Что таоке фашизм. В чём отличие фашизма от нацизма

Image caption Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини чаще всего называют фашистами

Термины "фашист" и "фашизм" кому-то могут показаться простыми ярлыками, но стоит копнуть поглубже, и глазу откроется множество хитросплетений, дающих основания для бесконечных научных дебатов.

С момента окончания Второй мировой войны и краха нацистской Германии прошло уже более шести десятилетий, но те события продолжают оставаться призмой, через которую мир смотрит на слово "фашизм".

Первым фашистским движением, которое пришло к власти, стали чернорубашечники Муссолини. Это произошло в 1922 году.

Это движение можно определенно назвать националистическим и авторитарным, а также принимающим насилие как форму политической борьбы. Но по поводу большинства остальных его отличительных черт давно ведутся академические споры.

Общий знаменатель?

"К сожалению, я не могу дать простого определения, - говорит Кевин Пассмор из Кардиффского университета, автор книги о фашизме. – Все зависит от определений".

Если принять, что "фашист" – это тот, кто является последователем фашизма, то сам термин "фашизм" все равно нуждается в четком определении.

""Вы можете сказать: "Является ли фашизм движением, которое похоже на фашизм, который существовал в Италии?", - говорит Пассмор. Однако для большинства термины "фашизм" и "фашист" являются общим знаменателем итальянского фашизма и германского нацизма.

Однако в письме в британскую газету Times сэр Перегрин Уорсторн спешит акцентировать различия между понятиями. 85-летний бывший редактор Sunday Telegraph признает, что как и "большинство людей моего поколения 80-летних британцев... в прошлом я верил в превосходство белой расы".

Но это "ни в коей мере не означает, что [мы] были фашистами", - говорит сэр Перегрин, добавляя, что больше не является расистом.

Отдельные характеристики

Одна из проблем при попытке связать фашизм с нацизмом заключается в том, что они совсем не так легко взаимозаменяемы, как кажется некоторым.

Расизм, а особенно антисемитизм, являлся центром идеологии нацизма, при том что в итальянском фашизме взгляд на этот вопрос был намного менее однозначным.

Image caption Одним активистам термин "фашист" нравится, а другие не считают себя фашистами

Поэтому для некоторых ученых одного лишь расизма в идеологии современной организации может быть недостаточно для того, чтобы заклеймить ее фашистской.

Фашизм в Италии также отличался тем, что в его политической структуре присутствовал корпоратизм. Под ним обычно понимают политическую или экономическую систему, в который отдельные люди собраны в различные группы – например, "слесари" или "священники" – в рамках государства, которые договариваются с другими группами ради достижения прогресса.

В современных либеральных демократиях ситуация другая, где простейшим политическим элементом является человек. В корпоративной же модели сотрудничеству отдается приоритет над соперничеством.

Еще одной характеристикой, относящейся к фашизму, является автаркия – самодостаточная экономика. Однако современные автаркии - тот же Афганистан во времена правления в нем талибов – совершенно не принято считать фашистскими государствами.

Символика

Тема фашистских символов также представляется очень значимой.

Сам термин происходит от слова "фации" – символического вооружения воинов почетной охраны у должностных лиц в Древнем Риме, приглянувшегося фашистам Муссолини.

Фалангисты, во главе которых стоял Франко, сделали своим символом стрелы, связанные хомутом, символом королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

Нацисты сделали своим символом свастику.

Символы, которые каким-то образом перекликаются с такими давними мотивами, вообще распространены среди современных экстремистов.

Широта определений

Другой проблемой, возникающей при попытке четко определить понятие "фашист", является то, что зачастую заявленная идеология итальянских фашистов и германских нацистов далеко не полностью совпадала с проводимой ими политикой.

Однако самая очевидная трудность – это то, сколь широко понятие "фашист" использовалось на протяжении многих лет.

Кто-то считает его оскорблением, а, скажем, Оксфордский английский словарь дает разные определения: "(в широком смысле) человек, придерживающийся правых авторитарных взглядов" и "человек, который пропагандирует определенную точку зрения или порядок в такой манере, которая считается нетерпимостью или авторитаризмом". Отсюда получаем "расизм по принципу физических особенностей тела" (body racism).

"Плохое слово"

В целом, слово "фашист" намного чаще используется как ругательное, нежели как попытка дать четкое определение.

Нацисты были плохими, и, согласно такому взгляду на вещи, их идеология была фундаментальным образом привязана к фашизму, что означает, что фашизм является фундаментально плохим явлением.

Image caption Чернорубашечники Муссолини пришли к власти в Италии в 1922 году

"Это удобное политическое оружие – говорить, что от какого-нибудь современного политического движения отдает фашизмом", - отмечает Пассмор.

А организации, в отношении которых оппоненты часто употребляют термин "фашистская" – к примеру, Британская национальная партия, - предпочитают не использовать этот термин в качестве самохарактеристики.

"Можно задать вопрос, почему они не называют себя фашистами, учитывая, что их привлекают некоторые аспекты [фашизма]. Почему это слово продолжает считаться плохим? Антифашисты часто говорили, что фашизм – то же самое, что и нацизм", - говорит Пассмор.

Кто-то, возможно, предпочитает вариант "слона в посудной лавке", считая, что фашиста всегда можно различить, даже если найти точное определение этого слова сложно.

Для таких людей любое националистическое политическое движение, которое является авторитарным, выступает против свободы слова, пропагандирует создание государства под руководством одной партии или диктатора и склонно к расизму, зачастую получает ярлык "фашистское".

Но споры по поводу точного определения "фашизма" и "фашиста" будут продолжаться.

"Студентам свойственно считать, что такое-то слово означает то-то, - говорит Пассмор. – Я же склоняюсь к точке зрения, что намного интереснее смотреть на то, как именно использовался термин. Суть истории и жизни – это дебаты на тему того, что означают слова ".

В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, корпоратизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии, открытый террор против рабочего движения.

Общие черты фашистских партий

Часто, фактором возникновения и роста фашистских партий является наличие в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области .

Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.

У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность . Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические , антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме.

Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел» , у румынской «Железной гвардии» , в некоторых частях фаланги , во французской ФНП Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса . Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев , норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.

Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей . Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию».

Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне национального направления.

Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также - отчасти произвольно выбранных - меньшинств.

Этимология

Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио ) - «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини - Fascio di combattimento - «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis - «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти - фасции , связки розг с воткнутым топором. Изображение фасций стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь .)

Итальянский фашизм

Эмблема с символикой итальянского фашистского движения

Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини , выдвигала на первый план идею корпоративного государства - государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце -х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «режим», и в значении «идеология»:

«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм - это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)

Фашизм и Коминтерн

Ленин еще в ноябре 1922 года сопоставил итальянских фашистов с "бандами" (согласно лексике автора) черносотенцев царского времени .

Тогда же, почти одновременно, социалистические и коммунистические авторы стали обозначать как «фашистские» все антиреволюционные движения и режимы .

Впоследствии в дискуссии коммунистов о понятии фашизма такое обобщение, по-видимому, не вызывало сомнений, хотя в начале 20-х годов Клара Цеткин , Антонио Грамши , Пальмиро Тольятти и некоторые другие итальянские авторы предостерегали от обозначения всех антидемократических и антикоммунистических явлений как фашистских, поскольку при этом стирались специфические черты итальянского фашизма .

С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии.

Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым , докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение) :

Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.

В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формированием реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно "сверху" руками военных экстремистов. Хотя дзайбацу нередко использовали уголовников для запугиваний и убийств противников реакции, свидетельств формирования неподконтрольных армии отрядов штурмовиков не встречается.

Во время Великой Отечественной войны советский народ воевал против немецко-фашистских захватчиков

С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран - участниц антигитлеровской коалиции . Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:

В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии - возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии - Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение…

В современных СМИ

После Второй мировой войны слово фашист обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время некоторые политики в своих выступлениях используют слово «фашизм» для того, чтобы заклеймить своих политических оппонентов и их убеждения. Слово «фашизм» стало ругательным словом в политической демагогии , часто теряя своё смысловое содержание. Для некоторых обвинения в фашизме стали орудием борьбы с политической оппозицией.

В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике.

Современные исследования фашизма

С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).

Фашизм и религия

См. также раздел «Национал-социализм и религия» в статье «Национал-социализм »

«в фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»

Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932

Фактически отношение фашистского режима в том или ином государстве к религии и церкви зависело от того, насколько глубоко он был связан с традиционными структурами - так, например, тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с церковью. Католическая церковь получила по Латеранскому договору , заключенному в феврале 1929 года , даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. Оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением .

Гитлера поддержали некоторые высокопоставленные представители Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата . Это объясняется тем, что лидеры православных Церквей видели в нападении Германии и ее союзников на СССР возможность восстановить на оккупированных территориях церковную жизнь, почти уничтоженную или загнанную в подполье советской антирелигиозной политикой, а в перспективе - восстановить дореволюционные формы власти в России.

В позиции немецких властей на оккупированнных территориях СССР сочеталось несколько тенденций. Рейхсминистр Восточных земель Альфред Розенберг стремился к реанимации православия в умах народа с помощью создания автономных церковных структур, разделённых по национальному и территориальному признаку и контролируемых нацистскими чиновниками. С другой стороны, фашистские военные всячески приветствовали возрождение православия на оккупированных территориях, участвовали в восстановлении церквей. По многочисленным свидетельствам, при занятии фашистами очередного населенного пункта СССР (а иногда и до прихода фашистских войск) в нем по инициативе православных верующих сразу же открывались церкви, которые не успела разрушить советская власть. К храмовому богослужению вернулись тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье . Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях одно время оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России .

Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году ), о поддержке блокадного Ленинграда ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства

По мнению православных исследователей, в цели германского руководства укрепление православия не входило. Возрождение народной религиозности по их мнению использовалось Германией исключительно в пропагандистских целях противодействия советскому руководству. В подтверждение своей точки зрения православные исследователи приводят тезис о том, что Гитлер желал видеть Православную Церковь раздробленной, а ее епархии на оккупированных территориях - независимыми от влияния Московского Патриархата . Также, в подтверждение этой точки зрения приводятся факты о том, что некоторые иерархи и простое священничество оказывали сопротивление предполагаемой политике Германии в отношении Православной Церкви . Их скептицизм скорее подтверждается реальными указаниями Гитлера и Геринга о послевоенном уничтожении русского народа.

В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии . Ее Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Причиной этому послужило то, что православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших генерала обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха .

История

См. также

  • Экономическая социализация

Примечания

Ссылки

  • Собственные определения:
    • Бенито Муссолини «Доктрина фашизма»
    • Юлиус Эвола «Фашизм с точки зрения правых»
  • Александр Тарасов «Фашизмов много»
  • Борис Кагарлицкий «Фашизм для собственного пользования»
  • Умберто Эко «Вечный фашизм»
  • Вольфганг Випперман Европейский фашизм в сравнении 1922-1982
  • Вильгельм Райх «Психология масс и фашизм»
  • Александр Чанцев «Эстетический фашизм»
  • И. С. Кон «Психология предрассудка» - подробный материал о социально-психологических корнях этнических предубеждений, как одной из основ фашизма
  • А. Михайлов «К критике феноменологии фашизма» (о базисе фашизма)
  • Илья Смирнов «Фашизм в Прибалтике в годы Второй мировой войны»
  • Б. Муссолини, Доктрина фашизма , Перевод В. Н. Новикова, La Renaissance, Париж, 1938 год.
  • Галкин А. Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27.
  • Ганелин Р., Bune O. и др. Национальная правая прежде и теперь.
  • Дашичев В. И., Банкротство стратегии германского фашизма. В 2-х томах. Москва, Издательство «Наука», 1973.
    • Том 1 - Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе 1933-1941 гг ;
    • Том 2 - Агрессия против СССР. Падение «третьей империи» .
  • Илюшенко В.Русский фашизм и религия// Диа-Логос. 1998-1999. Вып. II.160-172.
  • Лакер У. Черная сотня: происхождение фашизм в России - М.: Текст, 1994.
  • Лихачев В. Современная русская правая и антисемитизм: эскалация конфликта или примирение? - Тирош. Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. Вып. II. М.: 1998. С.146-153.
  • Мороз Е. Ведизм и фашизм// Барьер, № 3, 1993. С. 4-8.
  • Нестерова Т. Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии // Религия и политика в XX веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. М., 2005, с. 17-29
  • Мануэль Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ»
  • Родзаевский К. В. Завещание русского фашиста. М., 2001.
  • Соловей В. Фашизм в России: концептуальные подходы - Демократия и фашизм. М., 1995. С.45-54.
  • Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции, 1925-1945 - М.: Слово, 1992.
  • Крысин Михаил. Прибалтийский фашизм. История и современность. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Вече. 2007. СТРАНИЦ: 576. ISBN 978-5-9533-1852-5
  • Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм»? (теория фашизм Роджера Гриффина)// Политические исследования, № 1 (31), 1996
  • Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ// Полис (политические исследования), № 3, 1999.
  • Шнирельман В. Евразийцы и евреи // Вестник Еврейского университета в Москве, № 12 (11), 1996. С.4-45.
  • Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ - Под ред. Верховского А. М.: РОО «Панорама», 2002.

Иноязычные издания

  • Agursky M. The Third Rome: National Bolshevism in the USSR - Boulder, 1987.
  • Allersworth W. The Russian Question: Nationalism, Modernization, and Post-Communist Russia - Lanham, MD: Bowman and Littlefild, 1998.
  • Antisemitism, Xenophobia and religious Persecution in Russia’s Regions - Washington, 1999.
  • Brundy Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953-1991 - Cambridge, Massachusetts, London: Harvard university press, 1998
  • Die schwarze Front: Der neue Antisemitismus in der Sowjetunion - Reinberk bei Hamburg, 1991.
  • Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism - Princeton: Princeton university press, 1983.
  • Dunlop J. Alexander Barkashov and the Rise of National Socialism in Russia// Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 1996, Vol. 4, № 4. P.519-530.
  • Griffin R. The Nature of Fascism - London, 1993.
  • Griffin R. Fascism - Oxford, 1995.
  • Laquer W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia - New York, 1993.
  • Parland T. The Rejection of Totalitarian Socialism and Liberal Democracy: A Study of the Russian New Right// Commentationes Scenarium Socialium, 46th Vol., Helsinki, 1993.
  • Pribylovsky V. A Survey of Radical Right-Wing Groups in Russia// RFE/RL Research Report, № 16, 1994.
  • Pribylovsky V. What Awaits Russia: Fascism or a Latin American-style Dictatorship?// Transition, vol. I, № 23. 23 June 1995.
  • Shenfield S. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements - USA: M.E.Sharpe, 2000.
  • Simonsen S. Alexander Barkashov and Russian National Unity: Blackshirt Friends of the Nation// Nationalities Papers, Vol.24, № 4.
  • Williams Ch., Hanson S. National-Socialism, Left Patriotism, or Superimperialism? The «Radical Rigth» in Russia. - The Radical Right in Central and Eastern Eurpoe since 1989. Ed. by Ramet S. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsilvania, 1999. P. 257-279.
  • Stepanov S. Silent Lie: Soviet Fascism - Ukraine: Kievizdat, 2008.
  • Ramone T. Stalinism - Eastern Fascism? - London, 1968.

Wikimedia Foundation . Толковый словарь Ожегова

- [ит.] – приверженец фашизма; член фашистской организации Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

фашист - см.: Получи, фашист, гранату! … Словарь русского арго

I м. 1. Приверженец фашизма. 2. Член фашистской организации. 3. разг. Солдат или офицер гитлеровской Германии, воевавший с СССР в 1941 1945 гг. II м. 1. разг. сниж. Крайне злобный, агрессивный человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Фашист, фашисты, фашиста, фашистов, фашисту, фашистам, фашиста, фашистов, фашистом, фашистами, фашисте, фашистах (

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

(fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства символизировалась фасциями – связанных вместе пучками прутьев, (что означало единение народа) с выступающим из связки топориком (означавшим руководство). Этот символ послужил Муссолини эмблемой для движения, которое он привел к власти в Италии в 1922 г. Позднее, однако, это название стало общим для целого ряда движений, возникших в Европе в период между двумя мировыми войнами. К этим движениям относятся: национал-социалисты в Германии, "Аксьон франсез" (Action Francaise) во Франции, "стреловидный крест" в Венгрии и фалангисты в Испании. В послевоенный период термин применялся часто с приставкой "нео" по отношению к тем, кого считают последователями вышеупомянутых движений. К ним, в частности, относятся Итальянское социальное движение (переименованное в 1994 г. в Национальный альянс), Республиканская партия в Германии, Национальный фронт во Франции и Фаланга в Испании, а также перонизм (Peronism) и, в последнее время, движения, возникшие в посткоммунистических странах, типа "Памяти" в России. Так можно ли при таком разнообразии движений говорить об одном значении этого термина? Классифицировать сугубо фашистские идеологии можно следующим образом. С точки зрения структуры, среди них выделяются монистические, основанные на идее безусловных фундаментальных и наиболее существенных истин о человечестве и окружающей среде; упрощенческие, приписывающие возникновение сложных явлений единым причинам и предлагающие единые решения; фундаменталистские, связанные с делением мира на "плохое" и "хорошее" без каких-либо промежуточных форм, и заговорщические, исходящие из того, что существует тайный широкомасштабный заговор неких враждебных сил, которые намерены манипулировать массами для достижения и/или сохранения своего господства. С точки зрения содержания фашистские идеологии различаются по пяти главным позициям: 1) крайний национализм (nationalism), вера в то, что существует чистая нация, имеющая собственные, отличительные от других наций черты, культуру и интересы и превосходящая все остальные нации; 2) подобный вывод обычно сопровождается утверждением, что эта нация переживает период упадка, но когда-то, в мифическом прошлом, она была великой, с гармоничными общественно-политическими отношениями, и сама господствовала над другими, но позднее потеряла внутреннее единство, распалась и попала в зависимость от других, менее значительных наций; 3) процесс национального упадка зачастую связывают с снижением уровня расовой чистоты нации. Для некоторых движений характерен подход к нации как к чему-то такому, что совпадает во времени и пространстве с расой (nation race), другие признают иерархию рас, внутри которых находятся нации (race nation). Практически во всех случаях считается, что утрата чистоты ослабляет расу и в конечном счете является причиной ее нынешнего трудного положения; 4) вину за упадок нации и/или за смешанные браки возлагают на заговор иных наций или рас, которые, как считается, ведут отчаянную борьбу за господство; 5) в этой борьбе как капитализм, так и его политическая оболочка – либеральная демократия – рассматриваются всего лишь как хитроумные средства раскола нации и ее дальнейшего подчинения мировому порядку. Что касается основных требований этих идеологий, то главным среди них является воссоздание нации как объективной реальности посредством восстановления ее чистоты. Второе требование – восстановление господствующего положения нации через перестройку государственного устройства, экономики и общества. К средствам достижения этих целей в разных случаях относят: 1) построение авторитарного, антилиберального государства, господствующую роль в котором играет одна партия; 2) полный контроль этой партии над политической организацией, информацией и национализацией; 3) государственное управление трудовыми ресурсами и сферой потребления с целью построения продуктивной и самодостаточной экономики; 4) наличие харизматического лидера, который был бы способен облечь в плоть и кровь "реальные" интересы нации и мобилизовать массы. В случае достижения этих важнейших целей нация сможет вернуть себе утраченное господство даже, если потребуется, военным путем. Подобные цели в период между двумя мировыми войнами были характерны для фашистских движений, которые с особым рвением занимались расовой и этнической чистками, установили тоталитарные политические системы и диктатуры, построили продуктивную экономику и, конечно же, развязывали войны с целью завоевания мирового господства. Однако такие партии ныне уже не могут открыто пропагандировать столь экстремистские идеи. Произошла ревизия позиций. Борьба за чистоту нации и расы теперь выливается в противостояние непрекращающейся миграции и в требования репатриации чужестранцев; на смену требованию тоталитаризма и диктатуры пришли менее жесткие предложения о существенном усилении государственной власти якобы в рамках демократии; прерогатива производства товаров заменена вмешательством государства в экономическую сферу, а о воинской доблести говорить почти совсем перестали. Послевоенные движения с подобными идеологиями обычно называют неофашистскими.

В узком смысле фашизм - идейно-политическое течение в Италии 1920–40-х гг. Основатель итальянского фашизма - исключенный за пропаганду войны в 1914 г. из Социалистической партии журналист Бенито Муссолини. В марте 1919 г. он объединяет своих сторонников, среди которых немало фронтовиков, разочарованных в действующей власти, в «Союз борьбы» - «фашио ди комбаттименто».

В становление фашизма как идеологии значительный вклад внесли представители футуризма - специфического направления в искусстве и литературе начала XX в., напрочь отрицающего культурные достижения прошлого, воспевающего войну и разрушение как средство омоложения одряхлевшего мира (Ф. Т. Маринетти и др.).

Одним из предшественников Муссолини был писатель Габриель д’Аннунцио. Смысл идеологии фашизма заключается в признании права итальянской нации первенствовать в Европе и мире в силу того, что жители Апеннинского п-ва происходят от потомков римлян, и Итальянское королевство является правопреемником Римской империи.

Фашизм исходит из понятия нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови. В единении с нацией, согласно фашистской доктрине, индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами осуществляет «чисто духовное бытие». По Муссолини, «для фашиста ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен».

Итальянское государство стало тоталитарным (термин самого «дуче» - ит. «герцога», «вождя», как официально именовался диктатор), когда Б. Муссолини пришел к власти. В 1922 г. со своими многочисленными сторонниками-«чернорубашечниками», построенными в многотысячные колонны, он осуществил знаменитый поход на Рим. Большинством голосов парламент передал ему власть в стране. Но переход к тоталитарному государству, где все сферы общества контролируются властью, Муссолини сумел осуществить лишь спустя 4 года. Он запретил все партии, кроме фашистской, высшим законодательным органом страны объявил Большой фашистский совет, отменил демократические свободы, прекратил деятельность профсоюзов.

В отношениях с внешним миром Муссолини проводил агрессивную политику. Еще в 1923 г. его правительство после бомбардировки захватило о-в Корфу. Когда к власти в Германии пришел единомышленник дуче А. Гитлер, Муссолини, ощутив поддержку, осуществил агрессию в отношении африканского государства Эфиопия.

Итальянские военные формирования приняли участие и в войне франкистов против республиканской Испании и в боевых действиях на территории СССР в составе немецко-фашистской армии. После вторжения американских и английских войск на Сицилию, а затем и в материковую Италию, в 1943 г. правительство короля Виктора-Эммануила III капитулировало, Большой фашистский совет голосует против Муссолини, а король приказывает арестовать его. Гитлер, направив своих десантников, освободил находящегося под арестом дуче и вернул его на пост главы «Итальянской социальной республики» («Республики Сало») - части Северной Италии, оккупированной немцами.

Именно в это время в формировании, руководимом Муссолини, развернулись репрессии против евреев, хотя до массовых антисемитских акций не дошло, в отличие от Германии и других государств фашистского блока (Румынии, Венгрии, Хорватии), а также оккупированных нацистами территорий Польши и Советского Союза. 27 апреля 1945 г. Бенито Муссолини с любовницей был захвачен участниками итальянского Сопротивления и на следующий день расстрелян.

Идеология фашизма оказалась нежизнеспособной еще при жизни ее создателя. Мечта Муссолини воссоздать «Римскую империю» столкнулась с неспособностью итальянского народа к государственному строительству. Идеи корпоративного государства были реализованы в других странах.

Во многих постулатах фашизм близок немецкому национал-социализму, вследствие чего обе доктрины часто отождествляются. Обычно все ужасы фашизма связывают с политикой геноцида, проводимой А. Гитлером.

На оккупированных территориях немецкими фашистами с помощью концлагерей и массовых зверских убийств по различным оценкам было уничтожено более 20 млн чел. (преимущественно русских, белорусов, украинцев, евреев, цыган, поляков и др.).

Фашизм как идеология осужден международным трибуналом на Нюрнбергском процессе, и до сих пор законодательство многих стран предполагает уголовную ответственность за пропаганду фашизма.

Термин «фашистский» применялся также в отношении режима Салазара в Португалии, диктатуры Франко в Испании.

Фашизм опирается на тоталитарную политическую партию («мощную организацию активного меньшинства»), которая после прихода к власти (как правило насильственного) становится государственно-монопольной организацией, а также на непререкаемый авторитет вождя (дуче, фюрера). Фашистские режимы и движения широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны.

Фашизм находит поддержку в условиях общенациональных кризисов. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка, а также некоторым современным государственным режимам, основывающим идеологию и государственную политику на принципе национальной нетерпимости (современные Эстония, Грузия, Латвия, Украина и пр.).

Так, около 200 тыс. русскоязычных жителей Эстонии лишены гражданских прав, дискриминируются по национальному признаку и прозябают на положении людей второго сорта. В стране идет активная антирусская пропаганда, направленная на воспитание в этнических эстонцах ненависти к русским, а также масштабная кампания по реабилитации нацистских преступников.

По ряду признаков (вождизм, тоталитаризм, национальная, классовая, расовая нетерпимость) к фашистским можно отнести и некоторые российские политические движения, в т. ч. НБП (см. Нацболы), РНЕ, движение скинхедов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фашизм является сложной идеологией. Существует множество определений фашизма: одни описывают его как тип или набор политических действий, другие – как политическую философию или массовое движение. Большинство определений сходятся в том, что фашизм авторитарен и любой ценой поощряет национализм, однако его основные характеристики являются предметом многих споров.

Фашизм обычно связывают с немецкими и итальянскими нацистскими режимами, которые пришли к власти после первой мировой войны, хотя фашистские режимы или их элементы также присутствовали и в нескольких других странах. в Германии, в Италии, Франсиско Франко в Испании и Хуан Перон в Аргентине были известными фашистскими лидерами 20-го века.

Роберт Пакстон, почетный профессор социальных наук Колумбийского университета в Нью-Йорке, считается основателем исследований фашизма в США. Он определил данный термин, как «форму политического поведения, характерную для 20-го века, которая с помощью сложных пропагандистских методов вызывает у людей антилиберальные, антисоциалистические, насильственно разделяющие, экспансионистско-националистические намерения».

Пакстон утверждает, что другие определения слишком полагаются на документы, которые Муссолини, Гитлер и другие написали до того, как они пришли к власти. Оказываясь у власти, фашисты не всегда соблюдали свои ранние обещания. Как выразилась Американская историческая ассоциация, говоря о фашизме в Италии: «Провозглашенные цели и принципы фашистского движения были реализованы далеко не полностью. Они провозглашали почти все: от крайнего радикализма, в 1919 году, до крайнего консерватизма, в 1922 году».

Лачлан Монтегю, австрийский писатель и исследователь фашизма, экономической истории и межвоенных лет, писал в Live Science: «Фашизм определенно революционный и динамичный». Он утверждает, что некоторые определения фашизма, такие как описание Зеева Стернэлла в качестве «формы крайнего национализма» в работе «Не правые, не левые» слишком широки, чтобы быть полезными.

Хотя фашизму и трудно дать определение, все фашистские движения характеризуются некоторыми основными убеждениями и действиями.

Основные элементы фашизма

Фашизм подразумевает приверженность некоторым основным понятиям, таким как нация, национальное превосходство и высшая раса или группа. Основной принцип, который Пакстон описал, как единственное определение морали фашизма – сделать нацию более сильной, могущественной, крупной и успешной. Поскольку фашисты видят национальную силу единственным, что делает нацию «достойной», они будут использовать любые средства, необходимые для достижения этой цели.

Исходя из этого, фашисты стремятся использовать активы своей страны для повышения её же силы. Это приводит к национализации активов. По словам Монтегю в этом фашизм напоминает марксизм. «Если марксизм предполагал разделять активы во имя экономической идеи в громаде стран, то фашисты пытались сделать то же самое в одной стране», – сказал он.

Руководствуясь принципом крайнего национализма, фашистские режимы склонны совершать схожие действия, хотя некоторые их особенности различаются. Автор Джордж Оруэлл писал в своем эссе «Что такое фашизм?» соответственно утверждениям Пакстона, что эти режимы превосходят пропаганду и используют грандиозные жесты, такие как парады и яркие появления лидеров. Фашисты очерняют другие группы, несмотря на то, что эти группы отличаются по странам и времени. Вот почему немецкий нацистский режим чернил евреев и других, в то время как итальянский режим Муссолини порочил большевиков.

Пакстон, автор нескольких книг, в том числе «Анатомия фашизма», сказал, что фашизм основан скорее на чувствах, чем на философских идеях. В своем эссе 1988 года «Пять этапов фашизма», опубликованном в 1998 году в «Журнале современной истории», он определил семь чувств, которые действуют как «мобилизация страстей» для фашистских режимов:

  1. Главенство группы. Создается впечатление, что поддержание группы даже более важно, чем индивидуальные или общие права.
  2. Убежденность, что ваша группа является жертвой. Это оправдывает любое поведение против врагов группы.
  3. Вера в то, что индивидуализм и либерализм приводят к упадку и негативно влияют на группу.
  4. Сильное чувство общности или братства. Данное братство – это «единство и чистота, подкрепляемые общей убежденностью, если это возможно, или исключительным насилием, если это необходимо».
  5. Индивидуальная самооценка связана с величием группы. Пакстон назвал это «усиленным чувством идентичности и принадлежности».
  6. Экстремальная поддержка «естественного» лидера, который всегда является мужчиной. Это приводит к тому, что один человек берет на себя роль национального спасителя.
  7. «Красота насилия и воли, когда они посвящены успеху группы в дарвиновской борьбе», – писал Пакстон.

Идея естественно высшей группы или, особенно в случае Гитлера, биологического расизма, вписывается в фашистскую интерпретацию дарвинизма.

Пакстон отмечал, что, оказываясь у власти, фашистские диктаторы подавляли индивидуальные свободы, заключали в тюрьмы противников, запрещали забастовки, обеспечивали неограниченную полицейскую власть во имя национального единства и возрождения и совершали военную агрессию.

Почему так трудно дать определение фашизму?

«Вероятно, самый страшный момент для любого эксперта фашизма – это пытаться дать определение фашизму» — Л. Монтегю.

В 1944 году, в то время как большая часть мира по-прежнему находилась под влиянием фашистских режимов, Оруэлл писал, что очень трудно определить фашизм. В эссе «Что такое фашизм?» он объяснял, что большая часть неприятностей заключается в многочисленных различиях между фашистскими режимами: «Нелегко, например, вместить Германию и Японию в одни рамки, и еще сложнее это сделать с некоторыми из малых государств, которые описываются как фашистские».

Фашизм всегда берет на себя индивидуальные черты страны, в которой он находится, что приводит к различным между собой режимам. Например, Пакстон описывал в «Пяти этапах фашизма», что «религия будет играть большую роль в фашизме, происходящем из Соединенных Штатов», чем в более светской Европе. Он также отмечал, что национальные варианты фашизма отличаются более широко, чем национальные варианты, например, коммунизма или капитализма.

Ещё больше осложняет дело то, что нефашистские правительства часто подражали элементам фашистских режимов, чтобы придать видимость силы и национальной жизнеспособности. Например, массовые мобилизации граждан в цветных рубашках не приравниваются автоматически к фашистской политической практике.

«Преобладание слова в простом разговорном языке также вызывает проблемы определения. В наши дни термин «фашист» использовался как оскорбление так сильно, что он разбавил смысл, и в особенности злую природу, которую это слово несёт», — поясняет Монтегю.

В отличие от большинства других политических, социальных или этических философий, таких как коммунизм, капитализм, консерватизм, либерализм или социализм, фашизм не имеет определенной философии. Как писал Пакстон: «Не было «фашистского манифеста», нет основополагающего фашистского мыслителя».

Подготовка сцены для фашизма

На протяжении всей истории 20-го века фашистские режимы поднимали определённые социокультурные и политические вопросы. Стоит также отметить, что во многих странах, таких как Великобритания в 1920-х и 1930-х годах, фашистские идеи обретали популярность и без прихода режимной власти, а фашистские партии становились звёздными политическими игроками.

Прежде всего, фашистским режимам в XX веке, чтобы завоевать популярность и власть, требовались экстремальные национальные кризисы. После поражения в первой мировой войне многие в Германии и Италии были озабочены культурой своих стран. По словам Монтегю им обещали национальную славу и экспансию, и потому они чувствовали стыд и разочарование после поражения.

Европейские фашистские идеи вдохновили установить режимы на всю Латинскую Америку, в том числе в Боливии и Аргентине. «У этих стран также было очень трудный период во время депрессии, и обычные партии среднего класса, действующие в парламентских системах, были явно безуспешными», – описывал Пакстон, – Аргентина была богатой страной в 1900 году, экспортируя зерно и мясо, но её вытеснили из этих рынков, и Аргентина обеднела. Это было похоже на поражение в войне. Они обратились к военачальнику, который пользовался народной популярностью».

Испания и Португалия были диктатурами до 1975 года, но эти правительства представляли собой смесь консервативных и фашистских партий.

Фашизм в наши дни

Фашизм в основном потерял популярность в Европе и Северной Америке. «Это стало политическим оскорблением, что привело к чрезмерному употреблению и уменьшению значения этого определения», — говорит Пакстон. Тем не менее, в последние несколько десятилетий в Европе и Северной Америке происходят фашистские или протофашистские движения. «По мере того, как коммунизм терпел упадок после 1989 года, протофашизм стал основным средством протестного голосования в Европе», – пишет он.

Рост популизма в Европе и Соединенных Штатах в 2000-х годах заставил многих забеспокоиться, укрепится ли снова фашизм. Однако Пакстон не считает, что фашизм находится на подъёме в Соединенных Штатах: «Я думаю, в нашей стране преобладает традиционный консерватизм. Основная социальная политическая программа представляет собой индивидуализм, но не для всех, а для предпринимателей. Он поддерживает право бизнесменов добиваться максимальной прибыли без правил и контроля. У нас есть олигархия [Определена Оксфордским английским словарем как «небольшая группа людей, контролирующих страну или организацию»], которая научилась некоторым умным маневрам, чтобы завоевать популярность и поддержку ораторскими приёмами, которые напоминают фашизм.

Например, Соединенные Штаты находятся в значительно лучшей форме, чем Германия или Италия после первой мировой войны. Однако некоторые политики убедили многих американцев в том, что ситуация в стране близка к тяжелой».