Что такое аутизм и как он проявляется? Что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика

16.06.2015

Снежана Иванова

Аутизм, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга.

Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим – можно и нужно.

С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

Так что же такое аутизм?

Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.

Указанные особенности появляются у ребенка, как правило, еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.

Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

Что может вызвать заболевание?

Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.

Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.

К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.

Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

Течение болезни

Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой, являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные (без явных причин) у 86%.

К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

Стадия Продолжительность стадии Характерные проявления
I стадия Стадия психоза 1-6 месяцев Отрешенность, самоизоляция, угасание эмоций, снижение активности; остановка развития
II стадия Стадия регресса 6-12 месяцев Активность продолжает снижаться, наступает потеря речи, утрата навыков самообслуживания, поедание несъедобных объектов, появление двигательных стереотипий:· разжатие и сжатие пальцев в кулаки;· закладывание пальцев друг за друга;· поднятие рук на уровень плеч или высоко над головой;· появление примитивных жестов, которые были в раннем периоде развития (например, атетоз пальцев);

· напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом взмахивание руками, как крыльями;

III стадия Кататоническая стадия 18-24 месяца Появляются кататонические расстройства, которые сопровождаются двигательной возбудимостью в виде бега по кругу, кружениями, раскачиванием из стороны в сторону, лазанием по мебели; негативизм и стереотипия при этом сохраняется.

К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.

Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

  • реакции на окружающих и их речь;
  • навыков самообслуживания;
  • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.

Как распознать аутизм у ребенка?

Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства. Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

Возраст Нарушения в развитии
1 месяц Плач плохо интерпретируется; гуление ограниченное, более напоминает крик, ребенок может визжать; имитация звуков отсутствует
2 месяца У ребенка отсутствует оживление в виде двигательных реакций, когда ему предлагается игрушка или когда появляются взрослые
6 месяцев Отсутствует вокализация разными тембрами и интонацией, т.е. построит «диалог» с ребенком невозможно
8 месяцев Не повторяет слоги «па-па-па», «ма-ма-ма»
9-10 месяцев Не формируются указательные и другие социальные жесты («дай-дай», «на-на»)
18 месяцев Плохо реагирует на обращение, не указывает на предметы, не наследует взрослых, не хочет с ними общаться.

Диагностика аутизма

В 18 месяцев для ребенка можно провести такое небольшое диагностирование на наличие аутизма по рекомендациям HANS:

  1. Смотрит ли малыш на вас, когда показывает на предмет, который его заинтересовал?
  2. Смотрит ли ребенок, когда вы ему на что-то указываете?
  3. Пользуется ли он своим воображением, когда играет «понарошку»?

Если ваши ответы только «нет», то у вашего ребенка может быть аутизм. Обратитесь срочно к детскому врачу.

Во время визита к доктору вам будет предложено заполнить анкету (А) , где будут находиться вопросы следующего образца:

  1. Нравится ли вашему малышу играть у вас на коленках, качаться, подпрыгивать?
  2. Нравится ли ребенку куда-то залезать, например, на лестницу?
  3. Любит ли играть в детские игры: «ку-ку», «прятки»?
  4. Играет ли в игры «понарошку», например, заваривает чай и наливает в чашечки?
  5. Пользуется ли указательным пальцем, когда что-то ему нужно?
  6. Указывает ли пальцем на то, что его заинтересовало?
  7. Использует ли игрушки по назначению или просто их бросает либо прижимает к себе?
  8. Приносит ли ребенок какие-то вам предметы, чтобы что-то на них показать?

Другую анкету (Б) заполнит медработник согласно своим наблюдениям:

  1. За время приема установил ли ребенок зрительный контакт?
  2. Заинтересуйте ребенка и покажите пальцем на какой-то предмет в другом конце кабинета и промолвите: «Смотри! Это (назовите предмет)!» Обратите внимание на лицо малыша. Посмотрел ли он в ту сторону, куда вы показывали?
  3. Обратите внимание ребенка на себя и предложите ему что-то сделать «понарошку»: покормить куклу, поехать на машине в магазин. Выполняет ли ребенок вашу просьбу?
  4. Задайте ребенку вопрос о том, где свет. Указывает ли малыш пальчиком на свет?
  5. Получается ли у малыша построить из кубиков башню?

Внимание!

Во второй анкете (Б) могут быть такие варианты выполнения заданий:

  • во 2 задании ответ «да» вы отмечаете тогда, когда вы убеждены, что ребенок смотрел на предмет, на который вы показывали, а не на вашу руку;
  • в 3 задании «понарошку» можно играть в любую знакомую для ребенка игру, и это будет считаться, как ответ «да»;
  • в 4 задании можно повторить вопрос о любом предмете, который знаком малышу, при этом «да» ставьте в том случае, если ребенок посмотрел вам в лицо до того или после того, как вы попросили выполнить задание.

Теперь можно подытожить результат

Основные пункты:

Из первой анкеты (А)

вопрос 4 – игра «понарошку» (А4) ;

вопрос 6 — применение указательных жестов (А6).

Из второй анкеты (Б)

вопрос 2 – понимает указательные жесты и следует взглядом за ними (Б2) ;

вопрос 3 – играет «понарошку», следует действиям взрослых (Б3) ;

вопрос 4 – использует указательный палец для того, чтобы показать предмет (Б4).

Второстепенные пункты

Из первой анкеты (А)

вопрос 1 – непонятная и грубая игра (А1) ;

вопрос 2 – есть социальные признаки (А2);

вопрос 3 – определение уровня развития моторики (А3) ;

вопрос 5 – наличие указательных жестов (А5) ;

вопрос 7 – функциональные игры (А7) ;

вопрос 8 – навыки демонстрации предметов (А8) ;

Из второй анкеты (Б)

вопрос 1 – установка визуального контакта (Б1) ;

вопрос 5 – умение строить башню из кубиков (Б5) .

Оценка риска наличия синдрома аутизма

К группе высокого риска относятся те дети, которые имеют показатели «нет» в вопросах А4, А6, Б2, Б3, Б4 .

Группа низкого риска: показатель «нет» отсутствует в двух группах.

Группа среднего риска: показатель «нет» есть в двух и более второстепенных пунктах, а также в некоторых основных.

Советы:

Группа высокого и среднего риска: обязательно ребенок направляется к психологу или психиатру.

Группа низкого риска: если есть хотя бы одно «нет», повторите тест приблизительно через месяц.

Итак, можно выделить основные пункты, которые характерны людям, страдающим на аутизм согласно вековой категории.

Признаки аутизма у ребенка до 2-3 лет

  1. Не устанавливает визуальный контакт.
  2. При сохранном слухе не откликается на свое имя.
  3. Не привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует.
  4. Не просит о помощи, не зовет маму.
  5. Ничем не делится, проявляет агрессию к другим детям.
  6. Выполняет однообразные действия, играет, как правило, одной игрушкой.
  7. Не допускает к своим занятиям других людей.
  8. Для собственных нужд использует другого человека (например, ведет за руку туда, куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает.
  9. Неадекватно реагирует на свет, звук.

Признаки аутизма у ребенка 2 (3)- 11 лет

  1. В своей речи использует всего лишь несколько слов.
  2. Наличие стереотипных движений.
  3. Сильное беспокойство при смене обычной обстановки.
  4. Большие трудности в овладении письмом и чтением.
  5. Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.)

Признаки аутизма у детей после 11 лет

  1. Элементарные навыки сформированы.
  2. Желание общаться отсутствует.
  3. Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям.
  4. Возможны частые , эпилептические приступы.
  5. Одиночество — преобладающее состояние.

Так как развитие ребенка с нарушениями аутичного спектра неравномерное, то можно наблюдать такие ситуации:

  • для некоторых ребятишек характерны проявления, которые наблюдаются только у детей раннего возраста и сохраняются у аутистов долгие годы (например, брать все в рот, стучать предметом о предмет);
  • некоторые отстают от нормы в развитии речи, бытовых и социальных навыках;
  • но есть и такие, которые не только соответствуют во всем ровесникам, но и значительно их опережают в конструировании, обучении музыке, рисованию, конструированию, математике, а также во владении компьютером.

Признаки аутизма у взрослых

Аутические расстройства у взрослых зависят от того, насколько тяжелая форма самого заболевания, как оно протекает и какие методики лечения использовались. Аутизм у взрослых симптомы имеет такие:

  1. Довольно скудные мимика и жесты.
  2. Правила поведения в обществе не воспринимает и полностью их игнорирует. Поэтому аутист может говорить либо совсем тихо, либо очень громко; смотреть прямо в глаза или вообще не устанавливать зрительного контакта.
  3. Может своими действиями принести вред окружающим, не понимая этого.
  4. Не понимает эмоций и чувств других людей.
  5. Строить дружеские или любовные отношения ему очень сложно.
  6. Не обращается первым к кому-то.
  7. Словарный запас, которым пользуется, беден.
  8. Его речь больше похожа на речь робота, так как отсутствуют интонации и эмоции.
  9. Они довольно уверенные и спокойные только в обычной обстановке и не терпят каких-то изменений.

Если аутизм у взрослых, признаки которых мы рассмотрели, протекает в более легкой форме, то вполне возможно, что к 20-25 годам человек сможет жить самостоятельно. При тяжелых формах аутисты требует специального ухода за собой.

Виды аутизма

Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

  • детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • дезинтегративные расстройства раннего возраста;
  • гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
  • синдром Аспергера;
  • общее отклонение в развитии.

Детский аутизм (синдром Каннера)

Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается. Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

Дезинтегративные расстройства раннего возраста

Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

Синдром Аспергера

При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Общие отклонения в развитии

Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

Стереотипия при аутизме

Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия . Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

Дети-аутисты в свою очередь очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию . Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

Лечение детей с аутизмом

Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про .

Что такое аутизм простыми словами, как он проявляется у детей, признаки, фото

К великому сожалению общество привыкло мыслить штампами, если какой-то человек или ребенок под них не попадает - значит, он не нормальный. Однако кто придумал рамки нормальности?

Малыши, которым ставят диагноз - аутизм считаются больными, но почему? Только потому, что они не попадают под стереотипы общества? Только и всего!

А почему никто не задумывался над тем, что у многих людей в той или иной ситуации проявляются симптомы аутизма?

Ведь бывает такой период, когда хочется закрыться от всех и вся и просто побыть в одиночестве, ведь хочется иногда просто следить за тем, как льется вода, ведь так приятно следовать по установленному в доме порядку, а когда он нарушается, ведь тоже происходит паника? Верно! Но никто же не ставит вам никакой диагноз.

На самом деле, что такое аутизм простыми словами объяснить достаточно просто - это необыкновенное состояние при котором люди не хотят адаптироваться в социуме, ведь их мозг устроен немного иначе, но они абсолютно нормальные.

У таких людей есть свой определенный мир , в котором им комфортно, и если кто-то хочет общаться с таким особенным человеком, ему надо знать, как попасть в мир одаренного ребенка.

Аутизм как он есть

Официальное обозначение аутизма звучит, как нарушение работы головного мозга , которое выражается резким неприятием социальных отношений.

Что такое аутизм простыми словами – это особое состояние человека, когда нет желания общаться с кем-то.

Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих.

Как и откуда начинается данное нарушение в мозге точно пока никому не известно .

Одни ученные считают, что аутизм проявляется вследствие взаимодействия большого количество генов, другие считают, что все происходит из-за мутаций в генах. Но пока точно никто ничего установить не может.

Многим людям стоит запомнить что аутизм – это не болезнь и не диагноз – это состояние души человека, при котором ему удобно находится в собственном мире.

К сожалению, те нарушения в мозгу у людей страдающих аутизмом нельзя изменить, наследственность этого состояния также не выявлена, потому что люди аутисты достаточно редко вступают в браки и тем более рожают детей, это все обозначается спецификой их поведения и ощущением собственного мира.

Считается, что если в семье со стороны кого-то из родителей имеются аутисты, тогда шанс рождения особого ребенка увеличивается многократно, но это не правда.

Детки аутисты рождаются 4-5 человек на 10000 , мальчиков с таким диагнозом больше чем девочек, но у девочек аутизм в основном проявляется в более тяжелой форме и ребенка достаточно тяжело адаптировать к окружающему миру. Ниже на видео вы можете узнать об аутизме мнение доктора.

Первые признаки, которые обязывают родителей обратиться к психиатру

Многие родители задаются вопросом, что такое аутизм у ребенка как он проявляется. Это заболевание является врожденным , его невозможно приобрести вследствие воздействия каких-то негативных факторов.

К сожалению, аутизм считается диагнозом, но на самом деле лучше всего считать аутизм как особое состояние ребенка. Так будет понятнее и проще принять уникальность малыша.

Проявляется уникальность практически с рождения, конечно же, по одному из признаков не стоит сразу же нестись к врачу на прием, просто необходимо немного подождать до 2-3 лет, чтобы подтвердить особое состояние крохи.

Особенность каждого человека состоит в том, что он может выполнять два, а иногда и три дела одновременно, а вот аутисты не могут так быстро реагировать даже на одно действие, им необходимо определенное время для осмысления происходящего и что самое удивительное – это то, что оно может совершенно не заинтересовать ребенка.

Как распознать аутизм у ребенка

Для того чтобы понять что такое аутизм у ребенка, как он проявляется лучше всего сначала определиться с первыми симптомами:

  • В младенческом возрасте малыш не сильно реагирует на звуки, он слышит их, но не проявляет должного интереса;
  • если кроха уписался, он не будет капризничать, его мало интересует такой дискомфорт;
  • ребенок не улыбается и часто не реагирует на улыбки окружающих людей;
  • не смотрит в глаза и не реагирует на речь, а также на свое имя;
  • в играх выбирает определенные вещи, с людьми ему не интересно;
  • предпочтение всегда отдается одной вещи, одному цвету и одному действию;
  • малыш бурно и негативно реагирует на появление новых игрушек, на смену обстановки или на появление новых людей;
  • часто он плохо реагирует на звуковые сигналы, при этом слух у ребенка 100%, просто происходит заторможенность реакции;
  • часто малыш любит повторять один и тот же стишок или песню, может монотонно выполнять одно действие, например, ходить по кругу;
  • малыш может резко крикнуть, расплакаться или рассмеяться;
  • кроха избегает общества не только сверстников, но и других людей, ему проще быть одному.

Если три или больше симптомов наблюдаются у ребенка необходимо срочно проконсультироваться с врачом. Чем быстрее будет установлена причина такого поведения, тем быстрее будет оказана психологическая помощь как родителям, так и ребенку.

Врач психиатр объяснит, как проявляется аутизм у ребенка, как к этому отнестись и конечно же как помочь крохе.

Заметить и подтвердить аутизм можно начиная с двухлетнего возраста.

Аутизм у детей признаки фото.

Признаки аутизма у детей можно увидеть на фото ниже.

Внешность малышей аутистов нереально красивая, складывается впечатление, что личико нарисовано, таким крохой любуются практически все, потому что вид у малыша печальный и отрешенный, кажется, что с небес спустился Маленький Принц или Принцесса.

Детки с особым развитием не идут на контакт с людьми, им абсолютно не страшно расставаться с родителями, самое главное для них – это привычная обстановка.

Речь у деток-аутистов не всегда правильная, они говорят в основном односложно, характерно, что им неприемлемо местоимение я, о себе они говорят во втором или третьем лице, например, Саша покушал, он хочет спать.

Особенные малыши счастливы в своем замкнутом мире, поэтому им нравится все однотипное, например они носят одну и ту же одежду, кушают одни и те же блюда и если ходят на прогулку, то только по определенному маршруту, играть одними и теми же игрушками.

Иногда малыши-аутисты бывают гиперактивными или наоборот застенчивыми, заторможенными. Ребенок может причинять сам себе вред, кусать себя, царапать или биться головой, но такие признаки проявляются не у всех деток.

В обществе особенных детей называют капризными, неуправляемыми, балованными, но все совершенно не так, просто ребенок-аутист пытается своим поведением отгородиться от внешнего мира для того чтоб закрыться в своем привычном сознании. Для него так проще и легче.

Часто многие родители, не зная точных причин такого поведения своего малыша, испытывают за его поведение стыд и стараются всеми силами привить ему любовь к обществу.

Именно это является грубым нарушением сознания малыша-аутиста .

Необходимое лечение для аутистов и членов их семьи

Услышав впервые слово аутизм по отношению к своему ребенку, многие мамы впадают в панику, здесь самое главное вовремя объяснить ей что и как надо делать .

Если же у мамы есть сомнения в поставленном диагнозе в обязательном порядке можно пройти обследование у независимого психиатра, для этого можно даже поехать в другой город.

Аутизм вылечить невозможно, так как у ребенка с самого начала были заложены нетипичные отклонения в головном мозге. Ребенку с особым развитием можно помогать тремя способами:

  • семейная терапия (проводится при помощи родных людей);
  • корректировка поведения под наблюдением специалиста;
  • оказание психологической, медицинской и педагогической помощи для адаптации.

Семейная терапия проводится в основном в домашних условиях, при этом необходимо учитывать все требования малыша, не стоит долго его утомлять или отвлекать его внимание от привычных для него игр с нетрадиционным материалом вода, песок или камни.

При этом надо как можно больше проводить время с ребенком, показывая определенные действия или демонстрируя наглядным примером. Как только малышу надоест ваше внимание, необходимо просто присутствовать рядом с ним, но не предпринимать никаких действий.

Если в семье есть еще детки их надо с самого начала приучать к тому, что у них особенный брат или сестричка и что с ним надо правильно играть или разговаривать.

После проведения каждодневной семейной терапии необходимо проконсультироваться с психиатром, чтоб он смог подсказать или скорректировать действия всех членов семьи.

Медикаментозное лечение необходимо лишь для того чтобы помочь малышу снять синдром гиперактивности, или же наоборот, чтобы взбодрить его. Часто прописывают нейролептики и конечно же витамин В6.

Иногда если ребенок трудно поддается адаптации и обучению, применяют атипичный нейролептик Рисполепт или Рисперидон , благодаря им у ребенка снижается гиперактивность , улучшается состояние, ускоряется курс обучения.

При этом ребенок не теряет своей индивидуальности и все также находится в своем мире. При этом качество его жизни значительно улучшается.

До начала лечения детки выглядят замкнутыми и подавленными, а вот после начала лечения становится понятно, что малышам легче в глазках читается заинтересованность.

Что ожидает родителей ребенка-аутиста

Проблема существует для того чтоб ее устранять, если же нельзя устранить надо поменять к ней отношение или вообще убрать слово проблема.

Конечно, каждой маме, да и папе очень приятны детские объятия и поцелуи в щечку с признанием в любви, но, если в семье растет особенный малыш тогда именно этих действий и поступков родители никогда не дождутся и не потому что ребенок не любит папу и маму, просто ему не понятно само это чувство.

Для аутистов довольно не приятны прикосновения не только чужих людей, но и родных.

Родителям не придется присутствовать на детских утренниках или на соревнованиях, кроме того у ребенка не будет выпускного, так как это ему все не интересно и для него большое количество людей – шок.

Но вместо этого, если родители постараются и прислушаются к советам врачей и тех, у кого есть детки-аутисты, они научаться быть счастливыми, живя в мире и ладу со своим ребенком-аутистом, а ведь это очень важно.

Для того, чтобы адаптировать малыша-аутиста в современной жизни конечно необходимо запастись огромным, просто невероятным терпением.

Прежде всего, надо слушать рекомендации врача и общаться с теми родителями, у которых есть уникальные дети. С такими крохами придется налаживать личный контакт , потихоньку на протяжении большого количества лет, а может и всей жизни приучать его к проведению определенных действий, в определенной последовательности.

Часто у аутистов затормаживается звук, но они воспринимают информацию для себя больше через зрительный контакт, поэтому надо обязательно запастись определенными табличками , на которых будут запечатлены действия, например как взять ложку, как ее поднести ко рту, или как держать карандаш.

Благодаря этим карточкам ребенок быстро поймет , что от него ожидают, и они в ближайшее время уже будут не нужны. Кроме карточек важно самим научится показывать какое-либо действие, здесь пригодится пантомима, чем лучше и понятнее будет показано действие, тем быстрее ребенок поймет его.

Показывая действие можно его озвучивать , например, брать карандаш и проговаривать «беру карандаш». Не стоит отчаиваться, если малыш не сразу начнет понимать звуковой смысл, главное он уловит действие.

Родителям нельзя отчаиваться, ведь ребенок здоров, просто он уникален. Стоит обязательно проследить за тем, к чему тянется малыш.

Практически все детки-аутисты проявляют гениальные способности в определенном направлении: красиво рисуют, мгновенно могут сложить, умножить или разделить цифры, запомнить огромное количество определенных фактов.

Если родители выберут правильный подход и будут особенно терпеливыми к своему малышу, тогда их ждет невероятный успех: ребенок начнет отзываться на свое имя, он даже сможет налаживать общение с небольшим количеством людей.

Существуют такие уникальные семьи, где к деткам–аутистам относятся с трепетом и уважением к его личному миру и пространству, на что малыш отвечает взаимоуважением и это многого стоит. На первый взгляд довольно трудно понять у кого в семье аутизм.

Этому особому состоянию посвящены даже уникальные передачи, в которых участвуют люди-аутисты, помогающие обычным людям разбить красивые сады или облагородить приусадебный участок.

Что характерно передачу ведет ведущий с (одна из разновидностей аутизма), а его помощники – это аутисты с различными разновидностями этого «заболевания».

Заключение для тех, кто воспитывает особенного ребенка

Правила существуют для того чтоб их нарушать, поэтому если ваш малыш – аутист не стоит никого слушать о том, что вы его неправильно воспитываете или делаете для него что-то не так.

Врач-психиатр, педиатр поможет восстановить ваше душевное настроение и помочь как можно ближе познакомить ребенка с окружающим миром.

Многие считают, что аутизм – это заболевание сродни , но они конечно же ошибаются, ведь если даунята – это дети солнца, то аутисты – это ОСОБЕННЫЕ детки, которые уже сами по себе гении, но только они никогда не будут требовать к себе внимания.

Аутисты – это уникальные люди, которые живут не по законам общества, они гораздо выше их. Такие люди ничего не замечают, им абсолютно все равно на правила поведения или на моральные принципы. Главным для них является покой и однообразность. Иногда они выходят за пределы своего мира для того чтоб создать шедевр, например в Америке молодой человек аутист по памяти воссоздал панораму Нью-Йорка на стене своей комнаты. Таких примеров множество, только для того чтоб малыш развивался к нему нужен правильный подход.

Если родители или вся семья будут действовать слаженно, тогда в доме будет не просто особенный ребенок, а всеми любимое чадо, которое когда-то в один прекрасный момент удивит вас своей, хоть и единственной, но способностью.

Никогда не стоит отчаиваться, ведь исправить можно все, пока человек жив.

Интересное

Высшее образование (Кардиология). Врач-кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики. Хорошо разбираюсь в диагностике и терапии заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Закончила академию (очно), за плечами большой опыт работ.

Специальность: Кардиолог, Терапевт, Врач функциональной диагностики.

Аутизм относится к одному из самых неблагоприятных диагнозов, которые могут быть поставлены ребёнку. Данный недуг выражается в том, что у пораженного им индивида нарушается способность адекватно познавать окружающий мир и те правила, по которым функционирует социум. Провоцирует подобные поведенческие дисфункции тот момент, что отдельные структуры мозга не могут должным образом взаимодействовать друг с другом.

Как следствие, это приводит к проблемам в межличностной коммуникации, отсутствию эмоциональной связи больного со своими родными и близкими, трудностям в овладении элементарными навыками, что касаются личной гигиены и быта. Индивид сосредоточен только на своей персоне, на собственных проблемах и трудностях, его мало беспокоит окружающая реальность, так как он живет в личном замкнутом мирке. В статье будет детально проанализировано понятие «аутизм», перечислены его причины и основные симптомы, а также приведенные эффективные методы лечения.

Под аутизмом в психиатрии принято понимать общее расстройство психического развития индивида, выраженное в сложности освоения коммуникативных навыков и взаимодействия с социумом. Людям, с подобным диагнозом, свойственна умственная отсталость, дисгармоничность в физическом и психическом развитии и повторяющееся, стереотипное поведение. По статистике аутизм чаще всего обнаруживается у детей, достигших 1-3 годов жизни. Точная этиология болезни не установлена, однако врачи сходятся во мнении, что главная причина – плохая наследственность.

Недуг может возникнуть и на фоне тяжелых органических нарушений в работе организма. Точный диагноз ставится после долгих и кропотливых месяцев наблюдения за этапами развития малыша. Лечебное воздействие предполагает комплексное воздействие фармацевтических средств и психотерапии поведения. Аутизм причисляют к наиболее распространенному заболеванию, влияющему на нормальность развития индивида.

Психологические исследования показали, что к подобной патологии в большей степени уязвимы мальчики, чем девочки. С каждым годом, как утверждают врачи, аутизма встречаются в их практике все чаще. В легкой форме он проявляется в виде сложности в установлении контактов больного с ближайшим окружением, частой сменой настроения и неконтролируемыми вспышками гнева. В тяжелое форме все вышеперечисленные симптомы отягощаются тяжелой генетической отягощенностью, которая практически не поддается психотерапевтическому воздействию.

Причины

По причинам возникновения аутизма написано множество научных работ, однако ученые, врачи и психологи так и не выявили точного фактора, провоцирующего этот недуг. Одно известно наверняка, риск его появления во многом обусловлен каким-либо нарушением мозговых структур. К ним относят:

  1. Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день данная теория является лидирующей среди тех, что пытаются объяснить причину недуга. Однако специалистами так и не были определены гены, что способствуют возникновению аутизма. К тому же ребёнок с подобной патологией развития может родиться и у родителей, чей анамнез не отягощен случаями заболевания.
  2. Наличие повреждения плода во время родов или в процессе пренатального развития . Причиной подобных дефектов выступают перенесенные матерью в период беременности болезни вирусной этиологии, как то корь, краснуха или ветрянка.
  3. Пагубное влияние на мозговые структуры таких тяжелых состояний, как туберкулезный склероз, ДЦП и другие аномалии хромосом.
  4. Значительное ожирение у будущей матери . Исследования показали, что женщины, страдающие избыточным весом, намного чаще рожают детей с аутизмом, чем роженицы с нормальным весом.
  5. Высокий возраст родительницы и недоношенность также считаются факторами, предрасполагающими к данной болезни.

В последнее время заметен значительный скачок распространения болезни. К причинам этого врачи относят ухудшающиеся экологические условия, а также влияние другие вредоносных факторов, как-то воздействие на организм будущей матери выхлопных газов, фенолов и некоторых продуктов, употребляемых нею в пищу. Причем перечисленные факторы действуют не напрямую, а опосредовано. То есть у плода может быть в наличии только предрасположенность к патологии, но изменение структуры генов происходит в самом чреве матери.

Симптоматика

По мнению психологов, первые тревожные звоночки, что ребёнок страдает аутизмом, могут проявиться в 3-4 месяца. Зачастую они остаются незамеченными папой и мамой малыша, так как необычности в поведении списываются на особенность возраста. Настоящая тревога за ребёнка проявляется только после его сравнения со сверстниками, которые значительно опережают чадо в своих умениях и навыках.

Подозрения в аутизме могут возникнуть при наличии у воспитанника таких странностей, как частые истерики и нелюбовь к социальному взаимодействию. Если в семью приходят гости, то малыш может прятаться или начинать плакать. Круг его интересов значительно ограничен. Ребёнок любит проводить время, просто уставившись в одно место, или постукивая по полу ладошкой. Это настораживает и пугает его родителей.

Важно понимать, что заболевания может дать о себе знать абсолютно внезапно. Начальные признаки с равным успехом появляются как у грудничка, так и дошкольника или подростка. Психологи убеждены, что при должном внимании папа с мамой способны определить наличие у чада аутизма с самих ранних лет. Малыш может не реагировать на улыбку матери или звук собственного имени, он мало двигается и неадекватно воспринимает сильные или неприятные раздражители – звук, ослепительный свет, голод.

Специалисты определили список симптомов, характерных для детей, страдающих аутизмом. К ним следует относить:

  1. Мимические движения, не вписывающиеся в актуальную ситуацию. Если говорить проще, то такой ребёнок может скривиться на улыбку или рассмеяться просто так, по неизвестной причине. В целом мимика у людей, страдающих аутизмом, очень бедная и порой их лица напоминают маску.
  2. Различные варианты задержек или нарушений речи. Чадо может без устали повторять одну фразу, меняя темп и громкость ее произнесения. Речь ребёнка никуда не направлена, без попыток донести ее до родителей более внятно и разборчиво. Среди таких детей нет тех, что переживают возраст «почемучек», так как они мало заинтересованы в тайнах окружающего мира. Способны на вопрос мамы или папы отвечать тем же вопросом. Психологи отмечают, что дети с аутизмом могут придавать одному слову сразу несколько значений. Например, «есть» для них будет означать: пить, горячее, сладкое, холодное. Если болезнь диагностирована вовремя, то к 2-3 годам с помощью психологов такому ребёнку удается овладеть нужным запасом слов, чтобы функционировать в обществе. В тяжелых случаях чадо может вовсе не владеть речью и будет общаться с помощью нечленораздельных звуков.
  3. Зацикленное повторение одних и тех же движений, не несущих никакого смысла. Сюда относится постукивания себя по голове, хлопки по коленям, кивание и мотание головой, поглаживания. В основное ребёнок использует их в ситуации, которую он воспринимает как тревожную или пугающую.
  4. Не умение поддерживать зрительный контакт и полное отсутствие заинтересованности в ближайшем окружении. Такие дети могут смотреть и не видеть человека, будто он – «пустое место». Их раздражают попытки родителей привлечь к себе внимание. С большей охотой они смотрят на рисунок обоев или комнатный цветок.
  5. Полное отсутствие чувства привязанности или ее чрезмерные проявления. Пораженный недугом рёбенок с равным успехом может никак не реагировать на свою маму, либо впадать в истерику, стоит ей отойти от него.
  6. Апатичное отношение к другим детям. Психологи убеждены, что индивиды с аутизмом воспринимают своих сверстников, как неживых объектов. Им не свойственно участие в коллективных играх. Такой ребёнок скорее просто будит сидеть в сторонке с игрушкой, никак не реагируя на попытки вовлечь его в общее веселье.
  7. Сосредоточенность на одном виде деятельности. Дети с этой болезнью могут часами катать машинку по полу, перебирать кубики или рисовать на листке одну черточку. Если попытаться отвлечь их от этого занятия, они могут начать плакать, кричать и даже укусить.
  8. Болезненная реакция на нарушение распорядка дня или изменения в интерьере. Родители могут заметить, что если резко сменить цвет штор в комнате или убрать в другое место любимую игрушку, то ребёнок тут же начинает кричать и впадать в глубокую истерику. Тоже касается и приема пищи или похода в туалет. Дети с аутизмом быстро привыкают к статичности, а ее изменения вызывают у них острую тревогу.
  9. Неконтролируемые акты агрессии. На любую неудачу или посягательство на личное пространство малыш может отреагировать самым жестоким образом. Это может выражаться в двух различных формах: агрессии, направленной на самого себя и гневе, направленного на стороннего человека.

Родители должны понимать, что каждый из описанных симптомов может проявляться в разной форме и с различной степенью интенсивности. Во многом это зависит от тяжести заболевания и мер, направленных на его устранение. Диагностику аутизма может проводить только квалифицированный специалист, либо созданная специально для этих целей медицинская комиссия. В ее состав должны входить такие врачи, как невролог и психиатр, а также психолог. Помимо этого приглашаются родители и воспитатели, если малыш посещает детское дошкольное учреждение.

Лечение

В странах Европы и США существует множество методик, направленных на адаптацию людей с аутизмом к нормальному функционированию в обществе. Некоторые из них переведены и приспособлены к особенностям детей, проживающих в нашей стране. К таким программам относятся «Игровое время», «Прикладной анализ поведения» и другие. Основная их цель состоит в обучении малыша различным поведенческим сценариям путем активного взаимодействия с ним. Их эффективность следует дополнять и индивидуальными занятиями в домашних условиях, которые будут проводить родители.

Индивидуальная коррекция детского аутизма осуществляется по таким рекомендациям:

  1. Выработка у малыша четкого распорядка дня.
  2. Интенсивная вербальная и невербальная коммуникация родителей с ребёнком.
  3. Частое и методичное повторение тех моделей поведения, которые нужно закрепить.
  4. Чаду противопоказана резкая смена обстановки и привычного уклада дня.
  5. Запрещено кричать и ругать малыша. Проявляйте больше ласки и заботы.
  6. Регулярная совместная гимнастика снизит уровень стресса у ребёнка и повысит его физическую выносливость.

Напоследок хочется сказать, что аутизм – это неизлечимое заболевание, чьи симптомы можно купировать на время, но избавиться от них навсегда невозможно. Родители должны проявляться максимум внимания к малышу и постараться адаптировать его к обществу. Сделать это помогут квалифицированные психологи и психотерапевты.

– это психическое и моторное расстройство развития, проявляющееся ненормальным социальным взаимодействием. Типична с нарушенными коммуникативными способностями.

Расстройство обычно на 3-м году жизни ребенка. Это серьезное нарушение умственного развития.

Почему рождаются аутисты: причины возникновения

Причины аутизма до сих пор доподлинно не известны. Считается, что это наследственное нарушение некоторых функций мозга, при котором расстройство происходит на нейробиологической основе. Роль играют генетические факторы. Учитываются некоторые инфекционные заболевания, химические процессы в мозге.

Современная теория предполагает, что для развития аутизма нужна комбинация нескольких факторов. Некоторые эксперты предполагают, что дети с расстройством рождаются с предпосылкой для его развития. Признаки аутизма полностью проявляются при ряде состояний, среди которых:

  • недоношенность детей;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • раннее лечение антибиотиками;
  • расстройства иммунной системы;
  • плохая переносимость казеина молочного белка и др.

На сегодняшний день ни одна теория не подтверждена.

Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Аутизм или РАС () — что это значит и кто такие аутисты простыми словами:

Как проявляется в зависимости от возраста

Здоровый, хорошо развивающийся ребенок начинает «агукать» около 12-месячного возраста. В это время появляется жестикуляция, протягивание рук. Подражание другим людям развивается около 15-го месяца жизни, произношение первых слов – до 16-го месяца, использование фраз – до 24-летнего возраста.

2 месяца – 1 год

Симптомы синдрома аутизма у младенцев:

  1. 2 мес . Необъяснимый плач.
  2. 6 мес . Меньшая активность, требовательность в сравнении с другими детьми. Иногда дети крайне раздражительны, не ищут зрительного контакта, не требуют социального взаимодействия.
  3. 8 мес . Необычные звуки (напр., визг), отсутствие имитации звуков, жестов, выражений лица. Ребенка трудно успокоить. Около 1/3 детей замкнуты, отказываются от общения. Еще 1/3 детей принимает общение, но отвечает слабо. В состоянии бодрствования могут преобладать повторяющиеся движения тела.
  4. 12 мес . Могут появиться первые слова, не используемые осмысленно. Типичен громкий, необъяснимый плач. Дружелюбность часто снижается при появлении способности ходить, ползать. Проблемы с отлучением от груди отсутствуют.

Ребенку 2 года

Возникает, если ребенок не реагирует на свое имя, выражается криками. Типичный признак – поздняя или странная речь. Другие проявления включают неадекватный ответ на стимулы. Может создаваться впечатление глухоты. Отсутствует зрительный контакт. Ребенок не указывает на вещи, не махает на прощание.

Возраст 3 года

Сочетание слов в одном предложении очень редкое. Дети повторяют фразы, но не используют творческий язык. Имеют особый ритм, тон, акцент. Плохая артикуляция встречается примерно у 50% детей, использующих речь, более 50% не используют язык осмысленно. Ребенок берет родителей за руку, ведет их к предметам. Он ходит в известные места, требует определенный предмет.

Ребенку 4 года

Редко творчески сочетаются 2-3 слова. Сохраняется , иногда используемая в общении. Типична имитация телевизионной рекламы. Присутствует способность выражать желание.

Ребенку 5 лет

Ребенок не понимает, не выражает абстрактные термины (время). Не поддерживает разговор. Неправильно использует личные местоимения. Сохраняется эхолалия. Вопросы задает редко. Часто встречается ненормальная высота и ритм голоса.

Признаки аутизма у подростков и взрослых

Проявляется словесными автоматизмами. Человек постоянно повторяет одни и те же фразы, вопросы, на которые либо отвечает сам, либо требует ответа от окружающих. Аутисты часто повторяют слова, сказанные другим человеком, выполняют (раскачивание, перемещение вперед-назад по комнате). Другие характерные черты – сниженное воображение, стереотип интересов. Человек мало понимает символы, абстракцию, у него отсутствует эмпатия, спонтанность поведения (поведение механическое). Интеллект может не нарушаться.

Расстройство имеет бесконечное количество вариаций, его проявления в старшем возрасте – не константа, описанные симптомы – общие.

Распознать аутистов можно по неизменным процедурам. Для них предпочтительна стабильная окружающая среда, люди; изменения переносятся отрицательно. Часто используются повторяющиеся движения, называемые самостимуляцией. Человек может покачиваться, двигать руками, ногами, включать или выключать свет, часами выстраивать предметы в ряд. Нарушение этого ряда посторонним человеком воспринимается агрессивно.

Расстройства аутичного спектра – признаки и разница между симптомами

Согласно ВОЗ (РАС) делятся на 3 категории:

  1. Классический аутизм (проявления описаны выше).
  2. . Некоторые области развития не настолько нарушены, как у людей с классическим типом расстройства. Речь может идти о лучших социальных, коммуникативных навыках, отсутствии стереотипных интересов.
  3. . Имеет много общих черт с классическим типом, в частности, присутствуют социальные, коммуникативные проблемы. Но этот синдром характеризуется меньшими речевыми проблемами, отсутствием умственной отсталости.

В каком возрасте полностью формируется аутизм?

Все РАС диагностируются на основе поведенческих проявлений. Они проявляются либо в младенчестве, либо в раннем возрасте (до 3 лет). Нарушение определенных функций мозга приводит к нарушению способности правильно оценить информацию (сенсорную, языковую). Расстройство, провоцируемое внешними факторами, может проявиться позже.

Виды аутизма

Распределение на функциональном уровне:

  1. Высокофункциональный тип . Средний или выше среднего интеллект, слегка нарушенные коммуникативные способности, способность интегрироваться в общество.
  2. Умеренно функциональный тип . Умеренная или средне-тяжелая умственная отсталость с нарушенным речевым компонентом. Более выраженные стереотипные проявления.
  3. Низко функциональный тип . Тяжелая, глубокая умственная отсталость, отсталость речи. Стереотипные, повторяющиеся формы поведения, отсутствие социальных контактов.

Классификация с точки зрения личностных черт:

  1. Одинокий тип . Отсутствие интереса к другим людям, избегание общества, физического контакта.
  2. Пассивный тип . Отсутствие спонтанности, беспокойство в соответствующих ситуациях. Принятие физического контакта имеется.
  3. Активный тип . Поиск компании, установление контакта, но неподходящим образом. Типичен недостаток эмпатии.
  4. Формальный тип . Строгое соблюдение социальных правил, важность ритуалов, странность поведения.

Диагностика

РАС диагностируется на основе поведенческих проявлений независимо от причины развития.

Первые меры – психологическое и психиатрическое обследование. Их цель – подтверждение или исключение РАС.

Исследуется связь между аутизмом и другими соматическими, генетическими заболеваниями.

Исследуется также ЦНС.

Решение проблем в социализации, эмоциональной сфере и обществе

Способы общения, обучения, работы с аутистами индивидуальны. Для минимизации проблем в повседневной жизни им нужна предсказуемость, регулярность обыденной деятельности. Непредсказуемые события, внезапные изменения, характерные для социума, – это стрессоры, приводящие к беспокойству, усугублению проблемного поведения, неожиданным проявлениям, часто шокирующим или раздражающим окружение.

Людям с аутизмом больше, чем другим, нужны логические причины для ведения деятельности. Эффективна осмысленная мотивация. Потеря мотивации уменьшает способность аутистов концентрироваться, продолжать выполнение задачи. Это – частая проблема в рабочей среде.

Исследование аутизма выявили 2 основных типа изоляции при этом расстройстве.

Социальная изоляция

Она вызвана ощущением недостаточной занятости, отсутствием достаточно важной роли в социальной группе. Социальная изоляция может исходить из избегания социального контакта, возникнуть в результате внезапного расставания с близким человеком. Этот тип изоляции создает проблемы почти во всех сферах жизни – личной, рабочей.

Эмоциональная изоляция

Этот тип изоляции может привести к депрессии, другим психическим проблемам. Эмоциональная изоляция – это результат отсутствия близких отношений, исходящего из предыдущего типа изоляции.

Эффективные методы, способствующие развитию детей, поддержке взрослых, – структурированное обучение, визуализация информации. Для связи используются различные альтернативные системы – изображения, пиктограммы, упрощенное общение и т.д.

ABA-терапия

У людей с РАС используются терапевтические подходы, основанные на поведенческой терапии. Один из них – прикладной поведенческий анализ (Applied behavior analysis – ABA), включающий тренировку нового поведения с устранением проблемных моментов. Как правило, с одним человеком специалист работает по 5-8 часов в день. Несмотря на очевидную функциональность, для большинства людей этот метод не реалистичен ввиду временной и персональной требовательности.

Лечение стволовыми клетками

Комбинированная трансплантация UCBSC и UCMSC основана на недавно обнаруженном патогенезе спектра РАС – гипоперфузии головного мозга, нарушении регуляции иммунитета. Исследования показывают, что область мозга, пораженная гипоперфузией, коррелирует с частями мозга, отвечающими за деятельность, нарушающуюся при расстройстве. Наблюдалось, что трансплантация UCBSC вызывает неоваскуляризацию (образование новых сосудов), приводит к функциональному улучшению.

Карты

Фотографии в дневниках, слова, изображения, размещенные по дому для глобального чтения.

Многие дети отвечают на визуальное общение, стимулы. Хотя общение с помощью карт может не восприняться с первого раза, изображения часто становятся источником понимания, безопасности, спокойствия в будущем.

Протокол Немечека

Наблюдения д-ра Немечека говорят о том, что люди с аутизмом не способны переваривать глютен и казеин, поэтому для них целесообразна безглютеновая, не содержащая казеин диета. Также протокол Немечека включает применение инулина при РАС.

Игры, программы для аутистов

  1. Игра со сверстниками . Каждый ребенок для развития требует общения со сверстниками.
  2. Притворная игра . Эта игра подходит для пациентов с синдромом Аспергера или для аутистов с высоким IQ. Притворная игра развивает воображение, общение, эмоции.
  3. Настольные игры . Игры, основанные на логическом, конкретном мышлении хорошо воспринимаются детьми.
  4. Коллективные игры . Коллективная игра аутистам дается с большим трудом. Врач должен знать об индивидуальных способностях ребенка, находить правильный тип мотивации, выбирать необходимую степень структурирования, визуальной поддержки.

Истории реальных людей

Для большей наглядности проблемы ознакомьтесь с историями аутистов.

Я получила диагноз в 7 лет, когда врач отправил нас в психиатрию, а оттуда – на диагностику. Родители почувствовали облегчение, т.к. наконец поняли мое странное поведение.

После сложного поступления в школу, начались проблемы. Родителей вызывали почти каждый день. Был случай, когда их просили забрать меня из столовой – я 2 часа «исследовала» фрикадельки, ни учителя, ни техперсонал не смогли оторвать меня от этого занятия….

Елена, 25 лет

Много раз в жизни я думала, что «не такая, как все». Я везде чувствовала себя по-другому, не зная, почему. Я не понимала мир. В школе надо мной смеялись, трудно было найти человека, который бы понял, что я чувствовала, кто мог бы помочь… В 15 лет я пыталась покончить жизнь самоубийством. Некоторое время я провела в психиатрической больнице. Многие люди пытались мне помочь. Но я не смога объяснить им свои чувства.

Марта, 18 лет

Как они себе ощущают

Как чувствуют себя сами аутисты? Ответить на этот вопрос могут лишь люди, которым это состояние известно непосредственно.

У меня всегда была причина не любить себя. Я всегда чувствовал вину за что-то. Во взрослом возрасте я испытывал неудобства, непонимание на работе (я был слишком точным, медленным, тихим, не паниковал вместе с коллегами…). Я был другим.

Я боролся, доказывая свою полноценность. Но что это дало? Я был унижен, разрушен, раздавлен, без уверенности в себе… И это всего лишь несколько слов, описывающих крошечную часть моей жизни.

Павел, 30 лет

Есть много людей, ничего не знающих об аутизме, игнорирующих аргументы. Например, на этой неделе я узнала, что не могу быть аутистом (несмотря на постановленный диагноз), поскольку способна публично выразить мнение, представить себя, правильно ответить на вопросы… И что еще хуже, я знаю, где поставить смайлик! Какая катастрофа, а? К тому же, я понимаю и даже использую иронию! По некоторым данным, я ничего не знаю об аутизме. Конечно, у меня «лишь» 18-летний опыт на собственной шкуре! Но согласно ряду комментариев, я не могу ничего знать о РАС, т.к. я не аутист. И все только потому, что я способна выжить в джунглях, которые вы называете обычным миром.

Анна, 23 года

Как видят мир аутисты:

Мифы и факты

Ввиду недостаточной осведомленности о природе расстройства, об нем ходит много мифов. Рассмотрим и опровергнем некоторых из них.

Миф: дети с аутизмом не идут на контакт

Большинство аутистов имеют физический контакт с родителями, выражают свои позитивные чувства (садятся на колени, обнимают). Они чувствуют тревогу разлуки, могут чрезмерно привязываться к одному из родителей.

Миф: аутисты не интересуются дружбой

Аутисты хотят дружить, но они не знают, как построить дружбу, как ее сохранить. Часто контакт навязывается неподходящими способами. Иные интересы, средства коммуникации исключают их из команды сверстников. В попытках привлечь внимание, они ведут себя социально неадекватно, или их социальная наивность под картиной дружбы оскорбляет сверстников.

Миф: аутисты не навязывают зрительный контакт

У многих аутистов имеется зрительный контакт. Для диагностики важно качество зрительного контакта. Многие подростки или взрослые, страдающие аутизмом, говорят, что научились использовать зрительный контакт, но он неестественный для них.

Миф: аутизм – очень редкое расстройство

Частота РАС в популяции оценивается в 1%. Эта высокая цифра ясно показывает, что аутизм – это актуальная медицинская и социальная проблема, требующая решения.

Миф: все аутисты – гении

РАС связаны с умственными отклонениями примерно в 50% случаев. Гениальные способности у аутистов могут возникать, но редко.

Недавно в лечении аутизма были сделаны новые шаги. Ученые исследуют положительное влияние декомпрессионных камер на состояние аутистов. У детей, закрытых на 40 часов в декомпрессионных камерах, ученые обнаружили улучшения в восприятии, зрительном контакте, общении с окружающими людьми. Но пока неизвестно, не имеет ли место лишь временный эффект.

Известные люди с аутизмом:

Аутизм не лечится. Это пожизненное неврологическое расстройство. Последствия аутизма (проблемное поведение, причинение себе вреда и т.д.) можно смягчить путем правильного отношения, специального образования. Существует специальная педагогическая помощь с использованием методологии когнитивно-поведенческой терапии (сочетание когнитивной и поведенческой психотерапии).

Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они становятся ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становясь экспертами в этой области. Наиболее важный правильный подход, терпение, уважение, понимание со стороны внешнего мира.

В этой статье будет рассматриваться вопрос что такое аутизм (в детском возрасте) и что это за болезнь. Он может выступать как самостоятельное заболевание, которое возникает в первые несколько лет жизни ребенка, или же быть одним из симптомов серьезной психической патологии человека, например, шизофрении.

Аутизм – это психическое расстройство, при котором нарушаются общение и отношения с другими людьми, а также восприятие и понимание окружающего мира.

Название болезни происходит от слова латинского происхождения autos – "сам". Поэтому, говоря простыми словами, аутизм – это «жизнь в себе».

Считается, что у детей аутизм возникает вследствие нарушения нормального функционирования головного мозга. Ребенок при этом замкнут в себе, живет в собственном «уютном» мире, не хочет вступать в активный контакт с окружающими близкими и незнакомыми людьми, повторяет одинаковые действия или неукоснительно следует своим правилам.

Сейчас все заболевания и состояния, ведущей симптоматикой которых являются признаки аутизма, объединены в термин «расстройства аутистического спектра» (РАС).

Виды РАС:

  • Ранний детский аутизм (РДА) – синдром Каннера.
  • Гиперактивное нарушение, комбинирующееся с умственной отсталостью различной степени и типичными двигательными стереотипиями.
  • Синдром Ретта.
  • Атипичный аутизм.
  • Синдром Аспергера.
  • Иные дезинтегративные нарушения в детском возрасте.

Некоторые факты об аутизме:

  • Заболевание считается неизлечимым.
  • Раннее диагностирование, применение постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации позволяет существенно повысить шансы ребенка на успешную социальную адаптацию в будущем.
  • Детский аутизм – это достаточно актуальная проблема в связи с отмечающимся ростом частоты этой патологии.
  • Распространенность такого заболевания составляет от 3 до 30 и более случаев на 10 тыс. детского населения.
  • При этом чаще болеют мальчики.
  • Развиваться аутизм начинает обычно еще в раннем детском возрасте.

Окончательный диагноз часто устанавливается уже к 2–3 годам жизни. Однако некоторые разновидности РАС (дезинтегративные расстройства или атипичный аутизм) могут манифестировать и в более позднем детском или даже подростковом возрасте.

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

На сегодняшний день все еще остаются до конца невыясненными этиология и механизмы развития этой патологии. Самыми достоверными причинами развития аутизма считаются различные генетические нарушения.

Наиболее распространенным и научно подтвержденным является утверждение о том, что аутизм – это болезнь наследственного происхождения. При этом пусковыми факторами начала развития заболевания могут быть возрастные кризы у ребенка, различные стрессовые ситуации (травмы, операции, инфекционная патология и т. п.).

Возможно формирование аутизма при различных хромосомных или обменных аномалиях, соматических заболеваниях. Часто аутизм диагностируется у больных с синдромами Дауна, Мартина–Белл, фенилкетонурией и т. д.

Существует также теория негативного тератогенного воздействия на ЦНС плода во время беременности под влиянием различных повреждающих факторов. К таким факторам относятся, например, алкоголь, некоторые лекарственные препараты, наркотические вещества, радиация, внутриутробные инфекции и т. п.

Существует распространенное мнение о влиянии на развитие аутизма внешних факторов, таких как вакцинация или определенные продукты питания. Эта теория в настоящее время не доказана специалистами. Если же изменения в поведении ребенка начались после вакцинации, то это является показателем наличия расстройств, которые ранее себя не проявляли. Прививка в таком случае может быть пусковым фактором, а не причинным.

СИМПТОМЫ

Несмотря на разнообразие форм аутизма, для них всех свойственны определенные общие черты.

Истинный аутизм обычно начинается еще в очень раннем детстве. В значительном числе случаев он проявляется уже в возрасте до 2–2,5 лет.

Если же признаки аутизма впервые появились после 6-7 лет, то в таком случае они обычно являются проявлением более серьезного психического заболевания.

Общая характеристика типичного аутистического поведения:

  • Глубокое нарушение социального контакта.
  • Расстройство общения (коммуникации) с окружающими людьми.
  • Выявляются серьезные нарушения речи, познавательной функции.
  • Страдают и невербальные функции общения: мимика, интонация голоса, жесты и т. д.
  • Кругозор резко уменьшается.
  • Характерно появление монотонной стереотипной (повторяющейся) деятельности.
  • Возникновение двигательных расстройств.
  • Интеллект у значительного большинства детей с аутизмом понижен.
  • Физическое развитие находится в пределах нормы.
  • У детей с аутизмом часто выявляются признаки деструктивного поведения – агрессия, самоповреждение, негативизм, крики и т. д.

Все симптомы, характерные для аутизма, можно разделить на несколько групп, характеризующие те или иные специфические отклонения психического развития при этом заболевании.

Первые признаки аутизма могут выявляться еще у грудничков.

Симптомы аутизма в младенческом возрасте:

  • Обычно появляются проблемы с кормлением: малыш может отказываться от груди, неохотно сосет или же, напротив, плохо насыщается и "висит" на ней.
  • Аппетит бывает плохим или же избирательным: отказ от определенных продуктов, к примеру, мяса или молока.
  • Возникают частые нарушения функционирования ЖКТ: запоры, жидкий стул, срыгивания или даже рвота.
  • Характерны расстройства сна: малышу никак не удается заснуть ночью, при этом он спит днем. Сон часто становится беспокойным или наступает сонливость. Иногда такие дети могут долго находиться в состоянии бодрствования в своей кроватке, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства.
  • Реакция на внешние раздражители бывает разнообразной: от испуга и страха на тихие звуки до абсолютно полного безразличия на достаточно сильные воздействия.
  • Такие же противоречивые реакции часто наблюдаются и на воздействие дискомфорта (голод, мокрый подгузник и т. п.).

По мере взросления ребенка симптомы аутизма прогрессируют, а нарушения взаимоотношений с окружающими и погруженность ребенка в собственный внутренний мир становятся все заметнее.

Расстройства социального контакта:

  • Ребенок обычно не проявляет никакой реакции при виде матери, на произнесенное свое имя или речь, направленную к нему.
  • Улыбка малыша часто обращена в пространство, при этом очень трудно зафиксировать его взгляд или как-то привлечь внимание.
  • Зрительный контакт достаточно сложно установить и в будущем – ребенок прячет глаза, постоянно отводит взгляд.
  • Часто ребенка больше интересуют предметы, а не окружающие люди.
  • Общение такого малыша с близкими также имеет свои странности: он достаточно поздно начинает выделять мать или же по-прежнему не обращает на нее внимания. С течением времени такое безразличие часто сменяется патологической привязанностью к матери.
  • Отношение к незнакомым людям бывает различным. Может выявляться гиперобщительность вплоть до навязчивости или же, наоборот, ребенок не обращает никакого внимания на посторонних людей, а при попытке контакта с их стороны у него появляется страх и паника.
  • Взаимоотношения со сверстниками также необычные: ребенка интересует то, чем заняты другие дети, однако он не способен принять активное участие в их играх.

У такого ребенка часто присутствует извращенное восприятие эмоционального переживания близкого человека. Так, например, он может реагировать смехом на слезы матери или же вообще игнорировать это.

Может наблюдаться неадекватное и нетипичное поведение малыша на прогулках, в общественных местах или детском саду и т. д.

Нарушения общения (коммуникации):

  • Гуление и лепет проявляются гораздо позже, чем у сверстников, или вообще отсутствуют.
  • Лепет не является обращенным к матери, в нем не происходит повторения услышанных слогов или слов.
  • Речь, как правило, монотонная, не ритмичная, достаточно быстрая или, наоборот, замедленная. Слова часто не связаны между собой. Нередко ребенок придумывает свои названия предметам.
  • В построении речи такие дети долго не используют местоимение «я», говоря о себе во втором или третьем лице.
  • Характерным является отсутствие построения своих словосочетаний и фраз. Для общения применяются "шаблонные" фразы, которые были услышаны раннее и заучены.
  • Для малыша трудно освоить выражение утверждения и согласия. Вместо этого он обычно повторяет обращенный к нему вопрос.
  • Иногда ребенок разговаривает грамматически и лексически правильно, однако при этом не способен к диалогу.

У многих таких детей речевая функция вообще не формируется или же это происходит с большим запозданием. Часто ребенок говорит на «своем» языке с произношением непонятных, сложных и редких слов.

Стереотипии и ритуалы:

  • Ребенок негативно и панически переносит любые изменения в окружающей обстановке или в укладе жизни (другое питание, одежда, предметы интерьера, ухода и т. д.).
  • Характерно внесение малышом большого разнообразия своеобразных ритуалов и требование строгого их соблюдения. К примеру, спать только в синей пижаме или читать на ночь исключительно определенные книги.
  • Двигательные стереотипии проявляются в частом и ритмичном воспроизведении определенных движений (взмахи руками, ногами, головой, покачивания, хлопки, кружения, постукивания и т. д.). Также такие стереотипии могут появляться спонтанно и при стрессовых для ребенка ситуациях.
  • Игровые стереотипии проявляются в пристрастии к манипулятивным действиям, без развития сюжетной игры. Например, длительно переливать воду из одной емкости в другую или пересыпать крупу, песок и т. п.
  • Ребенок болен на аутизм может часами расставлять любые предметы или игрушки в прямую линию, а также сортировать их по форме, определенному цвету или размеру.
  • Характерным является возникновение интереса к так называемым нефункциональным деталям окружающих предметов (окраска, запах, свойства поверхности и т. п.).
  • Многие дети любят, когда им читают вслух. Однако при этом требуют, чтобы не было пропущено ни одно слово, даже номер страницы или оглавление.

У ребенка зачастую можно обнаружить отличный музыкальный слух, который проявляется любовью к музыке. Он очень внимательно ее слушает, правильно угадывает мелодии, танцует под них. Однако такая "любовь" часто носит избирательный характер – некоторые музыкальные произведения вызывают у такого ребенка страх, который заставляет его разворачиваться спиной к источнику звука и покидать комнату.

У таких детей могут присутствовать необоснованные страхи (шум работающих бытовых приборов, громкий звук) или, наоборот, полное их отсутствие – ребенок безбоязненно ходит по краю, например, стола, ныряет и т. п.

Важно отметить, что никакой признак такой болезни не является патогномоничным. Вышеперечисленные симптомы в той или иной мере могут встречаться и у совершенно здоровых детей или при других заболеваниях.

ВЫЯВЛЕНИЕ АУТИЗМА

Поражение аутизмом выявляется на основании анализа поведения ребенка. При этом производится наблюдение за ним на протяжении определенного периода времени родителями, педиатром, психологом, психиатром, неврологом, логопедом.

Учитывая большое количество симптомов болезни, для облегчения процесса наблюдения и систематизации полученных данных в диагностике аутизма используются различные опросники, анкеты, тесты и т. п. Акцент в подобных исследованиях делается на выявление характерной триады аутистичных расстройств: недостатка социального контакта и взаимной коммуникации, а также стереотипности поведения с ограниченным кругом интересов.

При появлении особенностей поведения, характерных для аутизма, необходимо исключить другие заболевания и состояния, которые могут их обуславливать: умственная отсталость, нарушения слуха и речевого развития и т. д.

ОСНОВЫ ТЕРАПИИ АУТИЗМА

Специфического лечения аутизма не существует.

Главную роль в успешной коррекции аутистического поведения играет семья. Именно активные занятия ребенка с родителями, их внимание, любовь и забота могут в значительной мере повлиять на его состояние и адаптировать к будущей самостоятельной жизни.

Нет единой универсальной методики коррекции и обучения детей с аутизмом. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. К сожалению, только путем проб и ошибок каждому ребенку подбирается своя, индивидуальная программа.

Медикаментозно лечить заболевание аутизм следует при наличии симптоматики, требующей такого вмешательства (судорожные припадки, гиперактивность, выраженная агрессия и т. п.). С этой целью применяются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, иминостильбены, ноотропы, средства для улучшения кровообращения в головном мозге, витаминные комплексы.

Основополагающим направлением в терапии аутичных расстройств является коррекция различных аспектов жизнедеятельности ребенка (поведенческого, образовательного, социального и т. п.). Считается, что именно поведенческая терапия является основным подходом в лечении аутизма, которое должно быть направлено на коррекцию и обучение социальным и бытовым навыкам, речи, поведению.

Хорошие результаты показывают применение в лечении аутизма музыки, рисования, лепки, игротерапии, логоритмики, общения с животными (лошадьми и дельфинами).

Существующие альтернативные методы лечения аутизма (бесказеиновая диета, хелирование и т. д.) в настоящее время не имеют под собой никакой доказательной базы, а в некоторых случаях могут быть и вредны.

Следует помнить, что за болезнью аутизм стоят серьезные нарушения социальных и эмоциональных контактов с обществом. Без специализированной помощи и медико-психологического сопровождения более чем в 70% случаев возникает инвалидность. Теперь вы знаете, что это за болезнь аутизм, и можете лучше установить контакт с ребенком.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter