Человек и его жизнь.

I. ВВЕДЕНИЕ

О судьбе написано много книг, ей посвящены легенды, мифы, философские трактаты, а также многочисленные пословицы и поговорки. Читая «народную мудрость», можно узнать отношение людей к вопросу о судьбе. Давайте обратимся к некоторым из них.

1. Пословицы и поговорки о судьбе (из словаря Даля)

  • Кому что на роду написано./ Видно, судьба такая.
  • Знать, уж так суждено. / Так рок судил.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Что будет, то будет, того не минуешь.
  • Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст.
  • Где беде быть, там ее не миновать. / Коли быть беде, то ее не минуешь.
  • От судьбы не уйдешь. / Никто от своего року не уйдет.
  • Кому сгореть, тот не утонет.
  • Солдату умереть в поле, матросу в море.
  • Судьба придет - по рукам свяжет.
  • Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет.
  • Бойся не бойся, а року не миновать.

2. Определение терминов
Под судьбой (роком) подразумевается предопределённое стечение обстоятельств, которых ни при каких условиях ни изменить, ни избежать невозможно.
Ярким примером таких представлений о жизни и о судьбе является древнегреческая философия, нашедшая своё выражение в древнегреческой литературе. Например, легенда о царе Эдипе, о котором Оракул предсказал, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Пытаясь бежать от судьбы, Эдип с точностью до малейших деталей исполнил всё предречённое о нём.
Говоря о судьбе, нельзя избежать таких понятий, как фортуна (удача) и случай , которые непосредственно влияют на судьбу человека. Тогда как же быть: если удача и случай влияют на судьбу, то о каком предопределении может идти речь? Если же случай и удача являются запланированными звеньями в предопределённой судьбе человека, то это уже не случай и не удача, а закономерности.
Однако оставим пустые философствования и обратимся к Библии - Божьему Слову - для рассмотрения вопроса о судьбе.



II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К СУДЬБЕ И УДАЧЕ

Исаия 65:11-12 «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени , - вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне ».

Обратите внимание, что Мени (Meni) = Судьба, бог удачи, и Гад (Gad) = Фортуна, судьба, бог удачи. Гад и Мени - это два сирийских божества.

Приведённый выше Библейский отрывок явно свидетельствует, что вера в судьбу и удачу - это то же самое, что идолослужение, и противно в очах Божьих.

Интересно то, что данный стих существует не случайно. Это не просто предупреждение Божьего народа, а открытое обличение: дело в том, что среди израильского народа действительно были люди, поклоняющиеся языческим божествам, и в том числе богу судьбы и удачи. Эту традицию евреи переняли не только у живущих по соседству языческих народов, но и от своих предков-язычников:

1. Пример Лии (жены Иакова).
Бытие 30:9-11 «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену. И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад ».
Обратите внимание на имя, которое она дала своему сыну: Гад. Значение этого имени не просто «прибавилось», а «привалило» (удача привалила). Нет сомнения, что сын был назван ею в честь бога удачи.

2. Географические названия:

  • Ваал-Гад: И. Навин 11:17 «…от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил ». Также прочтите И. Навин 12:7 и И. Навин 13:5.
  • Мигдал-Гад: И. Навин 15:37 .


3. Еврейские имена:

  • Гаддиил из колена Завулонова (Числа 13:11 );
  • Гаддий из колена Иосифова от Манассии (Числа 13:12 ).


III. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК ХОЗЯИНОМ СВОЕЙ СУДЬБЫ?

1. Откуда появилась идея о предопределённой судьбе?
Откуда же взялось понятие о судьбе и о том, что она уже предопределена? Многие отвечают на этот вопрос следующим образом:
- от бессилия перед обстоятельствами, которые нельзя контролировать;
- от лени или неудач, которые удобно списывать на судьбу;
- от шаманов и гадалок, чьи прорицания сбылись;

Как же мы ответим на этот вопрос? Дело в том, что Господь Бог, будучи творцом неба и земли, всего видимого и невидимого, является Богом всезнающим и всевидящим. Он знает каждого человека, когда-либо рождённого на земле. Ему известны не только наши поступки, но и мысли. Он видит и знает как наше прошлое, так и наше будущее.
Он также знает, кто изберёт спасение через веру в Иисуса Христа, а кто - нет: Матфея 7:13-14 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ». Тем не менее, Он дал этот шанс спасения тем, кто им воспользуется.

2. Предопределение и свободная воля человека
Господь дал человеку свободную волю, чтобы человек выбрал свою судьбу. Мы не выбираем где и когда родиться, но мы имеем власть выбрать, где мы проведём вечность: с Богом (в раю) или без Бога (в Аду).
Разумеется, родители и ближайшее окружение человека (школа, друзья, коллеги) влияют на выбор человека, зачастую играя в принятии его решений немаловажную роль. Однако каждый сам принимает это решение, и сам будет за него нести ответственность (пожинать плоды) в вечности.
Но это не означает, что Бог предопределил судьбу. Каждый из нас сам предопределяет свою судьбу посредством своих решений и поступков в течение жизни.

3. Судьба и предназначение
Вопрос о судьбе тесно переплетён с вопросом о предназначении.
Предназначение человека определил Сам Творец: Деяния 17:26-27 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас ».
Мы видим, что предназначение у всех людей одно и то же - искать и найти Бога. Но все ли ищут? Все ли находят? Нет, не все находят, потому что не все ищут: Римлянам 3:10-11 «…как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога ».
Если бы существовала судьба, предопределяющая жизнь человека, то Господь не произнёс таких слов. Почему так? Да потому что если мы предназначены к поиску Бога, то в этом - наша судьба. А раз наша судьба заключена в том, чтобы искать и найти Бога, то почему же Господь с сожалением констатирует факт, что «никто не ищет Бога»? Стало быть человек сам выбирает свою судьбу: он сам решает, исполнить своё предназначение (данное ему Творцом) или нет.

4. Законы, с которыми нельзя не считаться
Мы живём в материальном мире, где всё управляется физическими законами, или, так называемыми, законами природы. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что ожидает человека, отважившегося выпрыгнуть с 30-го этажа без парашюта. Нам хорошо известно, что по закону всемирного тяготения (всё таки с гравитацией не поспоришь!) он полетит вниз и разобьётся. Законы, подобные закону всемирного тяготения, существуют независимо от нас, и нам, хотим мы этого или нет, приходится с ними считаться.
Аналогичным образом существуют моральные и духовные законы. Наша жизнь напрямую зависит от того, соблюдаем мы их или нет. Таким образом, если говорить о судьбе в рамках законов, с которыми нельзя не считаться, то нужно упомянуть золотое правило: «Что посеешь, то пожнёшь» (Галатам 6:7 ).

Библейские примеры применения этого закона на практике:

  • Матфея 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ».
  • Иов 4:8-9 «Как я видал, то оравшие [вспахивавшие] нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают ».
  • Притчи 1:29-33 «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла ».
  • Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления ».
  • Притчи 11:18 «Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду - награда верная ».
  • Осия 8:7а «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю ».
  • Осия 10:12-13 «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих ».
  • Притча о богаче и Лазаре: Лука 16:25 «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь ».
  • Римлянам 2:5-8 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев ».
  • Галатам 6:7-8 «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт : сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ».

Итак, при каком условии вера в судьбу не повредит нашей душе и не будет способствовать нашей погибели? В том случае если наши верования и убеждения в вопросе о судьбе не будут противоречить Библейскому учению. А Библейское учение заключается в том, что человек грешен, и «возмездие за грех - смерть » (Римлянам 6:23 ). Но Господь Бог (сотворивший человека по Своему образу и подобию) настолько возлюбил Своё творение, что дал каждому из нас шанс избежать этого страшного наказания в Аду. Он Сам принёс Себя в жертву за наши грехи, чтобы тот, кто примет эту заместительную жертву Христа, обрёл спасение и жизнь вечную. Сегодня Господь даёт нам выбор между жизнью и смертью, подсказывая, чтобы мы избрали жизнь: Второзаконие 30:19 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь »

Очень часто приходится слышать фразы "от судьбы не уйдешь", "чему бывать - того не миновать". Есть ли понятие судьбы в Православии? Действительно ли все предопределено? Или судьбу можно изменить? Если нельзя, то зачем же столько молитв?

экономист

Уважаемая Анна, соотношение свободной воли человека и промысла Божия - тема, которая издревле обсуждалась в святоотеческих творениях, стояла перед христианским сознанием. Принципиально самый общий ответ можно найти в словах преподобного Иоанна Дамаскина о том, что Бог все предвидит, но не все предопределяет, и в учении Церкви, исходящем из евангельских слов, что Бог послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ммы все условно предопределены ко спасению, то есть спасение нам всем дается предопределением Божиим как возможность, но не как принудительность. Да, Господь в каждый момент нашего бытия ведет человека ко благу и дает ему возможность выбора - самоопределения с добром или со злом. И даже если мы постоянно коснеем во зле, у нас эта возможность до конца нашей земной жизни остается. И это есть предопределение Божие о нашем спасении. Но, действительно, оно не связывает нашей воли. Господь иной раз напоминает нам о Себе решительно. Человеку, который не слышит Его слов тихих, напоминает когда-то через болезни, когда-то через скорби, когда-то через тяжелые жизненные обстоятельства. Это то, что люди называют наказанием. По этимологии славянское слово «наказание» сходно с «поучением» — напоминанием, свидетельством о том, что нельзя замкнуться в земной жизни, жить иллюзиями о том, что ты здесь только можешь устроится, и все у тебя может образоваться само по себе. Это напоминание, что ты создан для вечности. И это совершается в нашей жизни. Ну а дальше уже наша свободная воля.

Если же говорить о соотношении свободной воли и благодати, то можно припомнить образ, приведенный протоиереем Валентином Свенцицким. Он говорит, что свобода и благодать соотносится так: Господь дает тебе поручение поднять камень, который ты явно не способен поднять, это выше твоих сил. Но ты слушаешься и начинаешь это делать, ты прилагаешь все силы для того, чтобы камень этот поднять, не задумываясь о том, почему это тебе поручено. И вот когда ты употребил все свои усилия, то в какой-то момент невидимая десница начинает вместе с тобой поднимать этот камень. Он начинает сдвигаться. Но это еще не все: в какой-то момент, когда он достигнет такой высоты, когда твоих рук уже не хватает, эта десница уже без всяких твоих усилий поднимет его и поместит туда, куда тебе было поручено. Вот соотношение свободы и благодати. Человек должен делать все, что в его силах, но, на самом деле, всегда рядом с ним любящая рука Божия, которая поддержит, укрепит, а потом сделает и то, что выше нашей меры.

Ни для кого не секрет, что Бог все видит и все знает! Когда умер отец Шмелева в книге «Лето Господне» и Ваня начинает говорить что-то вроде: «Как Господь мог забрать моего отца, ведь он был таким хорошим человеком и он так нам нужен», то Горкин четко ставит его на место словами типа: «Ты, что думаешь, что Бог не знает, что делает!? Ты, что думаешь, что ты лучше Бога знаешь как должно быть!?». То есть кому суждено умереть, тот умрет, а кому суждено жить, будет жить. На мой взгляд это правильный религиозный подход. Христос знал свою судьбу! В 138-ом псалме Давида сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Но оказывается, что в Православии считается, что человеку дана судьба, но он (человек) может ее изменить, т.к. создан по образу и подобию (или еще по каким-то причинам)!

Объяснение от Святителя Николая.

Тут четко написано, что все что существует — это промысел божий, другими словами Бог все знает, поэтому судьба есть. Вся статья говорит о том, что судьба есть, хотя вроде бы в ней должно это отрицаться. Как вам нравится следующие противоречивые предложения представленные как взаимодополняющие:

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30) . Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна.

Статья «Против веры в судьбу»

В этой статье есть такой кусок:

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24).

Это противоречие.

Святой Иоанн Златоуст: О судьбе и проведении

Этот человек с первых предложений начинает «крыть матерком» учение о судьбе в свойственном ему стиле (кто не знает, он учил бить богохульников по лицу). Конечно хочется ему сказать: «Нет, не это говорит судьба.». Он судя по всему просто не понимал (возможно, в то время люди просто не смогли бы принять то, что они во власти причинно-следственного закона, поэтому он и преподносил «вещи» так) того, что если все предопределено, то это не означает, что не нужно стремиться к лучшему (к добру, к чему-то хорошему). Наоборот судьбой предопределено стремиться к чему-то светлому и все к этому и идет (я постараюсь объяснить потом, почему я так думаю).

Иоанн Златоуст (как и все мы) ни одного действия, ни одного помысла, ничего не совершил сам в своей жизни. Он просто был определенной частью причин и следствий, которые представляют собой этот мир.

___________________________________

Нет похожих статей.

В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.

По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничей не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена поело вицами: "от своей судьбы никуда не уйдешь", "чему быть тому не миновать", "на роду написано". Это поверы существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: "роковая пуля", "роковой шаг и поступок жизни". Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.

Греки и римляне - язычники - верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди - только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета - деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.

К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: "Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь".

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть... благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.

Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божий являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. 13:12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.

Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы... не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. 26:24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.

Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. 2:34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога - объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божий походили на неумолимый рок или судьбу?

Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.
_______________
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/superstition/contents.html