Дни особого поминовения усопших в. Дни особого поминовения всех усопших: календарь

Православные христиане 7 раз в течение года поминают тех, кто перешел в иной мир. Эти дни называются поминальными или родительскими субботами. Поминать тех, кого давно нет с вами рядом, можно и в любые другие дни. Однако именно эти семь дней считаются особенным временем, когда можно помочь родным душам очиститься, помолившись за них искренне и с любовью. Православные родительские субботы в 2016 году приходятся преимущественно на февраль-март, и лишь одна из них отмечается в ноябре.

Родительскими дни именуют потому, что все усопшие считаются ушедшими к родителям, предкам. Поэтому поминают всех преставившихся, но в первую очередь - самых близких.

Отдельно идут две «вселенских» субботы, когда поминаются все христиане, покинувшие этот мир, а в православных храмах идут панихиды. Большинство дат для родительских суббот изменяются от года к году и связываются с большими праздниками, об этом будет сказано далее. Три субботы выпадают на весенний период, точнее - на пасхальный пост. В эти поминальные дни обязательно нужно помолиться за тех, кого нет в живых, чтобы облегчить их грехи и умолить Бога быть милостивым к их душам.

Календарь родительских суббот на 2016 год

10 мая - Радоница. 9-й день после Пасхи. Он выпадает на вторник, а не на субботу, но по смыслу относится общему циклу поминальных дней.

В каждую из родительских суббот в церкви совершают панихиды, т.е. службы за упокой, на которых прихожане молятся, чтобы души упокоились, и господь был к ним милосерден, отпуская грехи. Для этого читаются специальные молитвенные тексты. В Мясопустную субботу особенно стараются помянуть тех, кто ушел из этого мира неожиданно и остался без должного погребения согласно христианским традициям.

Троица и родительская суббота

Один из поминальных дней приходится на субботу накануне православной Троицы. Как видите, большинство родительских суббот связаны с большими христианскими праздниками. От других эта панихида отличается тем, что молиться можно даже за грешников – преступников, самоубийц и т.д. Праздник Троицы символизирует нисхождение Святого духа на землю ради того, чтобы были спасены все без исключения души. Считается, что соборная молитва в этот день за усопших обладает чрезмерной силой. Во время службы прочитывают 17-ю кафизму, просят в молитвах упокоения для душ и милосердного прощения умершим родным.

Радоница и родительская суббота

Радоницей именуют день, выпадающий на вторник (после Фоминой седмицы). Люди вспоминают в этот праздник о сошествии Христа в ад, Воскресении и его победе над смертью. Радоницу связывают непосредственно с торжеством жизни над смертью. Принято посещать кладбища, у могилок славят воскресение Христа.

Димитриевская поминальная суббота именуется так в честь мученика Димитрия Солунского и приходится на субботу, предшествующую 8 ноября. Изначально в Димитриевскую субботу поминали только погибших в Куликовом сражении, но с течением лет изменилась традиция и стали поминать всех преставившихся.

В преддверии поминальной субботы, вечером пятницы в церквях служат великие панихиды, именуемые также «парастас». Субботним утром идут заупокойные литургии, после них - общие панихиды. На заупокойную можно подавать записки с именами усопших родственников или других близких людей, об их упокоении. Также принято приносить пищу в храмы «на канон» (канун). Это постная пища, а из вин допускается кагор.

Что можно и чего нельзя делать в православную родительскую субботу

В любую из родительских суббот 2016 рекомендуется сходить в православный храм, помолиться искренне о даровании покоя душам ушедших, как говориться, для Бога все живы! Также хорошо в согласии с древней традицией принести продукты в храм для поминания. Ранее прихожане делали стол, за которым собирались вместе и поминали всех – и своих, и чужих. Теперь же просто приносят продукты, а служители раздают продукты для поминания нуждающимся людям. Также церковь советует подавать записки, в которых указываются имена умерших близких для церковного упоминания в молитвах.

Даже если посетить церковь в православную поминальную субботу не получилось, с открытым сердцем помолитесь дома. Это очистит ваше сердце от скверны и облегчит участь усопших, ведь они уже не в силах вступаться за себя, зато вы можете помочь им обрести покой и благодать. Если не знаете, что же прочитать, откройте 17 кафизму (или 118 псалом), молитву заупокойную о родных, близких, всех православных.

Считается, что в родительские субботы не следует заниматься уборкой, стирать, работать в огородах мыться. В большинстве случаев это суеверия, не подтвержденные церковью: если дела не мешают вам посетить храм и помолиться, то можно ими заниматься. Например, предостережение относительно мытья в эти дни пошло с давних пор. Когда для проведения нехитрой процедуры, как нам сейчас кажется, следовало весь день хлопотать: нарубить дров, баню истопить, водицы наносить, вот и получалось, что времени на молитвы и посещение храма не оставалось.

Можно посетить могилки, убрать на них. Прежде всего, ответственность за состояние надгробий лежит на детях, чьи родители ушли из жизни. Они просто обязаны позаботиться о том, чтобы родительские дни не прошли незамеченными в водовороте ежедневных хлопот. Когда поминальные дни приходятся на период поста, то не следует поминать скоромными продуктами, нарушая пост. Обойдитесь блюдами из тех продуктов, которые разрешено есть в эти дни.

Нельзя скорбеть сверх меры в эти дни: поминать - не значит печалиться. Ведь согласно христианским верованиям душа бессмертна, а значит, она просто перешла в неизвестный нам мир. Если человек вел жизнь праведную, то душа его прибывает в вечном состоянии любви, гармонии, радости, так называемом раю. Если человек, напротив, совершал греховные деяния, душа его томится в худшем мире и испытывает бесконечные мучения.

На эту участь человек может повлиять исключительно при жизни, после смерти избавить его от мучений может только молитва, читаемая с необычайной верой и любовью. Кто, как не близкие люди могут совершать эту молитву? Именно поэтому необходимо посвятить каждую из родительских суббот молитвенным словам, произносимым с чистым сердцем. Многие заблуждаются, трактуя поминание, как необходимость выпить стопку горячительного на кладбище - таким деянием вы не облегчите участь ушедших.

Православные христиане 7 раз в течение года поминают тех, кто перешел в иной мир. Эти дни называются поминальными или родительскими субботами. Поминать тех, кого давно нет с вами рядом, можно и в любые другие дни. Однако именно эти семь дней считаются особенным временем, когда можно помочь родным душам очиститься, помолившись за них искренне и с любовью. Православные родительские субботы в 2016 году приходятся преимущественно на февраль-март, и лишь одна из них отмечается в ноябре.

Родительскими дни именуют потому, что все усопшие считаются ушедшими к родителям, предкам. Поэтому поминают всех преставившихся, но в первую очередь - самых близких.

Отдельно идут две «вселенских» субботы, когда поминаются все христиане, покинувшие этот мир, а в православных храмах идут панихиды. Большинство дат для родительских суббот изменяются от года к году и связываются с большими праздниками, об этом будет сказано далее. Три субботы выпадают на весенний период, точнее - на пасхальный пост. В эти поминальные дни обязательно нужно помолиться за тех, кого нет в живых, чтобы облегчить их грехи и умолить Бога быть милостивым к их душам.

Календарь родительских суббот на 2016 год

5 марта – Мясопустная. Этот день предшествует началу масленичного гулянья.
26 марта - вторая неделя поста.
2 апреля - третья седмица поста.
9 апреля - четвертая неделя поста.
9 мая - Поминание воителей (неизменная дата).
10 мая - Радоница . 9-й день после Пасхи. Он выпадает на вторник, а не на субботу, но по смыслу относится общему циклу поминальных дней.
18 июня – Троицкая суббота - канун праздника.
5 ноября - Димитриевская суббота, предшествующая дню мученика Дмитрия Солонского.

В каждую из родительских суббот в церкви совершают панихиды, т.е. службы за упокой, на которых прихожане молятся, чтобы души упокоились, и господь был к ним милосерден, отпуская грехи. Для этого читаются специальные молитвенные тексты. В Мясопустную субботу особенно стараются помянуть тех, кто ушел из этого мира неожиданно и остался без должного погребения согласно христианским традициям.

Троица и родительская суббота

Один из поминальных дней приходится на субботу накануне православной Троицы . Как видите, большинство родительских суббот связаны с большими христианскими праздниками. От других эта панихида отличается тем, что молиться можно даже за грешников – преступников, самоубийц и т.д. Праздник Троицы символизирует нисхождение Святого духа на землю ради того, чтобы были спасены все без исключения души. Считается, что соборная молитва в этот день за усопших обладает чрезмерной силой. Во время службы прочитывают 17-ю кафизму, просят в молитвах упокоения для душ и милосердного прощения умершим родным.

Радоница и родительская суббота

Радоницей именуют день, выпадающий на вторник (после Фоминой седмицы). Люди вспоминают в этот праздник о сошествии Христа в ад, Воскресении и его победе над смертью. Радоницу связывают непосредственно с торжеством жизни над смертью. Принято посещать кладбища, у могилок славят воскресение Христа.

Димитриевская поминальная суббота именуется так в честь мученика Димитрия Солунского и приходится на субботу, предшествующую 8 ноября. Изначально в Димитриевскую субботу поминали только погибших в Куликовом сражении, но с течением лет изменилась традиция и стали поминать всех преставившихся.

В преддверии поминальной субботы, вечером пятницы в церквях служат великие панихиды, именуемые также «парастас». Субботним утром идут заупокойные литургии, после них - общие панихиды. На заупокойную можно подавать записки с именами усопших родственников или других близких людей, об их упокоении. Также принято приносить пищу в храмы «на канон» (канун). Это постная пища, а из вин допускается кагор.

Что можно и чего нельзя делать в православную родительскую субботу

В любую из родительских суббот 2016 рекомендуется сходить в православный храм, помолиться искренне о даровании покоя душам ушедших, как говориться, для Бога все живы! Также хорошо в согласии с древней традицией принести продукты в храм для поминания. Ранее прихожане делали стол, за которым собирались вместе и поминали всех – и своих, и чужих. Теперь же просто приносят продукты, а служители раздают продукты для поминания нуждающимся людям. Также церковь советует подавать записки, в которых указываются имена умерших близких для церковного упоминания в молитвах.

Даже если посетить церковь в православную поминальную субботу не получилось, с открытым сердцем помолитесь дома. Это очистит ваше сердце от скверны и облегчит участь усопших, ведь они уже не в силах вступаться за себя, зато вы можете помочь им обрести покой и благодать. Если не знаете, что же прочитать, откройте 17 кафизму (или 118 псалом), молитву заупокойную о родных, близких, всех православных.

Считается, что в родительские субботы не следует заниматься уборкой, стирать, работать в огородах мыться. В большинстве случаев это суеверия, не подтвержденные церковью: если дела не мешают вам посетить храм и помолиться, то можно ими заниматься. Например, предостережение относительно мытья в эти дни пошло с давних пор. Когда для проведения нехитрой процедуры, как нам сейчас кажется, следовало весь день хлопотать: нарубить дров, баню истопить, водицы наносить, вот и получалось, что времени на молитвы и посещение храма не оставалось.

Можно посетить могилки, убрать на них. Прежде всего, ответственность за состояние надгробий лежит на детях, чьи родители ушли из жизни. Они просто обязаны позаботиться о том, чтобы родительские дни не прошли незамеченными в водовороте ежедневных хлопот. Когда поминальные дни приходятся на период поста, то не следует поминать скоромными продуктами, нарушая пост. Обойдитесь блюдами из тех продуктов, которые разрешено есть в эти дни.

Нельзя скорбеть сверх меры в эти дни: поминать - не значит печалиться. Ведь согласно христианским верованиям душа бессмертна, а значит, она просто перешла в неизвестный нам мир. Если человек вел жизнь праведную, то душа его прибывает в вечном состоянии любви, гармонии, радости, так называемом раю. Если человек, напротив, совершал греховные деяния, душа его томится в худшем мире и испытывает бесконечные мучения.

На эту участь человек может повлиять исключительно при жизни, после смерти избавить его от мучений может только молитва, читаемая с необычайной верой и любовью. Кто, как не близкие люди могут совершать эту молитву? Именно поэтому необходимо посвятить каждую из родительских суббот молитвенным словам, произносимым с чистым сердцем. Многие заблуждаются, трактуя поминание, как необходимость выпить стопку горячительного на кладбище - таким деянием вы не облегчите участь ушедших.

Не забудьте помянуть родителей по христианской традиции, чтобы их душам стало светлее!

Роди́тельская суббо́та или Вселе́нская панихи́да - в календаре Православных церквей особые субботы, в которые совершается «вселенское», то есть всеобщее поминовение усопших верных. В Православной церкви каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня, ангелов и архангелов, Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Существуют частные и общие дни поминовения усопших, установленные Церковью. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.

Родительская суббота

Поминовение происходит именно в субботний день, по причине того что день субботний - день покоя (в переводе с еврейского), по своему значению наиболее подходящий для молитвы об упокоении умерших со святыми. Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:

  • Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей - родителей;
  • Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли. Родительские дни, как правило, являются субботами, потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам - день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления об упокоении умерших со святыми.

Вселенские родительские субботы

Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, согласно богослужебному уставу Православной церкви, совершаются два раза в году:

  • Мясопустная суббота - в субботу перед Неделей мясопустной или Неделей о Страшном Суде. Поминовение всех усопших верных перед воспоминанием Второго пришествия Иисуса Христа коренится в первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, христиане молят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.
  • Троицкая суббота в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти так же уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет день воспоминания Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало Апостольского поста.

Родительские субботы во время Великого поста

Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста , часто ошибочно называют вселенскими, однако таковыми они не являются. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост совершается не каждый день.

Частные родительские дни

Частные родительские дни, это дни которые существуют только в Русской православной церкви, не приравниваются к вселенским, но имеют в традициях русского православия схожее значение. Всего их три:

  • Радоница - во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице). Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам христианства, но не отмечен особым последованием в Богослужебном уставе. Он основывается на том, что в Фомину неделю вспоминается также Сошествие Иисуса Христа в ад, и с понедельника после Антипасхи богослужебный устав разрешает совершение сорокоустов об усопших - «живые сорадуются благой вести о Воскресении Иисуса Христа вместе с усопшими».
  • День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных - 29 августа (11 сентября ) - поминовение православных войнов в этот день было установлено в Русской православной церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768-1774). В этот день вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за истину.
  • Дмитриевская суббота - в субботу, перед 26 октября (8 ноября ), днём памяти святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Дмитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днём памяти всех усопших в вере.

Накануне служится парастас; в сам день - заупокойная литургия.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.

Любой верующий и не верующий православный христианин хотя бы раз в жизни, но почтил память усопших родственников в специальные родительские дни. В родительские дни все храмы Русской православной церкви служат заупокойные литургии. Принято в эти дни посещать кладбища, раздавать за помин души (чаще всего это конфеты). Но раздавать милостыню в виде продуктов, вещей или денег можно не только в родительские дни, но и в течение всего года. Ведь души усопших ждут нашей молитвы не только в родительские дни, им молитва нужна всегда. Ведь раздавая милостыню и заказывая постоянные поминания в церкви, поминая дома можно облегчить участь усопшего родственника. Помимо того, что усопших родственников поминают в специальные родительские дни, неплохо было бы вспомнить о них в день рождения или в день ангела.

Но называть родительские дни родительскими субботами не совсем правильно. Ведь такие дни не всегда приходятся именно на субботы. Например, Радоница всегда бывает во вторник на девятый день после Пасхи. Еще есть 9 мая, в этот день принято поминать погибших воинов. Уж 9 мая очень редко бывает в субботу.

Все родительские дни, так или иначе, связаны с Пасхой, а Пасха каждый год в разное время. В 2016 году будет первого мая. В этот день и Светлое Христово Воскресение можно отпраздновать, славя воскресшего Христа, и первое мая отметить.

Перед началом Пасхального поста всегда бывает Вселенская мясопустная Родительская суббота. На этой неделе мясо едят уже перед постом Великим последний раз. Там пройдет масляная неделя и начнется Великий пост. Для многих это, конечно же великий подвиг продержать весь пост с пользой для души и тела. Так вот Вселенская мясопустная Родительская суббота в 2016 году будет 5 марта.

Ну а следующий день, когда служат по усопшим заупокойные службы это, как говорилось выше, 9 мая. В этот день не только проходит парад на всех площадях населенных пунктов, но и многие православные храмы служат молебен по погибшим воинам.

Дальше идет РАДОНИЦА, соответственно раз у нас Пасха первого мая 2016 года, то девятый день будет соответственно 10 мая. РАДОНИЦА считается у православных самым главным Родительским днем. На Пасху не принято посещать кладбища, а вот на РАДОНИЦУ нужно обязательно посетить могилки усопших родственников и отслужить панихиду по усопшим.

Для тех, кто умер не крещеными, или самоубийц тоже есть специальный день. Это в четверг после Пасхи через семь недель. В 2016 году это будет 16 июня. Но об этом дне мало кто знает и не во всех храмах в этот день служат такие службы.

Следующая Родительская суббота - это конечно же ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. Накануне Троицы всегда бывает. Троица в 2016 году 19 июня из чего следует, что родители будут 18 июня.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который всегда 11 сентября, каждый год поминают православных воинов. Этот день также можно считать Родительским днем. Ведь практически в каждой семье есть кто-то, кто погиб в Великой Отечественной Войне.

И последняя Родительская суббота - это ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. В 2016 году это будет 5 ноября.

Вот все те дни, когда служатся специальные православные службы по усопшим. Но не стоит забывать о том, что очень часто в церкви совершаются панихиды, где также можно помянуть усопших.

Жизнь так коротка, что многое можно не успеть. Не стоит молитву за ближних, как за живых, так и за усопших, оставлять на потом. Ведь мы же всегда помним о своих живых родственниках. Так давайте же и об усопших не забывать.