Династия цин в 1644 году была установлена. Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

Династия Цин (также Великая Цин, кит. Дайцин; или Маньчжурская династия) - последняя императорская династия в истории Китая. Она была основана как ханство Поздняя Цзинь вождём чжурчжэней области Цзяньчжоу (к востоку от г. Фушунь провинции Ляонин) Нурхаци из рода Айсингиоро. В 1636 г. его сын Хунтайчжи ввёл новое наименование государства Цин. Одновременно подданные Цин получили название маньчжуров.

В 1644 г. маньчжурами (правление Шуньчжи) было начато успешное завоевание Китая, к 1683 г. оно окончательно завершилось Последующие 100 лет (правления императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна) стали периодом территориального роста - присоединения Монголии, Восточного Туркестана и Тибета.

С конца XVIII века (правления Цзяцина, Даогуана и Сяньфэна) Цинская империя вступила в период стагнации, перешедший в 1840-е гг. в системный кризис, усугублённый военными поражениями от европейцев (англичан и французов), серией неполноправных договоров (с Англией, Францией, Россией и т.д.) и, что стало наибольшим испытанием для династии, восстаниями в южном и северо-западном Китае.

Ценой многочисленных уступок иностранным державам, колоссальными жертвами в ходе войн и восстаний, опасность для династии была устранена и, с 1860-х гг. начались попытки реформирования (правления Тунчжи и Гуансюя): движения «самоусиления» в 1860-1880-х гг., «сто дней реформ» в 1898 г. Несмотря на определённые успехи, Цинской империи не удалось преодолеть негативные тенденции, ставшие очевидными в ходе унизительных поражений от Японии и т.н. «боксёрского» восстания.

Последняя попытка системных реформ в 1901-1911 гг. была наиболее радикальной, она предполагала введение конституционной монархии и устранение пережитков прошлого. Однако, необходимая в ходе реформ централизация власти привела к конфликту императорского правительства с провинциальными элитами, сделавшими выбор в пользу революционного разрешения ситуации. Прямым следствием стало отречение императора Пуи и провозглашение республики.

Впрочем конфликт центра и регионов не был окончательно разрешён и уже в 1916 г. Китайская республика стала постепенно сползать в пучину гражданских войн между региональными милитаристскими кликами. В 1917 г. император Пуи на две недели был восстановлен на престоле, но вскоре отрёкся вторично. В 1924 г. он был изгнан из пекинского Запретного города, а в 1932 г. был тайно вывезен в Маньчжурию, где стал правителем прояпонского государства Маньчжоуго.

Первая Опиумная война 1839 - 1842 гг. Её последствия. Англия хотела сломить политику изоляции Китая и превратить его в свой колониальный придаток. Правители Китая отказались расширить связи с Китаем. В Китай было направлено несколько миссий, которые возглавил Макартней и Амхерст. Безуспешно для Англии. Стоимость покупаемых в Китае товаров превышала выручку от англ. ввоза. Англ. оплачивала товары серебром. Поэтому в Китай стал широко ввозиться опиум, что покрывало расходы на оплату китайских товаров и способствовало выкачке серебра из Китая. Кол-во ввозимого опиума всё увеличивалось. Цинское правительство издавало указы о запрете его ввоза. Английские купцы подкупали чиновников и маньчжурскую знать. Во взятках купцов-контрабандистов заинтересован весь гос. аппарат Китая. Англия добивалась легализации торговли опиумом и открытия китайских портов. В 1834 г. в Китай был направлен английский наблюдатель без уведомления китайских властей, так же прибыло 2 военных корабля в Гуанчжоу. Происходила утечка серебра из Китая, росло недовольство в различных слоях общества. В 1836 г. императором Даогуаном издан эдикт об усилении борьбы с опиумной контрабандой. Группировку чиновников по борьбе с контрабандой возглавил Линь Цзэсюй. Он был назначен уполномоченным в Гуандун. Весной 1839 г. в Гуанчжоу он потребовал сдать англичан сдать все запасы опиума и блокировать факторию иностранных купцов. Китайским властям было сдано 20 тыс. ящиков опиума. Англия использовала эти действия для провоцирования войны против Китая. В ноябре 1839 г. англ. корабли напали на китайские джонки. Правящий лагерь не поддержал Линь Цзэсюя и стремился к сговору с англичанами. Англия предъявила Китаю вызывающие требования, которые будут выполнены только в ходе войны. В июне 1840 г. британская военная эскадра прибыла в Китай. Часть кораблей блокировала Гуанчжоу, другие направились к устью Янцзы. В начале июля англ. десант занял о-ва Чжоушань. Война началась без объявления. Были разграблены мирные жители. Англию поддерживали Франция и США. Правящие круги были настроены на капитуляцию. Император в ноябре 1840 г. издал эдикт об отмене запрета на опиум. Началась расправа со сторонниками сопротивления англичанам. Линь Цзэсюй смещён со своего поста. Гуандунские морские и сухопутные часть расформированы. Ци Шань - наместник столичной провинции Чжили вёл переговоры с англичанами и согласился на их требования. Это повлекло недовольства китайцев. В феврале 1841 г. англичане начали наступление в Гуанчжоу и захватили 1 из его фортов. Правительство официально объявило войну Англии, Ци Шань отдан под суд. Англичане захватили окрестности Гуанчжоу и некоторые порты ю-в побережья Китая. Китайцы вели партизанскую войну («пинъинтуань»). Самая крупная операция - 30 мая 1841 г. вблизи Гуанчжоу, где были окружены англ. и отступили на свои корабли. В июне 1842 г. англ. взяли Шанхай и наступали вверх по Янцзы. Бои развернулись у Чжэньцзян. Все его защитники пали в бою. Возникла угроза Нанкину. Вскоре китайское правительство капитулировало. 29 августа 1842 г. у Нанкина подписан англо-китайскй договор «о мире, дружбе, торговле и возмещении убытков». Китай открыл для торговли 5 портов, обеспечивал покровительство англ. подданным, уступал Гонконг, на англ. товары устанавливались льготные пошлины, выплачивал большую контрибуцию. В 1843 г. подписан доп. договор, подтверждавший неподсудность англ. подданных китайскому суду и законам, в открытых портах учреждалась система иностранных поселений. Отныне любая уступка, вырванная у др. держав, распространялась на Англ. продолжался широкий ввоз опиума в страну. Аналогичные договоры в 1844 г. были подписаны с США, Францией, Бельгией, Швецией и Норвегией. Значение: Китай открыт для иностранного капитала; колонизаторы США, АНгл и Фр. заняли важные эк., политич. Позиции; Гонконг стал англ. колонией. Положено начало ущемлению суверенитета и национальной независимости Китая. Расширился ввоз товаров в Китай, он втягивался в мировой капиталистический ранок. Началась освободительная борьба против иностранных колонизаторов. империя император реформа китайский

Новый импульс в развитии католичества в Китае связан с деятельностью Общества Иисуса. В 1579 г. известный иезуит Алессандро Валиньяно основывает миссию ордена в стране. Вскоре туда же отправляется итальянец Маттео Риччи, ставший центральной фигурой в развитии китайского христианства той эпохи. В 1601 г. он попадает в Пекин и становится другом Сюй Гуанци, министра церемоний при императоре Шень Цзуне. Деятельность иезуитов не ограничивалась собственно христианской проповедью. Среди миссионеров был целый ряд крупных ученых, которые занялись научно-исследовательской работой. Они также знакомили китайцев с достижениями европейской цивилизации. Нельзя недооценивать и их влияние на внешнюю и внутреннюю политику Китая. Благодаря поддержке иезуитов, в том числе организации военных частей по новейшим европейским образцам, мандат управления Поднебесной перешел к династии Цин (1644 - 1911). Авторитет членов ордена при цинском дворе позволил и другим католическим миссионерам в течение столетия беспрепятственно работать на всей территории Китая, включая Тайвань. Однако милость Сынов Неба 3со временем сменяется подозрительностью. Активность и "вездесущность" европейских проповедников начинает вызывать недовольство как в правительстве, так и среди народных масс. В 1784 г. деятельность Общества Иисуса в Китае официально запрещают, что, тем не менее, не мешает ему работать на полулегальной основе. В конце века гонения на католиков усиливаются, но глубоко пущенные корни, героизм священников и мирян, а также поддержка со стороны западных держав помогли Церкви в Китае не только сохранить влияние, но и продолжать развиваться.

Нельзя не вспомнить и о Русской Православной Церкви, чьи первые контакты с Китаем относятся к концу XVII века. В 1683 г. в Сибири, на территориях, за которые в то время велся спор между Китаем и Россией была захвачена в плен группа землепроходцев из русской крепости Албазин. Пленники, доставленные в Пекин, были зачислены в гвардию императора, и им была выделена для охраны часть городской стены. Новым подданным империи разрешили совершать свой религиозный культ и, более того, отдали для проведения служб один из буддийских храмов. Число его прихожан возросло, когда в том же году крепость Албазин сдалась китайцам и некоторые из казаков поступили на службу к китайскому императору. Не занимаясь активной миссионерской деятельностью, православные, вместе с тем, не препятствовали приобщению коренного населения к христианской культуре. Известно, что уже в 1692 году несколько китайцев, в том числе один мандарин, приняли крещение в русском православии.

Заинтересованный в распространении русского православия в Китае, Петр I вскоре направил делегацию в Пекин. Китайское правительство со своей стороны восприняло новых миссионеров как своих государственных служащих, обязанных обеспечивать духовное окормление состоящих на службе в императорской гвардии православных. На таком положении все православные священники в Китае находились до середины XVIII века. Кроме непосредственно проповеднической деятельности, они также внесли немалый вклад в изучение этнографии Китая, а также в перевод на китайский язык Священного Писания и богослужебных текстов.

В середине XIX в. Китай терпит два поражения подряд в войне с Англией и Францией (в т. н. Первой и Второй Опиумных войнах). Цинское правительство было вынуждено подписать серию договоров, дающих Франции, Великобритании, а также США огромную свободу действий на территории страны. Вместе с торговцами и военными в Китай устремляются христианские проповедники из Европы и Америки, преимущественно протестанты. Силами христианских общин, поддерживаемых и финансируемых Западом, в Поднебесной строятся церкви, создаются приюты, образовательные и медицинские учреждения. Однако происходит это на фоне все более усиливающейся конфронтации "западников" и тех, кто стремился по мере возможности сохранить самобытность китайской культуры. Среди протестантов и католиков очевидно преобладали первые. Христианство нередко воспринималось ими как один из элементов прогресса. Следует также отметить, что ведущие роли в христианских общинах принадлежали почти исключительно иностранцам и, если прибавить к этому нередкие злоупотребления церковных лидеров, вполне понятно, что на фоне зарождавшегося национально-освободительного движения отношение основной массы населения к христианству постепенно ухудшалось. На рубеже XIX - XX веков происходит восстание Ихэтуаней, известное в истории как "боксерское восстание". Это движение, организованное одним из тайных обществ, стремилось "очистить" Китай от иностранного засилья. Не удивительно, что гонениям подверглись и христианские церкви. При этом этническим китайцам "боксеры" оставляли выбор: отречься от Христа или умереть. Этот период дал огромное количество мучеников - священников и мирян, как иностранцев, так и коренных жителей.

Династия Цинь (221 – 207 гг. до н.э.) династия, основанная первым китайским императором Цинь Ши Хуан-ди. Он восстановил единое централизованное государство в результате аннексии существующих шести государств: Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци.

Династия Цинь пришла к власти свергнув Династию Чжоу. В эпоху Цинь были заложены принципы управления Китаем на несколько столетий вперед.

Император имел титул – Первый величественный правитель Цинь . Согласно его политике было положено начало централизованного государства, в котором юристами были чиновники.

Страну разделили на округа и уезды . Реформа предусмотрела унификации измерения веса, пространства, монет, а также письма. Вследствие этого стало легче вести торговлю, не зависимо от региональных различий.

Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. государств.

Прошло более 2 тыс. лет от того, как в 221 г. до н.э. была создана первое в Китае централизованное государство – империя Цинь, которая имела важное значение для истории Китая.

Период с 255 по 222 г. до н.э. называется периодом Чжаньго – Период Борющихся Царств . К концу III в. до н.э. усилилось княжество Цинь (пров. Шаньси), которое вело успешные войны с другими княжествами, а затем уничтожило династию Чжоу и образовало первую централизованную деспотию. Ин Чжэн проводил уверенную политику объединения страны, что было необходимо в связи с развитием земледелия и торговли.

Многие китайцы воевали с гуннами – кочевниками, населявшими Монголию. У гуннов была мощная подвижная конница. Набеги кочевников опустошали северные провинции Китая , и борьба с ними была тяжелой для китайской армии, поскольку у китайцев было мало конницы.

Обычно гунны легко выходили из-под удара и отступали вглубь Монголии до тех пор, пока китайская армия не прекращала преследований за отсутствия продовольствия и не возвращалась обратно. Вслед за этим гунны совершали новые набеги с того места, откуда их меньше всего можно было ожидать.

В 221 г. до н.э. Чжэну удалось разгромить всех своих противников и завершить объединение страны. Князь циньского княжества Ин Чжэн стал первым правителем Китая, провозгласив себя первым императором, то есть «Цинь Шихуан-ди», что в переводе означает – первый священный император Цинь.

Объединение Китая имело большое значение для истории Китая. Император создал четкую систему централизованной администрации. Вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с контурами прежних царств и княжеств. А во главе них стояли цзюньшоу – губернаторы.

Области делились на уезды – сянь, во главе с «сяньлинами», а уезды – сянь – на волости – сян, и более мелкие единицы – «тин». В каждом «тине» было по 10 общин – ли. Все крестьяне империи получили наделы земли.

В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы : строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения.

Еще одним важным вкладом в культуру Китая после объединения – стало введение единой письменности. До династии Цинь в разных княжествах были свои письмена. Это создавало препятствия в культурном обмене. После объединения под властью Цинь, Сяочжуань – один из видов китайского древнего письма, стала общепринятой письменностью.

Употребление китайских иероглифов было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры.

Кроме того, при династии Цинь была введена единая система мер и весов. Первый император Китая также ввел единый денежный оборот с целью создания благоприятных условий для экономического развития и укрепления центральной власти.

213 г. до н.э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все древние книги , а в 212 г. до н.э. казнили 460 наиболее активных идеологических противников императора из среды конфуцианцев.

Еще в конце IV в. до н.э. для защиты от набегов гуннов княжества Инь, Чжоу и Цинь начали строить большую защитную стену. Остатки этой стены не сохранились.

В 214 г. до н.э. китайцы начали строительство стены Бянь-чен – пограничной стены. Великая китайская стена начинается у старой китайской крепости-таможни Шаньхайгуань и идет на запад горными хребтами, берегами рек и заканчивается у крепости Дзяюйгуань рядом с хребта рихгофен.

Сооружение Великой стены говорит о высоком уровне военно-инженерного дела в древнем Китае . При империи Цинь строились и стратегические пути, а также сооружали водную магистраль – Большой канал.

Цинь Шихуанди – первый император Китая

Цинь Шихуанди (259 – 210 гг до н. н.э.) – правитель царства Цинь (с 246 г. до н.е.), который начал завершение многовековой эпохи Борющихся Царств. Основанная им династия Цинь, планировавшая обладать Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Ин Чжэн родился в 259 году до н. е., в Ханьдань – княжество Чжао, где его отец, Чжуан Сянван, был заложником. После рождения он получил имя Чжэн. Его мать – наложница ранее находилась в интимных отношениях с влиятельным придворным Люй Буве.

В 13 лет Чжэн стал циньским правителем, но до 21 года считался несовершеннолетним, а всеми делами управлял Люй Буве как регент и первый министр.

Будущий китайский император вобрал популярную в то время тоталитарную идею легизма, ярким представителем которого был Хань Фей. Государственное устройство царства Цинь определяли мощная военная сила и многочисленная бюрократия.

Государство Цинь было самым могущественным в Поднебесной. Все направлялось к объединению Китая во главе с этой династией. Однако, хотя династия Цинь в Китае и значительно расширила свои владения за счет других царств, царства эти все еще оставались достаточно сильными.

В 241 г. до н. е. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз , но и их объединенные войска также потерпели поражение. Цинцям также противостояли еще Янь и Ци – есть шесть царств, остальные погибли в ходе междоусобных войн.

В 238 г. до н. н.э., когда Ин Чжэн взошел на циньский престол, ему удалось разбить всех врагов поодиночке , захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать.

Каждую захваченную столицу он приказывал уничтожать. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство на Шаньдунском полуострове, Ин Чжэн в 39 лет впервые в истории объединил весь Китай.

Беспрецедентная мощь правителя имперской эры требовала введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает – император-основоположник династии Цинь. Старое наименование “ван”, что переводится как “монарх, князь, царь”, было уже не приемлемым: с ослаблением Чжоу, титул вана потерял свою ценность и значимость . Сначала сроки Хуан (“властитель, государь”) и Ди (“император”) применялись отдельно.

Их объединение должно подчеркнуть единовластия правителя нового типа. Созданный таким образом императорский титул существовал до Синьхайской революции 1912 года , до завершения имперской эры.

Его применяли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, кто только стремился к объединению ее частей под своим руководством.

Правление Династии Цинь

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего по указу императора у населения страны было изъято оружие , из которого было приказано отлить колокола и большие бронзовые статуи.

Новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом “все колесницы с осью единой длины, все иероглифы – стандартного написания” было создано единую сеть путей, отменено разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также систему мер и весов.

Столицей Китайской империи был избран Сяньян в вечных циньского владениях, недалеко от современного Сианя. Туда было переведено чиновников и вельмож всех захваченных государств (около 120 тыс. семей наследственной знати.

Огромная страна была вновь разграничена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с рамками прежних царств и княжеств. Во главе каждой области поставили губернатора. Области разделены на уезды, которые имели начальников, а уезды – на волости, каждая из которых включала несколько десятков сел.

Большое внимание было уделено организации центральной администрации. Во главе империи было двое министров, один из которых Ли Си играл главную роль. Этим министрам подчинялось несколько центральных ведомств, у которых были соответствующие подразделения в областях.

Так, главе военного ведомства подчинялись военачальники областей и большой штат чиновников центрального аппарата, принадлежавших к отделов и департаментов.

Примерно такой же была и структура других ведомств – финансового, царско-государственного хозяйственного, судебного, обрядового и некоторых других, включая верховную прокуратуру, которая осуществляла надзор за всеми ведомствами и личным составом администрации страны.

Все чиновники и лица, стоявшие ниже них, строго различались по своему месту в системе не только должностей, но и рангов. Их было 20, первые 8 рангов могли иметь простые люди , которые получали их в зависимости от возраста, социально-семейного положения и заслуг, а также путем покупки или в награду.

Остальные (вплоть до высших, 19-20-го, обладателями которых в империи были единицы) были чиновничьими рангами, которые предоставляли за выслугу и заслуги.

Все многочисленные чиновники, вплоть до высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще зерном, количество которого было четко установлено в зависимости от должности и ранга.

Лишь отдельные представители 19-20-го рангов имели право на взимание налогов с крестьян определенной подаренной им в условное владение территории, но при этом административной власти здесь не имели, их права ограничивались взиманием налогов.

Строго централизованной и хорошо организованной была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, то гигантские строительные работы, обязанность обеспечивать армию, поставки продовольствия и снаряжения, участие в общественных работах на местах и ​​т.д.

Принцип круговой поруки, основанный еще Шан Яном стал еще более распространенным, чем раньше : он касался теперь не только крестьян, но также и тех, кто рекомендовал кого-либо на должность чиновников, что ограничивало непотизм, т. е. стремление устроить на выгодное место бездарного и неспособного родственника или знакомого.

Были созданы монеты – единые для всего Китая , выплавка которых превратилась в государственную монополию, разрешен откуп от повинностей и наказаний, а также покупка рангов, чтобы лишние доходы поступали в казну.

Часть самых торговцев переселили из их родных мест, большие откупщики, занимавшиеся солеварением, железоплавильном делом и т.д., были под контролем властей.

Кроме того, в государстве существовала сеть крупных казенных мастерских , на которых в порядке отбывания повинностей или по приговорам суда (государственное рабство преступников), а также по найму работали ремесленники, в том числе и владельцы частных мастерских.

Достаточно жесткой была система легистского законодательства вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства – отца, матери и жены – за особые преступления. За менее тяжкие ожидало физическое наказание или государственное рабство.

Следует отметить, что вся описанная система реформ и нововведений в целом имела немалый эффект, причем довольно быстро. Строго организованная на принципах казарменной муштры китайское государство смогло за короткий срок осуществить ряд грандиозных проектов.

Для защиты от кочевников севера была возведена Великая Китайская стена. Грандиозным было строительство столицы с ее колоссальным дворцовым комплексом Ефангун , не говоря уже о сооружении императорской гробницы, о которой многие источники рассказывают чудесные истории и мифы.

Интересно! Древняя легенда рассказывает о душе спящего императора Цинь Шихуанди, которая поднялась на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжималась тогда душа императора, увидев беззащитность Поднебесной. Именно тогда и родилась у него мысль возвести Великую Китайскую Стену, которая окружила всю страну и спрятала её от жестоких варваров.

Гробница Императора Цинь Шихуанди

Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был возведен еще при жизни императора. Сооружение гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего г. Сианя.

По свидетельству Сыма Цяня до создания мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет. Периметр внешней стены захоронения составляла 6 км.

Гробница с захоронением первого императора была найдена археологами лишь в 1974 году, тогда выяснилось, что гора Лишань – это рукотворный некрополь . Его изучение продолжается до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет вскрытия.

Курган венчало некое пирамидальное помещение, где, по одной из версий, душа покойного должна подняться в небо.

И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором в гробнице были похоронены их копии – терракотовая армия

, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй терракотовых воинов вместе с Цинь Шихуанди было зарыто по разным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц.

Интересно! Комплекс гробницы первого императора Династии Цинь – Шихуанди первым среди китайских объектов был внесен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия .

Конец жизни первого императора Китая – Цинь Шихуанди

За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он постоянно объезжал различные уголки государства , принося жертвы в местных храмах, извещая местные божества о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.

Объездами собственных владений император положил начало традиции монарших восхождений на ору Тайшань . Он первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из “Ши цзи” ханьского историка Сыма Цяня, китайского императора беспокоили мысли о собственной смерти. Во время своих странствий он познакомился с многими волшебниками и ведунами, надеясь узнать от них тайну эликсира бессмертия.

В 219 г. он снарядил на поиски экспедицию к островам Восточного Моря (вероятно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустые суеверия, за что жестоко поплатились: как гласит легенда, император приказал закопать 460 из них живьем в землю.

В 213 г. до н. э Ли Сы убедил императора сжечь все книги , за исключением тех, которые касались сельского хозяйства, медицины и гадания. Кроме того, не тронули книги из императорских собраний и хроники цинского правителей.

В последние годы жизни, отчаявшись и потеряв веру в обретение бессмертия когда-либо, Цинь Шихуанди все реже объезжал границы своего государства, отгородившись от мира в огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император надеялся, что люди будут видетьв нем божество.

Вместо этого, тоталитарное правление первого императора Китая вызывало рост недовольства среди населения. Раскрыв три заговора, император не мог доверять ни одному из своих приближенных.

Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. е. наступила во время поездки по стране , в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы.

Боясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от его имени письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший – Ху Хай . В этом же письме содержался приказ о даровании почетной смерти Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Шихуанди , однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был вынужден совершить самоубийство по его же приказу.

В империи начались восстания, возглавляемые Чэнь Шеном, в Гуаном и Лю Баном (кон. 209 – нач. 208 гг. Н.э.). В октябре 207 г. до н. е. столицу империи Сяньян был взят армией Лю Бана , провозглашенного императором. Он стал основателем династии Хань.

Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства. В ее состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и др. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были мощные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь .

Просмотры: 332

Династия Цин правила в Китае с 1644 по 1911 гг. Начиная с основателя династии императора Нурхаци вплоть до последнего императора Пу И всего за эти годы правило 12 императоров. Если считать с того времени, когда маньчжурская армия Цинов покорила заставу Шанхайгуань до революции 1911 года, династия Цин правила на протяжении 268 лет.

В период своего расцвета площадь цинской империи превышала 1 тыс. 200 кв. км. В 1616 году Нурхаци основал государство Поздняя Цзинь, а в 1632 году император Хуан Тайцзи переименовал свое государство в Цин. В 1644 году Ли Цзычэн во главе крестьянского восстания сверг династию Мин, а последний минский император Чун Чжэнь покончил с собой. Цинская армия, воспользовавшись сложившейся ситуацией, вторглась в приделы Китая и подавила крестьянскую войну. Столицей новой династии Цин стал Пекин. После этого Цины подавили локальные крестьянские восстания в различных уголках страны, они также расправились со всеми, кто все еще поддерживал Мин. Таким образом, Цин вела борьбу за объединение Китая.

В период ранней Цин с целью смягчить классовые противоречия были приняты меры, которые касались поощрения освоения целинных земель и снижения налогов. Это оказало определенный импульс на экономическое развитие внутренних и приграничных районов. В середине 18 в. в Китае наблюдался экономический подъем, этот расцвет экономики в научной литературе приобрел название периода «Кан-Юн-Цянь» (Кан, Юн и Цянь- это первые иероглифы в именах трех цинских императора, которые правили в то время, т.е. Канси, Юнчжэн и Цяньлун). Цинская администрация в то время всеми силами укрепляла режим централизованной власти. В конце 18 века население династии Цин составляло около 300 млн. человек.

В 1661 году знаменитый цинский военачальник Чжэн Чэнгун во главе военно-морской аркады пересек Тайваньский пролив , одержал полную победу над голландцами, которые колонизировали Тайвань в течение 38 лет. В начале 1662 года голландские колонизаторы сдались в плен, Тайвань вернулся в лоно Родины.

В конце 16 века Российская империя расширяла границы своих владений на Восток. Когда Цинская армия прибыла в район восточной пограничной заставы Царская Россия, пользуясь случаем, оккупировала города Кяхта и Нерчинск. Цины настоятельно потребовали от России вывести войска с китайских территорий. В 1685 и 1686 гг. император Канси издал два указа об осаде российских войск в районе Кяхты. Российская сторона была вынуждена согласиться на переговоры относительно восточного участка границы между Китаем и Россией. В 1689 году представители обеих сторон провели переговоры в Нерчинске, и заключили первый официальный договор о границе – «Нерчинский договор».

В период правления императора Цяньлуна было подавлено сепаратистское восстание в Кашгарии. Цяньлун принял ряд мер, которые касались развития экономики, культуры и инфраструктуры в приграничных районах.

При династии Цин, особенно в период до императора Даогуана были достигнуты огромные успехи в культурной жизни. В то время появился ряд замечательных мыслителей, включая Ван Фучжи, Хуан Цзунси и Дай Чжаэня, появилась целая плеяда известных писателей и деятелей искусства таких, как Цао Сюецинь, У Цзинцы, Кун Шанжэнь и Ши Тао и др. Наряду с этим, были достигнуты успехи в развитии исторической науки. Многие известные историки того времени трудились над созданием энциклопедических историографических трудов. В их числе «Сы Ку Цюань Шу» (Собрание книг Поднебесной по четырем разделам) и «Собрание сочинений с древности и до настоящего времени». Блестящее развитие получила также и научно-техническая область, особенно стоит отметить достижения в архитектуре.

Цинское правительство развивало экономику аграрного типа, культура и идеология отличались насаждением феодальных норм морали и ритуала. Цины боролись со всяческим инакомыслием со стороны интеллектуальной элиты общества того времени, а в сфере внешних сношений Цины стремились слепо отгородиться от внешнего мира.

В период поздней Цин непрерывно обострялись социальные противоречия, этот период характеризуется подъемом антицинских восстаний. Период процветания империи завершился с началом восстания секты Белого Лотоса.

После Опиумной войны 1840 года, вследствие вторжения империалистов в Китай, Цинское правительство заключило ряд неравноправных договоров с агрессорами. Согласно этим договорам Цин уступила обширные территории, платила контрибуции, открыла торговые порты для иностранцев. Китай постепенно стал полуфеодальной полуколониальной страной. Вследствие политического разложения, идеологической близорукости, мягкотелой и забитой политики династия Цин вступила в период своего упадка. В стране вспыхнул ряд народных восстаний, включая восстание Тайпинов и Нянцзюней (факельщиков). С целью сохранения независимости цинские власти предприняли реформы, которые, однако, завершились провалом. В то время появилось немало патриотов и героев, которые до последней капли крови боролись за выход страны из системного кризиса. В 1911 году произошла Синьхайская революция, которая покончила с цинской властью. Китай, освободившись от двухтысячелетнего феодального ига, вступил в новый этап своего развития.

Середина XVII века стала для Китая концом очередного династийного цикла. Последним императорам династии Мин приходилось одновременно бороться со смутой внутри своего государства и отражать внешнюю угрозу в лице кочевников — маньчжуров. В 1644 году Пекин пал, на императорский престол был возведён первый маньчжурский правитель Китая — пятилетний Айсиньгёро Фулинь, ставший основателем новой династии — Цин.

Первые годы правления династии Цин

Несмотря на то, что маньчжурам удалось победить такое сильное и большое государство как Китай, наладить управление новыми территориями у них получилось не сразу. Борьба с отдельными очагами сопротивления продолжалась до 1683 года. После крестьянских волнений и длительного завоевания страна была опустошена: часть некогда плодородных земель заброшена, многие промыслы пришли в упадок, налоги перестали поступать в казну.

Также у маньчжуров не было необходимого для управления таким большим государством политического опыта. Китайцы были более развитым и прогрессивным народом, чем маньчжуры. У них были хорошо отлаженная административная система и опытный чиновничий аппарат. Сначала завоеватели пытались навязать подданным свои порядки. Так, все китайские мужчины были обязаны носить традиционную маньчжурскую косу и одежду. Но со временем, маньчжуры поняли, что для процветания их государства необходимо учитывать опыт прошлых династий. При маньчжурском дворе стали появляться высокопоставленные сановники из числа этнических китайцев, а сама система правления оберегалась от коренных изменений.

Очень скоро завоеватели стали перенимать более высокую и развитую культуру покорённого ими народа. Несмотря на то, что сами китайцы относились к маньчжурам как к чужеземцам, захватившим их страну, цинские императоры и их окружение в течение считанных десятилетий полностью ассимилировались в новой среде.

Империя Цин в эпоху расцвета

Осторожные и продуманные действия цинских императоров, в том числе, уменьшение налогов, привели к демографическому взрыву. В целом, в период с конца XVII века по конец XVIII в Китае наблюдались следующие явления:

  • увеличение производительности в сфере сельского хозяйства;
  • заселение малоосвоенных южных регионов Китая;
  • развитие торговли и ремесла;
  • рост городов, восстановление экономических связей между ними;
  • культурный подъём, развитие общественной мысли (в том числе и национально-патриотических идей, направленных против цинских порядков).

Теперь маньчжурам — оседлым китайским императорам — самим приходилось бороться с кочевниками. Цинским императорам удалось установить своё влияние в Корее, Восточной и Северной Монголии, Джунгарии, Кашгарии, на Тибете. Продвижение маньчжуров на запад было не столь удачным, но, так или иначе, цинским правителям удалось создать огромную империю, игравшую ключевую роль в регионе. В конце XVII века начались первые столкновения между Китаем и Россией. Попытка установить дипломатические отношения провалилась, поэтому державы перешли к вооружённой борьбе за Дальний Восток. Итогом этих непростых отношений стали Нерчинский (1689) и Кяхтинский (1715) договоры, проводившие границу между двумя государствами и устанавливавшие правила торговли.

В это же время Пекин стремился огородить свои внутренние рынки от европейских товаров. Голландцы, португальцы и англичане пытались добиться сбыта своей промышленной продукции в Китае. Для того чтобы предотвратить это, Цины ввели запрет на торговлю вдоль всего китайского побережья, за исключением порта Гуанчжоу.

Кризис и падение династии Цин

Несмотря на удивительный подъём, к концу XVIII столетия цинские императоры стали сталкиваться с застойными и кризисными явлениями. Причин тому было несколько:

  • завоевания Цинов. Постоянные военные походы и необходимость поддерживать порядок на занятых территориях требовали большого количества денежных средств;
  • рост налогов. Для того чтобы добыть деньги на военные кампании, маньчжуры были вынуждены увеличивать число сборов с населения, что стало причиной недовольств в крестьянской среде;
  • рост коррупции;
  • дефицит земель, вызванный демографическим приростом;
  • бесчинства ростовщиков, пользовавшихся крестьянским малоземельем;
  • появление множества разбойничьих шаек;
  • непродуманная государственная политика в отношении купцов и ремесленников. Вместо поддержки этих категорий населения, маньчжуры, как и предшествующие им императорские династии, считали торговцев людьми невыгодными для престола;
  • рост влияния маньчжурской знати при дворе;
  • желание населения прогнать императоров-чужеземцев;
  • активизация западных держав, желавших разрушить самоизоляцию Китая;
  • деятельность сект, пропагандировавших антиправительственную борьбу.

Первое серьёзное столкновение Цинов с населением произошло в 1796 году, когда началось восстание под руководством «Общества Белого Лотоса». Борьба с повстанцами продолжалась около 8 лет. Несмотря на победу правительственных войск, китайцы были готовы продолжать выступления против маньчжуров. Весь XIX век страну потрясали новые восстания.

Возможно, маньчжурам удалось бы пресечь некоторые крестьянские выступления на корню, если бы не деятельность западных держав. В середине XIX века на территории Китая прошли две Опиумные войны. Их итогом стало не только крушение китайской самоизоляции. Победа «белых варваров» была настоящим национальным позором и превратила Китай в полуколониальную державу. К тому же по мирному договору англичане получили право торговать в Китае опиумом, покупая его исключительно за китайское серебро. Наркомания стала настоящей эпидемией для Поднебесной. Курение опиума распространилось не только среди бедняков, но также среди чиновников и высшего офицерского состава.

Неудачи во внешней политике послужили причиной небывалого размаха Тайпинского восстания. Несмотря на то, что в конечном итоге тайпины были разбиты, им удавалось противостоять маньчжурам более 14 лет и даже создать собственное государство.

Для того чтобы вернуть себе былое величие, цинские императоры предприняли ряд реформ, направленных на модернизацию промышленности и «самоусиление». В первую очередь, реформы должны были коснуться армии и флота. В рамках политики «самоусиления» правительство реализовало множество неплохих проектов: началось строительство железных дорог, создание заводов (в том числе, и гражданских). Однако у всех этих мероприятий был серьёзный недостаток — господство государственного сектора при практически полном отсутствии частной инициативы. Это стало причиной многочисленных внутренних противоречий китайского капитализма и, в конечном счёте, привело к поражению Китая в японо-китайской войне (1894-95).

Кроме того, в Китае была сильна партия во главе со вдовствующей императрицей Цыси, отстаивающая традиционные ценности. Традиционалисты не только препятствовали модернизации, но и свергли с престола императора-реформатора Гуансюя. Протест против западных новшеств выражали не только представители знати, но и бедняки. Последние организовали «боксёрское» восстание. Повстанцы, поощряемые Цыси, разрушали заводы, железные дороги и христианские церкви, громили дома и магазины иностранцев. Расправу над бунтовщиками осуществили войска западных держав. Императрице не оставалось ничего, кроме как подчиниться воле колонизаторов.

После смерти Гуансюя и Цыси на престол был возведён последний император Китая — трёхлетний Пу И. В 1912 году Пу И был отречён от престола, а в 1924 — лишён всех своих титулов и изгнан из страны. Так закончилась история не только династии Цин, но и всей китайской монархии.

Эпоха неолита
Три властителя и пять императоров
Династия Ся
Династия Шан
Династия Чжоу
Восточное Чжоу Период Весны и Осени
Период Сражающихся царств
Династия Цинь
(Династия Чу) - смутное время
Династия Хань Западная Хань
Синь , Ван Ман
Восточная Хань
Эпоха Троецарствия Вэй Шу
Западная Цзинь
Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь
Южные и Северные Династии
Династия Суй
Династия Тан

Северная Сун

Южная Сун

Династия Цин

Китайская Республика

Первоначально династия называлась «Поздняя Цзинь» (金 - золото), название было изменено на «Цин» (清 - «чистый») в 1636 году . Во время правления Цин территория Китая распространилась на Синьцзян и Тибет . В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции , что в конце концов привело к тому, что в XIX в. Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с Западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов , проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

История

Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь , Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу.

Упадок Минской империи

Эпоха Канси-Цяньлун

Эпоха «закрытия» Китая

Опиумные войны и восстание тайпинов

Политика «самоусиления»

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

«Новая политика»

Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

После объединения Китая под властью гоминьдана в 1928 году Чан Кайши , боясь, что Пуи станет орудием Японии в борьбе против Китая, предложил экс-императору восстановить «Льготные условия» и денежные выплаты в случае его переезда в Шанхай. К этому времени Пуи уже целиком попал в японскую западню, и переходить из неё в неизмеримо более опасную гоминьдановскую не захотел. 18 сентября 1931 года, организовав «маньчжурский инцидент », японские войска оккупировали Маньчжурию. Получив заверения о том, что ему уготовлен императорский трон, Пуи добровольно перешёл на сторону японцев и стал сотрудничать с ними. В 1932 году правление династии Цин было восстановлено на территории марионеточного японского государства Маньчжоу-го , Пуи вступил на престол под девизом правления «Датун».

Управление

Вооружённые силы

Социально-экономическое развитие

Общество и культура

Императоры династии Цин

См. также

Литература

  • The Imperial Capitals of China - An Inside View of the Celestial Empire. - London: Pimlico, 2007. - ISBN ISBN 9781845950095
  • Elliot, Mark C. The Manchu Way: The Eight Banners and Ethnic Identity in Late Imperial China . Stanford: Stanford University Press, 2001
  • Chronicle of the China Emperors. - London: Thames & Hudson, 1998. - ISBN ISBN 0-500-05090-2
  • Spence, Jonathan. The Search for Modern China . New York: W W Norton & Company, 1990
  • Spence, Jonathan. God"s Chinese Son: The Taiping Heavenly Kingdom of Hong Xiuquan . New York: W W Norton & Company, 1997
  • Voices from the Ming-Qing Cataclysm: China in Tigers" Jaws. - Yale: Yale University Press, 1968. - ISBN ISBN 0300075537, 9780300075533
  • Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. М., 2002. (1-е изд. 1842).
  • Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002. (1-е изд. 1848).
  • Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX века . М.: Восточная литература, 2005. ISBN 5-02-018400-4
  • Пан Т.А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин XVII-XVIII вв.СПБ., 2006.-228 с. ISBN 5-85803-309-1

Ссылки

  • Ebrey, Patricia (1993). Chinese Civilization: A Sourcebook. Simon and Schuster.