Доктрина трумэна краткое содержание. Начало Холодной войны

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

…Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что её изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения её территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни другим нациям.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех её членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путём прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинских соглашений, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах происходили подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбирать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии, и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на воле меньшинства, насильственно навязывемой большинству. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет своё влияние на политические процессы. Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушение Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Нужно посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьёзное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на её соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы её. Крах свободных учреждений и потеря независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это - только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой о поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.

Основные события

Исторический контекст

На объединенном заседании Палаты представителей и Сената Конгресса США 12 марта 1947 года президент Гарри Трумэн выступил с речью, которая вошла в историю как «Доктрина Трумэна». Заявление, с которым глава американского государства предстал перед Сенатом, прозвучало через год после знаменитой «Фултонской речи» бывшего премьера Великобритании Уинстона Черчилля и определило подход Вашингтона к странам Европы и их взаимодействию с СССР. ТАСС рассказывает об основных посылах речи Трумэна и о том, какие позиции доктрины остаются актуальными в настоящее время.

От Фултона до Вашингтона

Экс-премьер Великобритании Уинстон Черчилль (слева) и президент США Гарри Трумэн (справа) отправляются в Фултон, штат Миссури. 1946 год

Если Холодная война в 1947 году и не была в своем разгаре, то продолжалась она уже, по крайней мере, два года. Историки по-разному подходят к определению даты начала этого противостояния: кто-то полагает, что февральская конференция в Ялте 1945 года определила мировой порядок после Второй мировой войны, тем самым создав условные рамки сфер влияния советского государства и стран Запада, а кто-то считает отправной точкой конфликта «Фултонскую речь» Черчилля.

5 марта 1946 года Черчилль, в присутствии американского президента, заявил в Вестминстерском колледже города Фултон, штат Миссури, что Запад более не может «закрывать глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны». Под этими странами экс-премьер в первую очередь имел в виду СССР.

Британского политика беспокоил тот факт, что «столицы древних государств Центральной и Восточной Европы» оказались под фактическим контролем Москвы, которая определяла направление и развитие внутренней и внешней политики этих стран. Вдобавок к этому, в США и в Западной Европе росла обеспокоенность из-за роста популярности социалистических партий и партий с коммунистическим уклоном.

Так, в Греции, которую от стран «оси» освобождал не СССР, а Британская империя, ко власти чуть было не пришли коммунисты. С 1944 по 1949 год в стране шла война: вооруженное крыло компартии Греции (КПГ) – Демократическая армия Греции – даже занимала большую часть Афин и, заручившись поддержкой Югославии и СССР, продолжала военные действия против прозападных официальных властей. К 1947 году Великобритания полностью вывела из страны свои вооруженные силы и, по сути, перекинула проблему «на плечи» США.

Именно на этот период и пришлось эпохальное заявление Гарри Трумэна, не только подтвердившее посылы «Фултонской речи», но и представляющее из себя конкретный план действий против «красной угрозы» в центральной и восточной части старого континента.

Деньги в обмен на лояльность

Портовые рабочие наполняют мешки американским зерном в Македонском порту. Американское грузовое судно Thomas Foster (слева) выгрузило 9 тыс. тонн зерна в качестве продовольственной помощи Греции. 1947 год

Если у стран, освобожденных Советским Союзом от Гитлеровской коалиции, практически не существовало политического выбора вне социалистических и коммунистических направлений, то граничащие с ними государства такой выбор имели. Но послевоенная разруха и высокий уровень бедности, как показывает история, приводит к росту радикальных левых или правых настроений среди населения (как в случае с Германией после Первой мировой войны).

Единственным разумным решением, как представлялось в ту пору американскому, да и западному истеблишменту, было предоставление странам, склоняющимся к социализму, всесторонней помощи, от военной до финансовой. Но такая поддержка, конечно же, была далеко не безвозмездной. Цена – потеря самостоятельной внешней политики.

И 12 марта 1947 года Трумэн в своей речи предложил американским законодателям именно такой подход к проблеме. Он попросил Конгресс предоставить Греции и Турции 400 миллионов долларов до 1948 года, а также разрешить отправку в обе страны гражданских и военных лиц «в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи».

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбирать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный

Гарри Трумэн президент США с 1945 по 1953 год

В результате предложение президента приняли, а Демократическая армия Греции была уничтожена благодаря посланным монархическому правительству $300 млн ($100 млн предоставили Турции). Оба государства через 5 лет вступили в НАТО, разместили на своей территории американские военные базы. А Турция согласилась на размещение американского ядерного оружия на авиабазе Инджирлик.

Общественная поддержка доктрины Трумэна, равно как и ее согласие с ней сенаторов и конгрессменов, была обеспечена давлением на одно из самых первобытных человеческих чувств – страх. Замгоссекретаря США Дин Ачесон представлял коммунизм как инфекцию, способную поразить близлежащие страны, а сенатор-республиканец Артур Ванденберг, являвшийся противником изоляционизма, предложил Трумэну выступить перед Конгрессом и «запугать американский народ». Так он и поступил.

Доктрина, план, стабильность

50-й госсекретарь США Джордж Маршалл-младший

Вслед за доктриной последовал не менее известный «план Маршалла», также известный как «Программа восстановления Европы». План вступил в силу в апреле 1948 года и, согласно задумке госсекретаря Джорджа Маршалла, должен был, наряду с содействием экономическому восстановлению 17 стран Старого Света, выжать крайне-левых из политического поля послевоенного континента.

Выделенные Трумэном Греции и Турции $400 млн меркнут по сравнению с $13 млрд, выделенными с 1948 по 1951 год странам Европы по «плану Маршалла». Больше всего средств было направлено в Великобританию, Францию, Италию и ФРГ. Принимающие американскую помощь страны были обязаны вывести коммунистов из правительства.

Прямая преемственность плана «доктрине Трумэна» была обеспечена. Страны-реципиенты помощи углубляли свое взаимодействие с Вашингтоном и начали, отчасти по американской же инициативе, объединяться друг с другом, пройдя путь от Европейского объединения угля и стали до Евросоюза.

А о том, остались ли элементы доктрины в современном внешнеполитическом подходе США к европейским странам, лучше всего говорят факты: получившие в далеком 1947 году помощь Греция и Турция по-прежнему являются членами НАТО, в одной только Германии сейчас находятся около 170 американских военных объектов, а риторика американского истеблишмента в отношении России и стран Центральной и Восточной Европы почти не изменилась.

Чтобы сохранить мир, мы (США – прим. ТАСС) возглавили усилия по установлению системы глобальных альянсов и обязательств в сфере безопасности, гарантами которых выступали американская военная мощь и развёртывание наших сил на базах в Европе и Азии

В статье рассматривается американская политика в отношении СССР после войны: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским союзом коммунистических движений.

Ключевые слова:
Вторая Мировая война, коммунистические партии, систему коллективной безопасности, политика «сдерживания, Греции, холодной войны, изоляционизм, мирового лидера.
После окончания Второй Мировой войны СССР делал всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы у власти были коммунистические партии. СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции активно действовало партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел стран, постоянных членов Совета Безопастности,
СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье.
СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это было замечено странами Западай вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. В ряде других стран Западной Европы коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства.
Поиск ответа на советский вызов шёл и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики «сдерживания». Он считал, что правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странам Запада следует стремиться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Политика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения .
Таким образом, американская политика в отношении СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским союзом коммунистических движений.
Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи не коммунистическим режимам. Данную внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в американском конгрессе. Широкую известность она получила как доктрина Трумэна. Начинался длительный период холодной войны. Противники доктрины Трумэна опасались, что её осуществление может привести к вооружённому столкновению с СССР.
12 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании сената и палаты представителей . Отметив, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. «Греческое правительство, говорил он, работает в условиях хаоса… Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции». Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. Заявив, что «мир не стоит на месте и что статус кво не нерушим», Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся «от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для Запада, так же как и для Востока». И Трумэн просил конгресс ассигновать на «помощь» этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл(к 1950 г. эта сумма составила уже около 650 миллионов долларов). В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну. В ходе встречи членов Конгресса США с заместителем государственного секретаря США Д. Ачесоном последний подчеркнул, что в случае «потери» Греции и Турции коммунизм широко распространится по всему азиатскому региону, включая Иран и Индию. (Внешнеполитическая концепция Ачесона получила впоследствии название «теория домино».) Несмотря на проведенную подготовительную работу, «доктрина Трумэна» встретила сильную оппозицию в Конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В конгрессе многие понимали что означает затея президента США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил: «Мистер Трумэн требует вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны… Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил.» Трумэн сравнивал свою доктрину с «доктриной Монро». Но «доктрина Монро» предусматривала невмешательство Америки в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Таким образом, между этими двумя доктринами имеется существенное различие. 22 мая 1947 г. «доктрина Трумэна» вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе — укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане «холодной войны» «доктрина Трумэна» представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то
время считал Западную Европу.
Обоснование президентом необходимости активного американского вмешательства в европейские дела было расценено в СССР как свидетельство окончательного отказа США от политики изоляционизма и их намерения взять на себя функции мирового лидера.
В администрации была разработана единая система ответов в различных возможных ситуациях. Так, «в случае обвинения в помощи недемократическим режимам, необходимо было отвечать, что приходится выбирать между тоталитаризмом и несовершенными демократиями. В случае упреков в пренебрежении ролью ООН обычно следовал ответ, что эта организация, в силу своей молодости, еще не готова к решению такой серьезной задачи. Если речь заходила о мощной оппозиции планам Трумэна в обществе, то считали, что в момент такой опасности нельзя дискредитировать президента, не доверяя ему, подрывая его политику; нужно сплотиться вокруг него, поскольку мир слышит всегда только один американский голос - голос президента» .
Однако, чтобы эта идеологическая схема заработала, требовалась «кризисная ситуация», и в феврале 1947 г. один из официальных британских чиновников проинформировал Д. Ачесона о том, что «тяжелейший экономический кризис в Великобритании снимает с нее ответственность поддержания политической и экономической стабильности в Греции и Турции» — традиционных «зонах ответственности» Лондона. 21 февраля 1947 г. США получили две британские ноты, в которых сообщалось о согласии Великобритании передать американцам функции по оказанию помощи Греции и Турции. Британская сторона объявила также о выводе своих войск из Греции. В связи с этим Дж. Маршалл отметил: «Очевидно, что англичане отказались от своего присутствия на Ближнем Востоке и обратились к США как к своему преемнику». По сути это была фактическая передача полномочий Соединенным Штатам вследствие ослабления позиций Великобритании на международной арене, но, самое главное, это был сигнал, в ответ на который американцы провозгласили доктрину Трумэна. Бывший сотрудник госдепартамента США Джонс отметил, что ноты были расценены как свидетельство того, что Великобритания «передала США руководство миром со всеми его трудностями и славой» .
Важно отметить, что «кризисная ситуация» возникла не без участия американских стратегов, влияние которых в правящих кругах Греции было значительным. Авторитетный исследователь Г. Лундестад пишет, что «позиции американцев в администрации Греции были настолько влиятельны, что сами они написали как запрос на предоставление помощи, так и ноты благодарности в ответ на провозглашение доктрины Трумэна. Как считает советский дипломат и известный исследователь С. Ю. Шенин, британское предложение «не было неожиданным, поскольку Вашингтон уже давно был готов взять на себя «постоянное бремя ответственности за руководство миром», а не только Грецией и Турцией» . Следовательно, сам предлог; объяснявший появление доктрины Трумэна, был явно надуман.
Интересной была оценка доктрины Трумэна американским исследователем Гэддисом как «последней капли в стремлении администрации побудить конгресс и американский народ взять на себя ответственность за роль мирового лидера», именно поэтому американские стратеги решили «преувеличить советский идеологический вызов с тем, чтобы получить поддержку для своих проектов от скупых законодателей» . Учитывая наличие сильной оппозиции против траты крупных сумм на проведение «спасательных операций» в Европе, Вашингтон не рискнул без «подготовительной работы»
объявить себя «заменой» Великобритании в ее сфере влияния.
В этой связи 27 февраля и 10 марта 1947 г. в Белом доме Трумэн, Маршалл и Ачесон провели встречи с конгрессменами с целью убедить их в необходимости оказать помощь Греции и Турции. В своем выступлении Маршалл акцентировал внимание на защите американских интересов. Однако решающее влияние оказал подход Ачесона, который заявил, что «для Соединенных Штатов принятие мер по усилению стран, которым угрожает советская агрессия, равносильно защите свободы как таковой». При этом Ачесон открыто говорил о намерении СССР занять доминирующую позицию в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке и таким образом проникнуть в Южную Азию и Африку. Принимая во внимание тот факт, что заявления Маршалла о необходимости сохранения и поддержания политической стабильности в регионе, доступа США к сырьевым ресурсам и новым рынкам не оказали на конгресс должного воздействия, Д. Ачесон в своем выступлении заявил о попытках достижения коммунизмом доминирующей позиции на континенте и дальнейшем его стремлении к мировому господству. Выступление Ачесона было весьма успешным и, как оказалось, эффективным. Он так представил сложившуюся ситуацию: «Подобно тому, как яблоки в бочке испортятся при наличии хотя бы одного гнилого, ситуация в Греции и Турции повлияет на Иран и изменит весь ход событий на Ближнем Востоке, в Африке, Италии, Франции и т. д. Мы и только мы обладаем возможностью отразить нападки Советов в достижении гегемонии во всем мире». Ачесон считал, что в Турции СССР намеревался разместить свои военно-морские базы и тогда ее независимость, а вслед за ней и независимость Греции и Ирана была бы обречена . Ачесон заявил также, что в случае, «если хотя бы одно из этих государств попадет в сферу влияния СССР либо в Италии придут к власти коммунисты, то судьба мира будет предопределена».
Провозглашение доктрины Трумэна было обусловлено главным образом факторами геополитического характера. Греции и Турции, своего рода ключу к Западной Европе, придавалось особое значение в стратегии Вашингтона. Это объясняется тем, что обе страны расположены на стыке Европы и Азии. Поэтому в американской администрации руководствовались прежде всего тем, что Турция владеет Дарданеллами, «воротами» к берегам СССР, Румынии и Болгарии и расположена между ними и богатейшим энергетическими ресурсами Ближним Востоком. В этой связи Турции отводилась роль геостратегического плацдарма США для установления влияния в регионе. У. Липпман в этой связи писал: «Мы выбрали Грецию и Турцию не потому, что они особенно нуждаются в помощи, но потому, что они представляют собой стратегические ворота, ведущие в Черное море и к сердцу Советского Союза» . В «Акте по обеспечению помощи Греции и Турции» от 1947 г. отмечалось, что «территориальная целостность и выживание этих государств имеют особое значение для безопасности США», так как «если Греция попадет под контроль вооруженного меньшинства, то последствия для Турции будут незамедлительными и серьезными. В таком случае замешательство и беспорядок распространятся на весь Ближний Восток» — стратегически важный для американского лидерства регион.
Вслед за выступлением Ачесона Трумэн заявил в Бейлорском университете весной 1947 г.: «Мы являемся гигантом мировой экономики. Характер будущих экономических отношений зависит от нас» . В связи с этим, «помогая европейским экономикам, мы заручимся поддержкой дружественных нам правительств за рубежом и наличием дополнительных рабочих мест у себя дома.
Для достижения этой цели США будут вынуждены оказать прямую экономическую помощь, но не посредством ООН, чтобы обеспечить американский контроль над реализацией соответствующих акций» . Существенное отличие Бейлорской речи от самой доктрины заключается в том, что последняя была окрашена в идеологические тона и из нее были исключены упоминания об экономической целесообразности оказания помощи, чтобы не показать, в чьих интересах конфликт «демократии» и «коммунистической тирании». По этой причине помощь Греции и Турции провозглашалась как часть глобальной схватки демократии и диктатуры, сил добра и зла. Таким образом, на упомянутой встрече с конгрессменами 10 марта в присутствии лидера большинства в сенате Тафта администрации удалось убедить конгресс поддержать доктрину с целью борьбы против коммунизма. Именно предстоящее столкновение «восточного коммунизма» и «западной демократии» убедило конгресс в необходимости оказать экономическую помощь в рамках доктрины Трумэна. Большая часть демократов присоединилась к «крестовому походу» против коммунизма еще и потому, что «в конгрессе наблюдались настроения, близкие к панике, — ожидалась высадка Советов на американских берегах». В итоге конгресс согласился выделить Греции и Турции в общей сложности 128 млн дол.
Итак, президент США предложил конгрессу программу противостояния коммунистической экспансии (СССР), в рамках которой предлагался первый шаг — экономическая и военная помощь Греции и Турции. Для ее утверждения им приводились аргументы, уже апробированные ранее Ачесоном. Речь шла о необходимости противостояния «тирании коммунизма»: «Мир должен сделать выбор между двумя альтернативными путями развития. Один из них основывается на демократических принципах — свободных выборах, гарантиях личных прав и свобод, свободе слова и вероисповедания. Другой выбор основывается на тирании, терроре и давлении, контролируемой прессе и радио, подавлении личных свобод. Учитывая все это, политика США должна основываться на поддержке свободных наций, которые противостоят попыткам их порабощения». Посол СССР в США Н. Новиков писал в этой связи, что такая политика «своей прямолинейностью поставила европейские страны перед выбором — либо с США против СССР, либо с СССР против США и предопределила раскол континента» .
Доктриной Трумэна американская администрация впервые во всеуслышание провозгласила начало мирового конфликта между силами «добра» и «зла». По мнению одного из советников Белого дома, доктрина Трумэна была «первым орудийным залпом в кампании, предназначенной заставить народ осознать, что война никоим образом не окончена» .
Тот факт, что целью США в эти годы не было сокрушение коммунизма как такового, подтверждается и примером Югославии. Там уже в ходе Второй мировой войны западные демократии выбрали своим союзником не национальные, православно-монархические антикоммунистические отряды Д. Михайловича, а коммуниста Тито (известного антиправославными взглядами — именно Тито разделил сербов внутренними административными границами, по которым Запад расчленил Сербию в 1990-е годы). И когда началась Холодная война, США продолжали финансировать режим Тито, несмотря на концлагеря, — лишь бы он порвал с СССР, что и произошло в 1948 году.
Провозглашение доктрины Трумэна было воспринято как политиками, так и общественностью США неоднозначно. Биограф Трумэна так описывал выступление президента в конгрессе: «Коллективно написанная речь была, конечно, самой противоречивой как за время его
президентства, так и по сравнению с выступлениями всех американских президентов XX века». Критики доктрины в американских политических кругах заявляли, что затраты на ее реализацию будут гораздо выше, чем конечный результат. Подчеркивалось, что «доктрина создаст прецедент для вмешательства во внутренние дела других государств и может повлечь за собой войну с СССР, а также существенно ослабит ООН» . Причем в особо негативном ключе сторонники этой точки зрения подчеркивали тот факт, что осуществление экономической дипломатии предполагалось США в одностороннем порядке в обход ООН. Однако очевидно, что только таким образом Вашингтон мог контролировать программы помощи. Важно отметить также, что консул СССР в Нью-Йорке Я. Ломакин после провозглашения доктрины Трумэна телеграфировал в Москву: «Речь Трумэна вызвала серьезную волну недовольства среди населения» , которое опасалось войны между СССР и США». Вместе с тем уже во второй половине 1947 г., согласно опросам общественного мнения, 54% опрошенных американцев поддержали действия США в отношении Турции и Греции, а 40% были готовы (правда, через ООН) «объявить войну СССР, если тот и дальше будет угрожать Греции» . Как видно, сформированные администрацией настроения создали необходимый фон для осуществления экономической дипломатии сдерживания в стратегии «мирового преобладания» США.
Одной из главных, хотя наименее афишируемых целей доктрины была подготовка своего рода «мандата конгресса и американской общественности на осуществление плана Маршалла» . Доктрина явилась прообразом, «мини-планом Маршалла». План, в свою очередь, послужил экономическим рычагом для продолжения стратегии, заложенной в доктрине Трумэна. Таким образом, «доктрина Трумэна и план Маршалла стали неотъемлемой частью новой стратегии Вашингтона» . Они сформировали послевоенный курс США, предопределив его характер. В этом их главная взаимосвязь.
Доктрина способствовала созданию зоны влияния США на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и Персидском заливе. В конечном итоге один из важнейших стратегических регионов планеты, ее «нефтяной кладезь» стал зоной «жизненно важных интересов» Вашингтона (так, например, если в 1938 г. на долю США приходилось 14% добычи ближневосточной нефти, то в 1951 г. — 57,8%) . Доктрину можно считать декларацией «холодной войны». Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР, Угрозой была потеря потенциальных рынков для нагнавшей темпы за войну американской промышленности: прежде всего — рынка европейского, а за ним — и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости.
Программа приобрела силу закона после одобрения 15 мая её проекта конгрессом и подписания 22 мая президентом США. Были заключены соглашения с Грецией (20 июня) и Турцией (12 июля). Греции выделялось 300 млн. дол., Турции — 100 млн. дол. Доктрина явилась не только средством вмешательства США во внутренние дела этих стран и превращения их территорий в военно-стратегический плацдарм. Она открыто провозглашала политику «холодной войны», которая стала официальным внешнеполитическим курсом США в течение последующих десятилетий. Логическим продолжением стали Маршалла план 1947, создание НАТО и других агрессивных военно-политических блоков, «доктрина Эйзенхауэра-Даллеса», нагнетание международной напряжённости, безудержная гонка вооружений, создание вокруг Сов. Союза и др. стран социализма военных баз. Доктрина Трумэна носила антисоветский и антисоциалистический характер и была направлена на то, чтобы помешать развитию мирового революционного процесса, обеспечить себе господствующее положение в мире.
Правозащитники считали это заявление моментом, когда американцы расстались с изоляционизмом раз и навсегда, окончательно приняли на себя, хотя с неохотой, ответственность, как мировой державы. Критики, наоборот, уже видели ее как начало долгого процесса, в котором США стал мировым полицейским, выделяющим ресурсы и рабочую силу по всему миру в тщетной попытке сдержать мифического монолит, международного коммунистического заговора. Но, несмотря на их различия, критики и защитники Доктрины Трумэна договорились по двум вопросам: о том, что заявление Президента ознаменовало поворотный момент в истории американской внешней политики.
Именно в стремлении США добиться лидирующей позиции на международной арене, намерении американских лидеров создать новый мировой порядок таится одна из основных причин столкновения сверхдержав. Другой причиной столкновения была жесткая политика сталинского руководства, направленная помимо укрепления позиций СССР и его союзников на победу коммунизма во всем мире, т. е. на уничтожение капиталистического строя.
Оба государства стремились закрепиться в качестве самостоятельного центра силы в важнейшем геостратегическом регионе мира, заполнив сложившийся в нем вакуум власти, и сконструировать новый политический и экономический порядок . Это окончательно определило контуры международных отношений на последующие десятилетия. Принципиальное отличие здесь заключается в том, что советские «намерения» являлись скорее декларативно-пропагандистскими и не имеющими под собой необходимого для такой глобальной цели материального фундамента.
Однако многие американские учёные склонны к тому, что доктрина Трумэна, далеко не представляет собой революцию в американской внешней политике и многое уже имело место ранее, несмотря на
радикальные формулировки администрации Трумэна, между 1947 и 1950 году, не было ни намерения, ни возможности управления остальным миром, и что реальная необходимость сдерживания коммунизма во всем мире возникла в событиях вокруг войны в Корее, а не во время кризиса в Греции и Турции.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Нежинский Л. Н. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. — М., 1995.
2. http://avalon.law, vale. edu/20th_centurv/trudoc. asp PRESIDENT HARRY S. TRUMAN"S ADDRESS BEFORE A JOINT SESSION OF CONGRESS, MARCH 12,1947
3. Шенин С. Ю. Начало «холодной войны»: анатомия «великого переворота» // США — экономика, политика, идеология. — 1994. — № 12. — С. 74.
4. Chafe W. Н. The Unfinished Journey. America since World War 11. — New York: Oxford University Press, 1991. — P. 67.
5. Громыко A. A., Земскова И. H., Зорина В. А., Семенова В. С., Харламова М. А. . История дипломатии. — Т. 5. — М.: Политиздат, 1974. — С. 249.
6. Шенин С. Ю. Начало «холодной войны»: анатомия «великого переворота» // США — экономика, политика, идеология. — 1994. — № 12. — С. 75.
7. Gaddis J. L. The U.S. and the Origins ofthe Cold War. 1941-1947. — New York: Columbia University Press, 1972. — P. 356.
8. Киссинджер Г. Дипломатия / Пер. с англ. — М.. 1997. — С. 406.
9. Thompson К. W. Cold War Theories. V. 1. World Polarization. 1943-1953. — Lousiana State University Press, 1991. — P. 138.
10. История дипломатии. — С. 250.
11. Шенин С. Ю. Указ. соч. — С. 74.
12. Шенин С. Ю. Указ. соч.
13. Тахненко Г. Анатомия одного политического решения (к 45-летию плана Маршалла) // Международная жизнь. — 1992. — № 5. — С. 117.
14. Трофименко Г. А. Новый передел мира? // США. Канада: экономика, политика, культура. — 1998. — № 3. — С. 25.
15. Bailey Т. A. A Diplomatic History of American People. — Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1980. — P. 797.
16. http://www.cwihp.com. Working Paper N 9. New Evidence on the Soviet Rejection of the Marshall Plan, 1947. Report N 1. Parish S. The Turn Toward Confrontation:The Soviet Reaction to the Marshall Plan, 1947. — P. 9.
17. Шенин С. Ю. Указ. соч. — С. 75.
18. Economics and World Power. An Assessment of American Diplomacy since 1789 / Ed. by Becker H., Wells S.F. — New York: Columbia University Press, 1984. — P. 336, 342.
19. Nye J. S. Bound to Lead. The Changing Nature of American Power. — Basic Books, 1990. — P. 91.
20. История дипломатии. — С. 251.
21. http://www.cwihp.com // Working Paper № 9: Parish S. New Evidence on the Soviet Rejection ofthe Marshall Plan, 1947. — P. 4.
Алещик Е.В. Российский научный журнал №4 (..2010)

Трумэна доктрина (Truman Doctrine) (1947), между-нар. политика США, направленная на сдерживание коммунизма. Сформулирована президентом Трумэном в послании Конгрессу в тот период, когда в Греции и Турции существовала опасность захвата власти коммунистами. Трумэн заявил, что США "поддержат свободные народы, оказывающие сопротивление попыткам навязать им свою волю со стороны вооруженного меньшинства или путем давления извне". Конгресс одобрил выделение значит, сумм для предоставления воен. и эконом, помощи странам, стабильности к-рых угрожали коммунисты. Рассматривавшаяся коммунистами как открытое объявление "холодной войны" Т.д. свидетельствовала о готовности США принять на себя новые обязательства в мировом масштабе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРУМЭНА ДОКТРИНА

внешнеполитич. программа пр-ва США, изложенная президентом Г. Трумэном в его послании конгрессу 12 марта 1947. Под предлогом "коммунистической опасности", якобы угрожавшей Греции и Турции, Трумэн запросил у конгресса ассигнования в сумме 400 млн. долларов для оказания "помощи" этим странам в 1947-48 финанс. году, а также просил разрешения послать в Грецию и Турцию вооружение, американских гражд. и воен. советников для обучения их армий. Обосновывая свою просьбу, Трумэн заявил, что предоставление помощи Греции и Турции соответствует "нац. интересам" США. При этом, по признанию руководящих деятелей США, поддержка Греции и Турции должна была явиться "пробным подготовительным шагом к осуществлению других, гораздо более важных экономич. и политических актов в различных р-нах земного шара" (The Forrestal diaries, N. Y., 1951, p. 263). 15 мая 1947 конгресс США одобрил законопроект (после подписания президентом стал 22 мая 1947 законом), в котором нашли отражение все положения послания Трумэна. В качестве предварит. условия для оказания "помощи" ставилось согласие пр-в Греции и Турции передать полный контроль за процессом ее осуществления специальным амер. миссиям, что создавало возможность для открытого вмешательства США во внутр. дела этих стран. 20 июня 1947 было подписано американо-греческое, а 12 июля 1947 - американо-турецкое соглашения о помощи. Из выделенной конгрессом суммы 300 млн. долл. было предоставлено Греции, а 100 млн. долл. - Турции. "Доктрина Трумэна" ставила своей целью ограничить усилившийся после 2-й мировой войны процесс роста сил социализма и демократии, оказывать непрерывный нажим на Сов. Союз и др. социалистич. страны и всемерно поддерживать реакц. режимы и реакц. силы во всем мире посредством оказания им воен. и экономич. помощи. Т. д., прикрываемая лицемерными заявлениями о "помощи" малым странам, была использована империализмом США для усиления вмешательства во внутренние дела др. стран, для развертывания "холодной войны". Т. д. положила начало оказанию Соединенными Штатами широкой воен. "помощи" ряду стран, которая в дальнейшем осуществлялась в рамках др. программ. Лит.: Иноземцев Н., Внешняя политика США в эпоху империализма, М., 1960, с. 456-59; Яковлев Н. Н., Новейшая история США (1917-1960), М., 1961, с. 490-91; Движущие силы внешней политики США, М., 1965, с. 172-75; Department of State Bulletin, Supplement, May 4, 1947, p. 829-32; Wilcox F. O. and Kalijarvi Th. V., Recent American foreign policy. Basic documents 1941-1951, N. Y., 1952, p. 813-22. А. Г. Розанов. Москва.

В феврале 1947 г. посольство Великобритании в Вашингтоне информировало Государственный департамент США, что Лондон, испытывавший серьезные финансово-экономические затруднения, впредь не сможет выполнять взятые им на себя после окончания Второй мировой войны (1939-1945) обязательства по оказанию финансовой помоши правительствам Греции и Турции.
В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы. Опасность такого распространения была усмотрена в активизации деятельности прокоммунистического Фронта национального освобождения Греции и в настойчивых требованиях Правительства СССР установить международный контроль над Дарданеллами. В ходе встречи членов Конгресса США с заместителем государственного секретаря США Д. Ачесоном последний подчеркнул, что в случае «потери» Греции и Турции коммунизм широко распространится по всему азиатскому региону, включая Иран и Индию. (Внешнеполитическая концепция Ачесона по-лучила впоследствии название «теория домино».) Убежденные изложенными доводами, конгрессмены согласились поддержать предложение Государственного департамента о выделении федеральных ассигнований на оказание военной и экономической помоши правительствам Греции и Турции.
12 марта 1947 г. в своем обращении к совместной сессии обеих палат конгресса Президент США Гарри Трумэн (1884-1972) запросил на реализацию этих целей 400 миллионов долларов (к 1950 г. эта сумма составила уже около 650 миллионов долларов). Обоснование президентом необходимости активного американского вмешательства в европейские дела, вошедшее в историю пол названием «доктрина Трумэна», было расценено в СССР как свидетельство окончательного отказа США от политики изоляционизма и их намерения взять на себя функции мирового лидера.

Гарри С. Трумэн (1884-1972)

Господин президент, господин спикер, члены Конгресса Соединенных Штатов!

Мое появление перед объединенной сессией конгресса вызвано сложившейся сегодня в мире тревожной ситуацией. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности нашей страны. Один из аспектов нынешней ситуации, который я намерен представить сегодня на ваше рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.
Соединенные Штаты получили от греческого правительства срочный запрос об оказании ему финансовой и экономической помощи. Предварительные доклады находящейся сейчас в Греции Американской экономической миссии и американского посла в Греции подтверждают утверждение правительства Греции о настоятельной необходимости помощи для обеспечения выживания Греции как свободного государства.
Я не думаю, что американский народ и конгресс пожелают не услышать просьбы греческого правительства.
Греция - небогатая страна. Отсутствие достаточных природных ресурсов всегда вынуждало греческий народ тяжело трудиться, чтобы выжить. С 1940 г. эта трудолюбивая и миролюбивая страна пережила интервенцию, четырехлетнюю вражескую оккупацию и острую внутреннюю борьбу. Когда освободительные силы вошли в Грецию, они обнаружили, что отступающие немцы разрушили практически все железные и автомобильные дороги, портовые сооружения, средства связи и торговый флот. Было сожжено свыше тысячи деревень. 85 процентов детей оказались больны туберкулезом. Домашний скот, птица и водная живность почти полностью исчехти. Инфляция ликвидировала практически все сбережения.
В результате таких трагических обстоятельств воинствующему меньшинству, воспользовавшемуся человеческими невзгодами и нищетой, удалось создать в стране политический хаос, который на сегодняшний день сделал экономическое возрождение невозможным.
Сегодня Греция не располагает средствами для финансирования импорта тех товаров, которые необходимы для простого выживания. В этих обстоятельствах народ Греции не может добиться успеха в решении своих проблем реконструкции хозяйства. Греция отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, которая позволила бы ей возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и посевного материала. Все это крайне необходимо для выживания ее народа и может быть приобретено лишь за рубежом. Греция должна получить помощь для импорта товаров, необходимых для восстановления внутреннего порядка и безопасности, столь желанных для ее политического и экономического возрождения.
Греческое правительство также попросило помощи в виде опытных американских администраторов, экономистов и инженеров для обеспечения эффективного использования предоставляемой ей финансовой и иной помощи в целях создания стабильной самодостаточной экономики и совершенствования государственного механизма.
Сегодня самому существованию греческого государства угрожает террористическая деятельность нескольких тысяч вооруженных лиц, руководимых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства в ряде местностей, особенно в тех, которые находятся у северных грании страны. Комиссия, назначенная Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, занимается в настоящее время расследованием тревожной ситуации в Северной Греции и якобы совершаемых нарушений границ, проходящих между Грецией и Албанией, Болгарией и Югославией.
Тем временем греческое правительство не в состоянии справиться с ситуацией. Греческая армия слаба и плохо оснащена. Если ей предстоит восстановить власть правительства на всей греческой территории, она нуждается в снаряжении и вооружении. Греции нужна помощь, чтобы стать самодостаточной и уважающей себя демократической страной.
Эту помощь ей должны оказать Соединенные Штаты. Мы уже предоставили Греции определенную экономическую и иную помощь, но ее недостаточно.
В мире не существует другой страны, к которой может обратиться демократическая Греция. Ни одна другая страна не готова и не способна доказать необходимую поддержку демократическому греческому правительству.
Английское правительство, которое ранее помогало Греции, не сможет с 31 марта продолжать оказывать финансовую или экономическую помощь. Великобритания вынуждена сократить или прекратить выполнение своих обязательств в ряде стран мира, включая Грецию.
Мы рассмотрели вопрос о том, каким образом сможет помочь в этом кризисе Организация Объединенных Наций. Но сложилась тяжелая ситуация, требующая немедленных действий, а ООН и связанные с ней организации не в состоянии предоставить помощь требуемого характера.
Греческое правительство функционирует в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно совершило много ошибок. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты оправдывают все, что греческое правительство сделало или сделает. Мы осуждали в прошлом и осуждаем теперь экстремистские меры, предпринятые как правыми, так и левыми. Мы рекомендовали в прошлом проявлять терпимость, рекомендуем проявлять ее и сейчас.
Соседка Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Вполне очевидно, что для свободолюбивых народов мира будущее Турции как независимого и экономически здорового государства не менее важно, чем будущее Греции. Обстоятельства, в которых оказалась сегодня Турция, существенно отличаются от греческой ситуации. Турция избежала тех бедствий, которые обрушились на Грецию. И в годы войны Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощь.
И тем не менее Турция нуждается сейчас в нашей помощи.
После окончания войны Турция запросила финансовую помощь у Великобритании и Соединенных Штатов с целью проведения модернизации страны, необходимой для сохранения национальной территориальной целостности. Эта территориальная целостность жизненно важна для сохранения порядка на Среднем Востоке.
Английское правительство сообщило нам, что в связи с их собственными затруднениями оно не сможет далее оказывать финансовую или экономическую помощь Турции.
Как и в случае с Грецией, если Турции предстоит получать помощь, ее должны предоставить Соединенные Штаты. Мы являемся единственной страной, способной оказать такую помощь.
Я осознаю в полной мере широкий круг последствий возможного решения об оказании Соединенными Штатами помощи Греции и Турции и я сейчас обсужу эти последствия вместе с вами.
Одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, при которых мы и другие государства мира сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. В ходе войны с Германией и Японией этот вопрос был основополагающим. Мы одержали победу над странами, которые хотели навязать другим народам свою волю и свой образ жизни.
Для того чтобы гарантировать мирное, свободное от принуждения развитие государств, Соединенные Штаты взяли на себя руководящую роль в создании Объединенных Наций. Эта организация образована с целью обеспечения всем своим членам свободы и независимости на долгие времена. Однако мы не добьемся нашей цели, если не изъявим готовности помочь свободолюбивым народам обезопасить свои свободные институты и свою территориальную целостность от агрессоров, стремящихся навязать им свои тоталитарные режимы. Это является ничем иным, как откровенным признанием, что тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой иди косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.
Народам ряда стран мира в недавнем прошлом были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто выражало протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинского соглашения, имевших место в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также сказать, что аналогичные события развивались и в ряде других стран.
На этом этапе мировой истории почти все страны должны сами выбрать для себя образ жизни. Но слишком уж часто этот выбор оказывается несвободным.
Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободой слова и религии и свободой от политического гнета.
Второй образ жизни основывается на воле меньшинства, силой навязанной большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио, подтасованные выборы и подавление личных свобод.
Я убежден, что политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, оказывающих сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе.
Я убежден, что мы должны помочь свободным народам самим определить свое будущее.
Я убежден, что наша помощь должна оказываться в первую очередь экономическими и финансовыми средствами, которые существенно важны для экономической стабильности и для обеспечения нормального хода политических процессов.
Мир не статичен и статус-кво не священен. Но мы не должны позволить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций с помощью таких методов, как принуждение, или таких уловок, как политическая инфильтрация. Оказывая помощь свободным и независимым государствам в сохранении их свободы, Соединенные Штаты утвердят принципы Устава Организации Объединенных Наций.
Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что выживание и целостность греческого государства имеют огромную важность в мировом масштабе. Если Греция подпадет под контроль вооруженного меньшинства, результаты этого для Турции, ее соседки, проявятся немедленно и окажутся весьма серьезными. Смятение и беспорядок могут распространиться по всему Среднему Востоку.
Более того, исчезновение Греции как свободного государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых преодолевают огромные сложности, чтобы защитить свою свободу и независимость, пытаясь одновременно восстановить ущерб, нанесенный войной.
Будет неизмеримой трагедией, если эти страны, ведущие с незначительными шансами на успех столь долгую борьбу, упустят победу, ради достижения которой они понесли такие большие жертвы. Крушение свободных институтов и утрата независимости оказались бы гибельными не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, полная катастрофа быстро бы стали уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.
Если нам не удастся помочь Греции и Турции в этот судьбоносный час, последствия этого окажутся весьма тяжелыми не только для Запада, но и для Востока.
Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.
Поэтому я прошу конгресс утвердить ассигнования на помошь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов на период, заканчивающийся 3 июня 1948 года. Запрашивая эти средства, я учел максимальный размер помощи, который будет предоставлен Греции из тех 350 миллионов долларов, которые в ответ на мой запрос по недавнему решению конгресса выделены для предотвращения голода и страданий в странах, разоренных войной.
В дополнение к средствам я прошу конгресс санкционировать направление гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран. Это необходимо для оказания помощи в решении задач реконструкции и с целью контроля за использованием той финансовой и реальной помощи, которая может быть предоставлена. Я рекомендую, чтобы были выделены средства, необходимые для организации инструктажа и обучения специально отобранного греческого и турецкого персонала.
И наконец, я прошу, чтобы конгресс утвердил законы, которые позволят безотлагательно и наиболее эффективно использовать выделяемые средства для приобретения необходимых товаров, продовольствия и оборудования.
В случае возникновения необходимости в дополнительных средствах или дополнительных полномочиях для реализации намеченного в этом послании я не премину уведомить об этом конгресс. В этом вопросе исполнительная и законодательная ветви правительства должны работать совместно.
Мы выбираем очень ответственное решение в определении пути. Я не рекомендовал бы этот путь, если бы альтернатива не носила бы еще более серьезный характер. Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Этот вклад является и нашим вкладом в свободу и мир во всем мире.
Рекомендуемая мной помощь Греции и Турции составляет немногим более одной десятой одного процента этого вклада. Здравый смысл подсказывает, что нам следует оберегать этот вклад и следить за тем, чтобы он не оказался бесполезным.
Тоталитарные режимы подпитываются нищетой и лишениями. Их семена произрастают и распространяются на бесплодной почве бедности и беспорядков. Они достигают полной зрелости, когда надежда людей на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду живой. Свободные люди мира надеются на нашу поддержку в сохранении их свобод.
Если мы потерпим неудачу в осуществлении нашего руководства, мы поставим под угрозу мир во всем мире. Вместе с тем мы поставим под угрозу благополучие нашего собственного государства. Быстрое развитие событий наложило на нас огромную ответственность.
Я убежден, что конгресс правильно оценит эту ответственность.