водящего. Водящий напевает, приплясывает, показывает жестами, как заяц прыгает, садится на задние лапки, умывается и так далее. Ребята подражают ему. Кто подражает лучше всех, становится водящим.

Зайчик, зайчик, это ты ускакал из Элисты?
Доскакал до Башанты, съел капусту и в кусты?
Ты или не ты?

«Мяч в ямке» — мордовская игра

Каждый играющий выкапывает ямку. Их нужно расположить в одну линию на расстоянии 1-2 шагов. Выбранный по считалке водящий отходит от ямок на 3-4 шага и катит мяч, стараясь попасть в одну из ямок. Участник игры, в ямку которого попадёт мяч, должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. Если он попадёт, водящим становится тот, в кого попади, а если промахнётся, сам идёт водить.

На дороге, где запруда. я увидел чудо-юдо.
«Чудо-юдо, ты откуда? Из-под снега или с неба?»
Обернулось чудо-юдо, улыбнулось чудо-юдо,
И сказало чудо-юдо:»Энзы-брэнзы, я из Пензы!»

«Журавль» — осетинская игра

Дети выбирают водящего и «волка». Остальные -«журавли», становятся в колонну по одному. Каждый кладёт руки на пояс впереди стоящему. Водящий становится впереди колонны и старается всё время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.

Как курлычут журавли?
-Гли, гли, гли!
-Что на них наводит страх?
-Волк в горах!
-Кто прогонит волка вон?
-Я! Ты! Он!

«Колышки» — татарская игра

Дети выбирают водящего. Нарисовав на площадке круг диаметром в 15 шагов, они делятся на пары и встают по кругу. Один игрок становится внутрь круга лицом к центру, а другой за ним вне круга. Водящий из центра круга должен подойти к кому-нибудь из стоящих вне круга ребят и сказать:» Элчи-бэлчи, продай колышек!» После этого водящий бежит в одну сторону, а игрок, к которому он обратился, в другую. Напарник этого игрока делает шаг назад за круг, а тот, кто раньше прибежит, становится впереди него, внутри круга. Опоздавший-водит.

Элчи-бэлчи, нам сказали, что на автовокзале,
За заборчиком в полоску, у газетного киоска,
Там, где вывеска «Аптека», а за ней «Библиотека»,
А за старым новый дом, парк культуры, автодром…
Так о чём мы говорили? Элчи-бэлчи, мы забыли!

«Найди бусы» — тувинская игра

Дети выбирают ведущего и угадчика. Остальные ребята становятся в ряд, сжимают ладони «лодочкой» и вытягивают их вперёд. Ведущий принимает такую же позу, пряча в руках бусы или какой-нибудь другой предмет — камешек, верёвочку, пуговицу. Он обходит ребят, делая вид, что каждому из них вкладывает в руки этот предмет. А угадчик пытается угадать: кому же он передал его? Если угадчик отгадает, он придумывает фант для ведущего, например, добежать до определённого места, сплясать или что-нибудь другое. Если же он ошибается, ведущий придумывает фант для угадчика. Потом выбирают новых ведущего и угадчика.

А Б В Г Д Е Ж -едет жаба на еже,
З И К Л М Н О, зайка, глянь ко мне в окно!
П Р С Т У Ф Х, перья есть у петуха,
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я, а у щуки чешуя!

«Горелки» — удмуртская игра

Дети становятся в колонну по два, а впереди — лицом к ним -водящий. В руке у водящего платок. Вот он поднял его и сразу же ребята, стоящие в последней паре, устремляются к нему. Тот, кто подбежит первым, берёт платок. Теперь уже он водящий, а прежний водящий становится в пару с его товарищем впереди остальных детей. Затем по сигналу бежит следующая пара.

Дождик, уходи, солнышко, води,
Чтобы коромысло над землёй повисло:
Одним концом над рекой Чепцом,
А другим концом над моим крыльцом!

«Змейка» — игра народов Чечено — Ингушетии

Ребята берутся за руки и, напевая песню, змейкой движутся в такт напеву. Идущий впереди старается неожиданно свернуть и проскочить под руками какой-нибудь пары — «затянуть узел». Попавший в узел, должен присесть и развернуться так, чтобы продолжать путь, не разнимая рук. Ребята, которые разнимут руки, выбывают из хоровода.

Жил на свете Жилдабыл, с Былдажилом он дружил.
Жилдабыл без Былдажила дня бы верно не прожил.
Но уехал Жилдабыл и не пишет Жилдабыл.
Неужели Жилдабыл Былдажила позабыл?

«Солнце и месяц — чувашская игра

Ребята выбирают двух вожаков. Те втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем». «Ты чей?»-спрашивают вожаки у играющих. Отвечать надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков не услышал. Так составляются 2 команды. После этого на земле проводится черта. Вожаки становятся друг против друга и берутся за руки. За ними в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команд. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга за черту.

Город новый, город старый-славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах тараторят воробьи:
Чики-вики, чики-брики, чив,чив,чив-чиви!

«Ястреб и утка» — якутская игра

На площадке рисуют два круга- два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке выбирают «ястреба», остальные-«дикие утки»- чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки- в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки к ныркам, а те в свою очередь, перелетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше»(между двумя озёрами) ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

Утицы- птицы плывут по пруду:
Головка в водице, а хвост на виду.
Ты, Нырок, ныряй, не тони,
Тут нырни, а там вынырни!
Ты, Чирок, крылом черкани!
А ты, Шилохвостка, всех обгони!

А. М. Каламеэс, А. М. Тийк, М. Э. Хийемяэ

(Вступительный текст написан А. М. Тийком и М. Э. Хийемяэ, игры отобраны и переведены А. М. Каламеэсом, общая редакция текста осуществлена А. М. Каламеэсом и М. Э. Хийемяэ )

Эстония находится на северо-западе европейской части СССР, на побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Коренное население республики - эстонцы. Живут здесь также русские, украинцы, белорусы, финны и др.

Эстонские народные игры являются неотделимой частью всей культуры и быта народа. Особенно тесно они были связаны с традиционными праздниками народного календаря. На Иванов день проводились игры и состязания в силе и ловкости («Горелки», бег взапуски, бег в мешке, разные приемы борьбы, перетягивание палки, перетягивание пальцем, влезание на столб, метание дуги и др.). Много народных игр было приурочено ко времени смены года- с 21 декабря по 6 января. Существовал обычай играть в это время на внесенной в комнату соломе: «Игра в сапожника», «Цыганская борьба», «Ужение ерша», «Лисий силок», «Стрельба в тетерева», «Поворачивание судна», «Лизание меда», «Экзамен портного» и др. С постепенным исчезновением обычая устилать комнату соломой на рождество эти игры потеряли связь с календарным обрядом и стали проводиться все реже. Подвижные игры наряду с другими развлечениями организовывались также на свадьбах (игры беговые, силовые и на ловкость). Они не потеряли своего значения и на современных летних свадьбах.

Игры проходили на сельских выгонах и сельских дорогах, площадках у качелей, у корчмы. Они были любимым развлечением для пастухов на пастбище. Играла молодежь на посиделках и во время толок (коллективный обмолот снопов).

Местоположение Эстонии на перекрестке исконных путей распространения европейской культуры было благоприятным фактором для взаимного влияния народных игр прибалтийско-финских, балтийских, германских и славянских народов. Это одна из причин сходства многих эстонских игр с играми других народов. Примером может служить игра «Метание колеса» («Раттавискаминэ»), которая была одной из наиболее популярных в Эстонии, но столь же широкое распространение имеет (под разными названиями) и среди латышей, литовцев, была известна в Белоруссии, на Украине, в Мордовии. (Описание этой игры дано под названием «Рипка» в разделе «Литва».)

Среди эстонских народных игр важное место занимают подвижные игры. О соотношении их с играми других типов можно судить исходя из материалов эстонских фольклорных архивов, где 2/3 из общего числа записанных игр являются подвижными или близкими к подвижным по своему содержанию.

Именно народные подвижные игры послужили исходным материалом для разработки игровых средств физического воспитания в Эстонии. При сравнении игр, включенных в программы начальных классов, с народными подвижными играми обнаруживается немало общего между ними. Особенно много в программу введено игр с бегом («Салки», «Волк и овцы», «Поезд», «День и ночь» и др.). Народные игры встречаются также среди игр с прыжками, с мячом.

Во внеклассных и внешкольных занятиях используются игры более спортивного характера («Народный мяч», «Лапта» и др.). По этим играм проводятся межклассные и межшкольные соревнования.

Наиболее простые народные игры используются в дошкольных детских учреждениях (в детских садах и яслях), а также в школах на переменах между уроками, на экскурсиях в сельские местности и т. д. (с целью отдыха и развлечения). Само собой разумеется, что усвоенные в школе игры переносятся детьми во дворы, на игровые площадки у домов. Чем меньше возраст детей, тем чаще встречаются в их игровом репертуаре сюжеты народных игр. С увеличением возраста детей их игровые интересы все больше переключаются на спорт.

В детских коллективах распространены народные игры, развивающие преимущественно быстроту и ловкость; у взрослых же на первом месте игры и физические упражнения, развивающие силу (перетягивание каната и палки, борьба, поднимание гирь и т. д.).

Собирание фольклора, включая народные игры, началось в Эстонии во второй половине XIX в., причем благодаря энергии организатора этого дела Якоба Хурта (1839-1907 гг.) к данной работе примкнули 1400 местных добровольных собирателей. В материалах, собранных Я. Хуртом и видным исследователем эстонского фольклора проф. М. И. Эйзеном (1857-1934 гг.), опиравшимся на 1500 местных добровольных собирателей, широко представлены народные игры. Значительные результаты дало соревнование по собиранию народных игр, проведенное в 1934-1935 гг. в период существования Эстонского фольклорного архива. Составителем вопросника для собирателей был Р. Я. Вийдалепп. Соревнование предназначалось для местных взрослых собирателей и школьников. Архив получил около 15000 описаний игр. К 1937 г. в фонде архива насчитывалось 17706 описаний народных игр.

В Советской Эстонии продолжается изучение народных игр, начатое прогрессивными деятелями прошлого. В помощь собирателям издается специальный бюллетень «Собиратель народных преданий» и распространяются вопросники. В последние годы проводилась в школах работа по записи игр, которой на местах руководили учителя. В республиканских газетах печаталась программа по изучению игр. Организатором изучения игр стал фольклорный отдел Литературного музея им. Ф. Р. Крейцвальда Академии наук Эстонской ССР. В настоящее время картотеки музея содержат более 21500 тематически систематизированных описаний народных игр.

Виктория Сахно

Физическое развитие ребенка является приоритетным направлением весь дошкольный период. И, несмотря на все многообразие форм физической активности, которые предлагают ребенку взрослые, будь то зарядка, физкультминутки или занятия в , подвижные игры остаются самыми любимыми и востребованными у детей.

Особенно популярными являются народные подвижные игры , благодаря которым дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают силу, ловкость и выносливость. У каждого народа подвижные игры свои, но мы предлагаем вам поиграть в самые интересные из них.

Палка-кидалка (башкирская игра)

Чертят на земле круг (диаметр 1,5 м), в центр кладут палку и выбирают водящего. Один из игроков бросает палку за пределы круга. Водящий убегает за палкой и возвращает ее в круг, в то время как остальные игроки разбегаются и прячутся.

Только когда палка оказалась в круге, водящему разрешено идти на поиски. Как только он найдет спрятавшегося игрока, то должен назвать его имя, и они вместе бегут к кругу за палкой. Если первым добегает до палки игрок, то он выбрасывает палку и снова прячется, а водящий бежит за палкой, возвращает ее в круг и опять приступает к поискам.

Если первый пришел водящий, то игрок берется в плен, и его сможет спасти только другой найденный игрок, который первым добежит до палки и назовет имя пленника. Игра заканчивается, когда все игроки найдены, а водящим становится игрок, которого нашли первым.

Ягнята и волк (бурятская игра)

Дети с помощью считалки выбирают, кто будет волком и овцой, а все остальные становятся ягнятами. Ягнята выстраиваются за мамой «паровозиком». Овца с ягнятами подходит к волку, и между ними происходит диалог:

— Что делаешь, волк?

— Сижу, вас поджидаю.

— А зачем?

— Чтобы съесть вас!

На последних словах волк бросается к ягнятам и пытается поймать самого последнего, а овца преграждает ему путь. Ягнята уворачиваются от волка, держась друг за друга и следуя поворотам овцы. При этом волк не может отталкивать овцу. Игра оканчивается, когда все ягнята будут пойманы.

Лиса и сокол (якутская игра)

Из группы детей с помощью считалки выбирают сокола и лису, а другие игроки – соколята. Соколята выстраиваются за соколом, и он учит детей летать: бежит, расставив руки и выполняя ими различные движения, увлекает детей за собой. Соколята летят, точно повторяя движения. По сигналу ведущего выскакивает лиса и пытается поймать соколят, а они, услышав сигнал, присаживаются на корточки, чтобы стать «невидимыми». Лиса может ловить только детей, не успевших присесть.

Рыбки (чувашская игра)

На асфальте чертят две линии, расстояние между которыми составляет 10 – 12 м, и с помощью считалки выбирают акулу. Дети делятся на 2 команды рыбок, каждая из которых выстраивается в шеренгу за противоположными линиями (в домиках), при этом акула плавает между линиями (по морю). По сигналу рыбки перебегают из одного домика в другой, а акула их салит. Проигрывает команда рыб, у которой осалили больше рыбешек, чем у другой.

Одежда (литовская игра)

Дети становятся в круг на расстоянии 1 метра друг от друга и очерчивают кругом свое место. Считалкой выбирается ведущий, который становится в центр круга. Игроки распределяют названия одежды между собой (одно название может принадлежать нескольким игрокам). Ведущий говорит: «Мне нужен пиджак» и все пиджаки, обежав круг, становятся возле него. То же повторяется с другими видами одежды.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Однажды ведущий говорит, что ему нужна вся одежда, и тогда они все вместе бегут по кругу, пока ведущий не станет на один из кружков. В тот же момент игроки должны занять свободные места. Кому не хватило места, становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не побывал на месте ведущего.

4 стихии (армянская игра)

Дети становятся в круг, а ведущий при этом находится с мячом в центре. Из центра он бросает мяч любому игроку, называя одну из стихий. На слово «Вода» задача игрока поймать мяч и назвать какую-нибудь рыбу, на стихию «Воздух» — любую птицу, на «Земля» — . На стихию «Огонь» мяч нужно отбить и всем игрокам повернуться вокруг себя, помахивая руками. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Посадка картошки (белорусская игра)

Игроки делятся на две одинаковые команды, у каждой из которых есть сумка с 5 картофелинами (камнями). На расстоянии 15 метров от расположения команд (отмечается линией) чертят по 5 кругов, в которые игроки будут сажать картофель.

По сигналу ведущего, первые игроки бегут сажать картофель, раскладывая камни в «лунки», после чего возвращаются назад и передают пустую сумку второму участнику. Он в свою очередь бежит, собирает картофель в сумку и передает третьему игроку и т.д. При этом выходить за линию без сумки нельзя. Выигрывает команда, игроки которой сумеют быстрее всех посадить/собрать картофель.

Вызов (кубинская игра)

Необходимо начертить круг диаметром около 10 м. Игроки становятся за линией, а в центре ведущий. Он бьет мячом о землю три раза и после этого подбрасывает высоко вверх мяч, выкрикивая имя любого игрока. Тот, чье имя назвали, вбегает в круг, ловит мяч и старается осалить ведущего или другого игрока. За ведущего начисляется 2 очка, за другого игрока 1 очко. Выигрывает тот, кто сумеет набрать большее количество очков.

Ночной сторож (болгарская игра)

Выбирают двух игроков (сторожей), завязывают им глаза и ставят на расстоянии 1 метра лицом к лицу. Остальные игроки – это лисы, которые хотят пролезть в «курятник» между двух сторожей. Изначально игроки располагаются вдалеке от сторожей, потом один игрок направляется в «курятник», в то время как другие игроки отвлекают сторожей, издавая различные звуки: свист, щелчки, имитация ветра и др., чтобы сторожа не поймали вора. Кто пробрался в курятник, тот и выиграл.

Утконосы (австралийская игра)

Для этой игры необходимо сделать приманку: к палочке привязывают веревку длиной до 1 м, на конце которой прикрепляют «рыбку». В оригинальной игре рыбку вырезали из дерева, но можно сделать и из любого бросового материала.

Все игроки – это утконосы, которые ходят в пределах обозначенного круга (диаметром 10 м) и пытаются поймать чужую приманку, наступив на нее. В то же время следят за тем, чтобы их приманку не словили. Тот, чью приманку поймали, выбывает из игры. В конечном счете выигрывает внимательный и ловкий утконос.

Слепая корова (немецкая игра)

Дети, используя считалку, выбирают водящего и завязывают ему глаза. Остальные игроки разбегаются от «слепой коровы», которая пытается их поймать, помогая ей при этом обнаружить свое местоположение хлопками. После того, как игрока поймали, корова должна узнать его и назвать по имени. Если игрока узнали, то он становится «слепой коровой», если нет, то его отпускают, и игра продолжается.

Бодающийся бычок (датская игра)

Для этой народной понадобится короткий кнут (палка) и веревка. Дети выбирают пастуха и бычка. Пастух привязывает к ноге быка веревку и садится с кнутом его пасти. Другие игроки находятся в 4-5 м от них.

По сигналу игроки подбегают к быку и дразнят его, пытаясь ухватиться за веревку которой привязан бык. Бычок при этом злится и старается схватить игрока, а пастух отгоняет обидчика легкими ударами кнута по ногам игрока. Тот, к кому дотронулся бык или пастух, выбывают из игры. При этом пастуху нельзя сходить с места, а быку — вырываться в погоне за дразнящими. Конечная цель — это веревка, кто за нее схватится — сам станет пастухом.

Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» в этом видео:

Веселых и интересных вам игр!