Белокурый рыцарь Рейха. Эрих Хартманн

Эрих Хартман родился в 1922 году, 19 апреля, в Вейсзахе в Вюртенберге. Детство вместе с младшим братом провел в Китае, где в то время работали его родители. В 1929 году, напуганные революционными событиями в Китае, Хартманы вернулись на родину.

С 1936 года Э.Хартман начал летать на планерах в авиаклубе под непосредственным руководством его матери - известной спортсменки-летчицы. В 14 лет получил диплом пилота планера. С 16 лет начал пилотировать самолеты.

С 1940 года обучался в учебном полку в Нойкурне невдалеке от Кенигсберга, потом в летной школе в пригороде Берлина Гатов. После успешного окончания авиашколы, Хартман был направлен в Цербст - во 2-ю истребительную авиашколу.

В ноябре 1941 года Хартман впервые поднялся в воздух на 109-м "Мессершмитте", истребителе, с которым он совершил свою летную карьеру.

Боевую работу Э.Хартман начал в августе 1942 года в составе эскадрильи, воевавшей на Кавказе.

Хартману повезло. 52-я была лучшей немецкой эскадрильей на Восточном фронте. В ее составе воевали лучшие немецкие летчики - Храбак и фон Бонин, Граф и Крупински, Барк-хорн.

Эрих Хартман был человеком среднего роста, со светлой шевелюрой и синими глазами. Его характер - веселый и неискательный, с хорошим чувством юмора, очевидное летное мастерство, высочайшее искусство воздушной стрельбы, упорство, личная отвага и благородство импонировали новым товарищам.

В 1942 году, 14 октября, Эрих Хартман отправился в первый в своей жизни самостоятельный вылет во время войны в район Грозного. В ходе этого вылета Хартман совершил почти все ошибки, которые может совершить молодой боевой летчик: оторвался от ведомого и не смог выполнить его приказ, открыл огонь по своим самолетам, сам попал в зону огня, потерял ориентировку и приземлился "на брюхо" в 30 км от своего аэродрома.

Первую победу 20-летний Эрих Хартман одержал в 1942 году, 5 ноября, сбив одноместный Ил-2. При атаке советского штурмовика истребитель Хартмана получил тяжелые повреждения, но летчик вновь сумел приземлить поврежденную машину в степи. Самолет восстановлению не подлежал и был списан. Сам Хартман тут же "заболел лихорадкой" и попал в госпиталь.

Следующую победу Хартману записали только в 1943 году, 27 января. Победа была записана над МиГ-1. Едва ли это был МиГ-1, которые были произведены и поставлены в войска еще перед войной малой серией в 77 машин, но подобных "передержек" в немецких документах предостаточно.

Эрих Хартман летает ведомым с Даммерсом, Гриславски, Цвернеманом. От каждого из этих сильных летчиков он берет новое, пополняя свой тактический и летный потенциал. По просьбе фельдфебеля Россманна Хартман становится ведомым В. Крупински - выдающегося аса Люфтваффе (197 "побед", 15-й по счету лучших).

Именно Крупински прозвал Эриха Хартмана Буби, по-английски "Бэби" - детка, кличка, оставшаяся за ним навсегда.

Хартман совершил во время войны 1525 вылетов, был участником 825 воздушных боев на протяжении своей карьеры. Имеющиеся 352 его победы включают в себя много вылетов, когда в один день им сбивалось несколько самолетов противника. В 1944 году, 24 августа, он сбил свой 300 самолет и первый в истории человечества - достиг такого количества воздушных побед.

Хартман воевал в небе не только против советских самолетов. В небе Румынии он встречался неоднократно и с американскими летчиками.

Наибольшее количество, сбитых непосредственно Хартманом самолетов, приходятся на 1943-1944 года. В 1944 году, 28 августа, он "сбил" 11 "Аэрокобр" за один день. Это его дневной рекорд.

После десятка "побед", одержанных в 1944 году, в начале марта, Э.Хартман, а с ним В.Крупински, Й.Визе и Г.Баркхорн были вызваны в Бергхоф к фюреру для вручения наград. Лейтенант Э.Хартман, записавший тогда на свой счет 202 "сбитых" советских самолета, был награжден Рыцарском крестом с Дубовыми листьями.

Хартман сам был сбит более 10 раз. В основном он "сталкивался с обломками сбитых им советских самолетов" (любимая трактовка собственных потерь в Люфтваффе).

20 августа он, "пролетая над горящим Ил-2", вновь был сбит и совершил очередную вынужденную посадку в районе реки Донец и попал в руки к "азиатам" - советским солдатам. Искусно симулируя травму и усыпив бдительность беспечных солдат, Хартман бежал, выскочив из кузова везшей его полуторки, и в тот же день вернулся к своим.

Немецкие газеты называли его "Черным дьяволом Украины" (прозвище придумали сами немцы) и с удовольствием или с раздражением (на фоне отступления немецкой армии) читали о все новых подвигах этого летчика.

Всего Хартману из засчитанных 352 побед, 345 - приходится на советские самолеты: 280 - истребители, 15 - штурмовики Ил-2, 10 - двухмоторные бомбардировщики, остальные - У-2 и Р-5.

Как следует из множества источников и оценкам некоторых экспертов по истории военной авиации, такое большое количество сбитых немецкими асами самолетов противника, объясняется возможными приписками, в угоду геббельсовской пропаганде.

Кроме того, ими же, предлагается оценивать качества каждого летчика-истребителя, исходя не из количества сбитых самолетов, а по коэффициенту, равняющемуся отношению числа всех сбитых одним летчиком самолетов - к количеству проведенных им боев.

В таком случае, у Хартмана данный коэффициент будет равняться 0,43.

Исходя из этого, если бы советский воздушный ас - Иван Кожедуб провел столько же боев, сколько их было у Хартмана с такой результативностью, то у него числилось бы 429 сбитых неприятельских самолетов.

А если у Эриха Хартмана было боев не 825, а - 120 (как у Кожедуба), то общее число его побед было бы равным - 51 сбитому самолету.

Если сравнить по такому принципу подсчета немецких и советских пилотов, то оказывается - что их класс примерно одинаков.

Только у одного Ивана Кожедуба, в таком случае, наблюдается существенное превосходство над всеми остальными асами воздушного боя - и над советскими, и над немецкими.

Трижды Хартман был легко ранен.

Будучи командиром эскадрильи, базировавшейся на небольшом аэродроме невдалеке от Страковниц в Чехословакии в конце войны, Хартман знал (видел, поднимаясь в небо, наступающие советские части), что Красной Армией вот-вот будет захвачен и этот аэродром.

Он отдал приказ об уничтожении оставшихся самолетов и со всем своим персоналом направился на запад, чтобы сдаться армии США. Однако, в то время действовало союзническое соглашение, в соответствии с которым, все немцы, ушедшие от русских, должны обязательно передаваться назад.

В 1945 году, в мае, майор Хартман был передан в руки советских оккупационных властей.

На суде Хартман настаивал на своих 352 победах, с подчеркнутым уважением, с вызовом вспоминал своих боевых товарищей и фюрера.

О ходе этого судебного процесса было доложено Сталину, который с сатирическим презрением отозвался о немецком летчике.

Самоуверенная позиция Хартмана, конечно же, раздражала советских судей (шел 1945 год), и ему присудили 25 лет лагерей. Позже, приговор был смягчен, и Хартману назначили десять с половиной лет заключения в лагерях для немецких военнопленных. Окончательно его освободили в 1955 году.

Возвратившись в Западную Германию, он сразу вернулся в авиацию. Успешно и быстро прошел обучение на реактивных самолетах, его уже обучали инструкторы-американцы.

Хартман летал на реактивных "Сейбрах" Ф-86 и "Старфайтер" Ф-104. Последняя машина при активной эксплуатации в Германии оказалась крайне неудачной и принесла гибель в мирное время 115 немецким летчикам!

Хартман неодобрительно и резко отзывался об этом реактивном истребителе (что было совершенно справедливо), препятствовал его принятию на вооружение Германией и расстроил свои отношения, как с командованием Бундес-Люфтваффе, так и с американскими военными. В 1970 году он был уволен в запас, дослужившись до звания полковника.

После ухода в запас он работал летчиком-инструктором в Хангеларе, под Бонном, выступал в аэробатической команде Адольфа Галланда "Дольфо". В 1980 году тяжело заболел, и с авиацией пришлось расстаться.

Немецкий летчик-ас, мировой рекордсмен по количеству побед в воздушных боях. За годы Второй мировой войны совершил 1425 боевых вылетов, одержав 352 победы в 825 воздушных боях.

Эрих Хартманн родился в 19 апреля 1922 года городе Вайсах (Вюртемберг, Германия). Мать Хартмана, Элиза, была одной из первых немецких женщин-пилотов. После прихода к власти в Германии национал-социалистов Элиза Хартманн создала летную школу, в которой четырнадцатилетний Эрих получил пилотское свидетельство, а в пятнадцать лет стал инструктором планерной группы гитлерюгенда.

1 октября 1940 года Эрих Хартманн был призван на военную службу и уже 15 октября приступил к обучению в школе 10-го авиационного учебного полка Люфтваффе в .

На фронт Хартманн попал в октябре 1942 года - был направлен а 52-ю истребительную эскадру, ведущую воздушные бои на Северном Кавказе. В первом же бою с советскими летчиками Хартманн был подбит и воспользовался парашютом. Первую воздушную победу Эрих Харманн одержал 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го гвардейского штурмового авиационного полка), к началу августа 1943 года на его боевом счету было уже 49 воздушных побед.

19 августа 1943 года, при атаке Ил-2, Хартманн был сбит, совершил вынужденную посадку и попал в плен. Однако и на земле удача благоволила ему - Хартманн бежал, перешел линию фронта и той же ночью оказался в расположении немецких войск.

29 октября 1943 года за 148 сбитых самолетов противника лейтенант Хартманн был награжден Рыцарским Крестом.

21 мая 1944 года Хартманн впервые вступил в бой с ВВС США, сбив в первом же бою 2 американских истребителя P-51 «Мустанг». 1 июня 1944 года в ходе одного воздушного боя Хартманн сбил 4 «Мустанга».

24 августа 1944 года Хартманн одержал трехсотую победу, за что был удостоен Бриллиантов к Рыцарскому кресту, полученных из рук Адольфа Гитлера.

Последнюю свою победу (Як-7) майор Эрих Хартманн одержал 8 мая 1945 года в небе над чешским городом Брно.

За годы Второй мировой войны Эрих Хартманн совершил 1 425 боевых вылетов, одержал 352 победы в 825 воздушных боях, 8 (по другим данным 14) раз был сбит. Хартманн старался избегать групповых боев с истребителями противника, не видя смысла в воздушных каруселях. Его излюбленной тактикой было стремительное сближение с противником из слепой зоны, ведение огня с короткой дистанции и столь же стремительный отрыв от возможного преследования.

Хартманн сдался в плен 90-й американской пехотной дивизии, но был передан СССР. За военные преступления и нанесение большого ущерба советской экономике Хартманн был осужден на 10, а позже на 25 лет заключения.

Осенью 1955 года Хартманн был освобожден и вернулся в ФРГ, где в 1956 году стал командиром эскадры JG 71 Рихтгоффен. В 1970 году вышел в отставку.

В январе 1997 года Эрих Хартман был реабилитирован в

Хартман, Эрих (Hartmann), летчик-истребитель Люфтваффе, майор. Согласно официальной статистике, сбил 352 самолета противника, возглавив список немецких асов во 2-й мировой войне.


Значительную часть детства он провел в Китае, где его отец работал врачом. Но Эрих пошел по стопам матери, Элизабет Махтхольф, которая была летчицей-спортсменкой. В 1936 году она организовала недалеко от Штутгарта клуб планеристов, где ее сын учился летать на планере. К 1938 году, когда Эриху исполнилось 16 лет и он уже стал высококвалифицированным инструктором планерного спорта, мать начала обучать его пилотировать самолеты.

Хартман, которого прозвали "Буби" (детка), оформился в крепкого, красивого белокурого молодого человека с ярко выраженными нордическими чертами лица. 15 октября 1940 года он был направлен в 10-й военно-учебный полк Люфтваффе, находившийся в Нойкурен, близ Кенигсберга, в Восточной Пруссии. Получив там первичную летную подготовку, Хартман продолжил обучение в летной школе в Берлин-Гатов, а в начале 1942 года был направлен во 2-ю школу летчиков-истребителей, где прошел подготовку на Bf. 109. В августе 1942 года, после длительного обучения искусству воздушного боя, Хартман попал в JG-52, воевавший на Кавказе.

Вначале лейтенанту Хартману не повезло. Во время третьего боевого вылета он оказался в самой гуще воздушного боя, растерялся и сделал все не так, как надо: не сохранил свое место в строю, попал в зону обстрела ведущего (вместо того чтобы прикрывать его тыл), заблудился, потерял скорость и сел на подсолнечное поле, выведя из строя самолет. Оказавшись в 20 милях от аэродрома, Хартман добрался до него на попутном армейском грузовике. Он получил жесточайший нагоняй и был на три дня отстранен от полетов.

Хартман поклялся больше не совершать таких ошибок. Получив разреше

ние продолжить полеты, он 5 ноября 1942 года сбил свой первый самолет (это был штурмовик Ил-2). Возбужденный такой победой Хартман не заметил, что сзади к нему подобрался истребитель ЛаГГ-3, и тут же был сбит сам. Он выпрыгнул с парашютом. Вторую победу (истребитель МиГ) Эрих у Хартман смог записать на свой боевой счет только 27 января 1943 года.

Немецкие летчики-истребители говорили, что теми, кто медленно начинает, овладевает "новичковая лихорадка". Эрих Хартман излечился от своей "лихорадки" только в апреле 1943 года, когда в один день сбил несколько самолетов. Это стало началом. Хартмана прорвало. 7 июля 1943 года, во время битвы на Курской дуге, он сбил 7 советских самолетов. Приемы воздушного боя, которые применял Хартман, напоминали тактику Красного Барона. Он старался прежде чем открыть огонь как можно ближе подобраться к противнику. Хартман считал, что летчик-истребитель не должен бояться столкновения в воздухе. Сам он вспоминал, что нажимал на гашетку только тогда, "... когда вражеский самолет уже заслонял собой весь белый свет".

Эта тактика была чрезвычайно опасной. Хартмана 6 раз прижимали к земле, и по меньшей мере 3 раза его самолет получал сильные повреждения от разлетающихся обломков его жертв. Удивительно, что его самого ни разу даже не задело. Хартману едва удалось избежать гибели в августе 1943 года, когда его самолет был сбит над советской территорией и он попал в плен. Чтобы ослабить бдительность охранников, сообразительный летчик прикинулся тяжелораненым. Его бросили в кузов грузовика. Через несколько часов над машиной на бреющем полете пролетел немецкий пикирующий бом

бардировщик Ju. 87. Шофер бросил грузовик в кювет, а сам вместе с двумя охранниками побежал в укрытие. Хартман тоже побежал, но в противоположную сторону. Он шел к линии фронта по ночам, а днем прятался в лесах, пока, наконец, не достиг немецких окопов, где его обстрелял какой-то нервный часовой. Пуля разорвала Хартману штанину, но самого его не задела.

Тем временем слава Эриха Хартмана с каждым днем росла по обе стороны фронта. Геббельсовская пропаганда нарекла его "белокурым германским рыцарем", а для красных он был "черным дьяволом Украины".

В начале 1944 года Хартман стал командиром 7-й эскадрильи JG-52, а несколько недель спустя - начальником отдела боевых операций JG-52. Его боевой счет продолжал расти не по дням, а по часам. Только в августе 1944 года он сбил 78 советских самолетов, причем 19 из них за два дня (23 и 24 августа). После этого, в знак признания необыкновенного числа его побед, Гитлер собственноручно наградил "Буби" Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями и Мечами к нему. Затем Хартман получил отпуск и 10 сентября женился на Урсуле Пэтч, которая была его возлюбленной с тех пор, как ему исполнилось 17, а ей 15 лет. Потом он возвратился на Восточный фронт, где вермахт и Люфтваффе уже находились на грани поражения. Хартман получил внеочередное звание майора (ему было 22 года) и был назначен командиром JG-52, которую водил в бой до самого конца.

Завершив последний, 1425-й боевой вылет, он приказал сжечь уцелевшие самолеты и со своими подчиненными, сопровождаемый десятками беженцев

Спасающихся от русских, направился в сторону американских позиций. Через два часа в чешском городе Писеке все они сдались солдатам 90-й пехотной дивизии армии США. Но 16 мая всю группу, включая женщин и детей, передали советским оккупационным властям.

Когда русские обнаружили, что в их руки попал сам "черный дьявол", они решили сломить его волю. Хартмана держали в одиночной камере в полной темноте и отказывали ему в возможности получать письма. Поэтому о смерти трехлетнего сына Петера Эриха, которого Хартман так никогда и не увидел, он узнал только через 2 года. Майор Хартман, несмотря на все усилия тюремщиков, так и не стал приверженцем коммунизма. Он отказался сотрудничать со своими мучителями, не выходил на строительные работы и провоцировал охранников, видимо, надеясь, что они его застрелят. Возможно, это покажется удивительным, но, пройдя через все испытания, Эрих Хартман проникся большой симпатией к русскому народу.

Наконец в 1955 году Хартмана освободили, и после 10 с половиной лет тюремного заключения он вернулся домой. Родители Эриха уже были мертвы, но верная Урсула все еще ждала его возвращения. С помощью жены истощенный экс-офицер Люфтваффе быстро поправился и начал заново строить свою жизнь. В 1958 году в семье Хартманов родилась дочка, которую назвали Урсула.

В 1959 году Хартман вступил во вновь созданные ВВС ФРГ и получил под свою команду 71-й истребительный полк "Рихтгофен", дислоцированный на авиабазе Альхорн в Ольденбурге. В конце концов Эрих Хартман, дослужившись до оберстлейтенанта, ушел в отставку и доживал свой век в пригороде Штутгарта. Харман скончался в 1993.

Эрих Альфред Хартман - немецкий лётчик, самый результативный пилот-истребитель Второй мировой войны. Его боевой счёт составил 352 воздушные победы. Хартман родился в 1922 г. в городе Вайсах, (Вюртемберг). Часть детства провёл в Китае, где работал врачом его отец. Вскоре семья уехала оттуда из-за разгоревшейся гражданской войны. Их обратная поездка проходила по Транссибирской магистрали - так Эрих впервые побывал в СССР. Его Мать Элиза, была в числе первых женщин-пилотов, именно она пробудила в мальчике интерес к авиации. Вернувшись домой, фрау Хартман купила легкий самолет, на котором и состоялся дебют восьмилетнего Эриха в качестве пилота. С приходом нацистов к власти, программа возрождения люфтваффе получила государственную поддержку. Элиза Хартман открыла лётную школу, в которой её четырнадцатилетний сын получил свидетельство пилота. С началом войны, Эрих, хлебнув в гитлерюгенде нацистской пропаганды, попросился в люфтваффе.Он был отправлен на Восточный фронт, в 52-ю воздушную эскадру, которая уже имела большую славу в Германии. Многие из её лучших асов служили в ней. Прославленный Вальтер Крупински стал его первым наставником и командиром. Эрих был у него ведомым. 20-летний новобранец, выглядел много моложе своих лет, и товарищи прозвали его «Буби» (малыш). Учась у опытных наставников и постоянно повышая лётное мастерство, к концу лета 1943 он имел уже 90 побед. Его позывной - Карайа 1, стал хорошо известен советским пилотам. Он избегал воздушных поединков. Его тактикой был удар из засады. Если видел вражеский строй, сразу выискивал неопытного пилота. Такого всегда видно. Считал, что полезнее сбить одного, чем ввязываться в безрезультатную 20-минутную "карусель". После первых успехов, Буби, по-мальчишески, устрашающе раскрасил нос своего "мессера" в черный цвет.За что наши летчики прозвали его "Черный" или "Черт" и начали на него настоящую охоту. У нас тоже воевали не одни "желторотики". В разное время асам "52 –й" противостояли легендарные Кожедуб, Покрышкин, Клубов. Возможно, именно они изрядно потрепали ушлого летуна - 14 раз Эрих садился на "вынужденную". Во время очередной такой посадки он был взят в плен советскими пехотинцами, но ему удалось бежать. Доведя счёт побед до 148, он получил Рыцарский Крест, а когда их число достигло 300, сам Гитлер вручил ему Бриллианты к нему. Свой последний самолёт Хартман сбил 8 мая 1945 года, уже после подписания акта о капитуляции Германии. Он был взят в плен американцами и передан СССР. Сначала находился в Кировской области - в лагере среди болот, где умерло множество военнопленных, затем в Грязовецком лагере. За демонстративное неподчинение властям Хартман был частым гостем карцера. Протоколы, не заполненные по-немецки, он не подписывал: мол, не понимаю, хотя владел пятью языками, в том числе и русским. В лагере многие ломались. Сам Герман Граф, "икона люфтваффе", написал покаянное письмо, чтобы ему скостили срок. Эрих, наоборот, стал "вождем" лагерных "диссидентов". Он отказался выходить на работы. Ссылался на международные конвенции по военнопленным. Из череповецкого лагеря, в одном из редких писем, миновавших цензуру, он писал жене:"После грызни с русской администрацией, меня отправили в "особое совещание", своего рода суд, там я сразу потребовал расстрелять меня. Однако меня вернули в барак". Упрямцу предлагали то кнут, то пряник. В обмен на сотрудничество предлагали немалый пост в будущей армии ГДР. В качестве "кнута" угрожали осудить как военного преступника. В итоге суд приговорил его к 25 годам тюрьмы. В 1950 году его перевели в г. Шахты, где вскоре Хартман возглавил бунт заключённых. Пленные захватили администрацию и охрану, и вырезали предателей в своих рядах. По телефону, на чистейшем русском языке, Эрих потребовал международную комиссию. Но мятеж был быстро подавлен и Хартману добавили ещё 25 лет. В 1954 году, после того как, новому канцлеру ФРГ Аденауэру удалось договориться с советским правительством об освобождении оставшихся пленных, Хартман вернулся домой. Он стал офицером ВВС ФРГ. Часто выезжал в США, где обучал американских пилотов. Выйдя в отставку в 1970 году, он какое-то ещё время работал инструктором и занимался высшим пилотажем. Хартман умер в 1993 году в возрасте 71 года.

Страна: Германия
Даты жизни: 19.04.1922 г. - 19.09.1993 г.
Звание: Майор (Major)
Авиачасть: JG52
Боевые вылеты: 1404
Воздушные бои: 825
Воздушные победы: 352
Награды: Железный Крест 1-го класса (das Eiserne Kreuz 2 Klasse), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit dem Eichenlaub mit Schwerten mit Brillianten)

Будущий ас Люфтваффе Эрих Хартман родился 19-го апреля 1922 г. в г. Вайсах, что в 25 км северо-восточнее Штутгарта. Уже в четырнадцать лет Эрих Хартманн получил сертификат пилота планера, а в шестнадцать совершил первый самостоятельный полет на самолете.

10.10.1940 г. он вступил в Люфтваффе и после окончания летной подготовки в звании лейтенанта 10.10.1942 г. прибыл в 7./JG52.

Первую победу Эрих Хартманн одержал 5 ноября, сбив Ил-2. Однако при этом был поврежден и его Мессершмитт Bf-109, и он совершил вынужденную посадку «на живот».

24.03.1943 г. он одержал пятую победу и был награжден Железным крестом 2-го класса. Сбив 30 апреля два ЛаГГ-3, Хартманн преодолел рубеж в 10 побед. Ранним утром 25 мая буквально через минуту после взлета его Bf-109G-4 W.N г. 14997 был атакован «ЛаГГом». Уходя из-под огня, он столкнулся с другим советским истребителем. «Мессершмитт» Хартманна получил сильные повреждения, но летчик все же смог благополучно сесть «на живот». После этого вылета ему предоставили отпуск, и на фронт Эрих вернулся в начале июля.

В течение июля он сбил 25 самолетов, в том числе 5 и 8 июля - по четыре, а 7 июля — семь, и преодолел рубеж в 40 побед. Счет побед Хартманна стремительно рос. 3 августа он одержал 50-ю победу, 5 августа — 60-ю, 8 августа - 70-ю, а 17 августа - 80-ю.

Утром 20 августа ас Люфтваффе сбил два Ил-2 и достиг рубежа в 90 побед, но при этом был сбит и его Bf-109G-6 W.Nr.20485. Совершив вынужденную посадку в расположении советских войск в районе реки Донец, Хартманн попал в плен. Однако уже спустя несколько часов, когда его на грузовике везли в тыл, ему удалось бежать. Перейдя ночью линию фронта Эрих вернулся в эскадрилью.

2 сентября Хартманна назначили командиром 9./JG52. В сентябре Хартманн записал на счет 18 Ла-5, шесть Р-39 и Як-9, а потом 1 -20 октября - еще 22 Ла-5, девять Р-39 и два Пе-2. Общее число побед достигло 148-ми.

17 октября его сначала наградили "Германским крестом в золоте", а 29 октября - Рыцарским крестом.

Хартманн получил месячный отпуск и продолжил боевые вылеты уже в начале декабря. До конца года он сбил еще 11 самолетов. 03.01.1944 г. он одержал 160-ю победу, 17 января— 170-ю, 30 января — 180-ю, а 3 февраля— 190-ю. В трех вылетах 26 февраля Хартманн сбил десять Р-39, увеличив счет до 202-х побед, и 2 марта получил "Дубовые листья" к Рыцарскому кресту (Nr.420).

4 мая он сбил 210-й самолет, а 4 июня - уже 250-й. 1 июля Хартману присвоили звание обер-лейтенанта, в тот же день на его счету были два Ла-5. Число побед опытного аса достигло 269-ти, и на следующий день Хартман получил "Мечи" к своему Рыцарскому кресту (Nr.75). Сбив 24 августа в двух вылетах восемь Ла-5 и три Р-39, он стал первым пилотом Люфтваффе, преодолевшим рубеж в 300 побед . На следующий день его наградили Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Nr.18),a 1 сентября присвоили звание гауптмана.

После месячного отпуска Хартманн 1 октября возглавил 7./JG52. До конца года сбил еще 14Як-9, шесть Ла-5, три Ил-2,дваЯк-3,два Як-7 и «Бостон», превысив планку в 330 побед.

01.02.1945 г. его назначили командиром 1./JG52. 6 марта он одержал 340-ю победу, а 17 апреля — 350-ю. В конце апреля Хартманн получил звание майора. Утром 8 мая в районе г. Брно, Чехия, он сбил Як-9 — это была 352-я и последняя победа одного из самых знаменитых асов Люфтваффе. Поздним вечером того же дня он с остатками группы сдался в плен к американцам.

Всего он совершил 1404 боевых вылета и провел 825 воздушных боев, в ходе которых его самого сбивали 12 раз, но он лишь однажды выпрыгнул на парашюте, а в остальных случаях совершал вынужденную посадку.

24.05.1945 г. американцы передали Хартманна советским властям и десять лет немецкий летчик провел в СССР, сначала в лагерях для военнопленных, а затем — в тюрьмах и колониях, и только 15.10.1955 г. вернулся домой.

С 1956 г. Эрих Хартманн служил в Бундеслюфтваффе ФРГ, с 09.09.1959г. по 29.05.1962 г. командовал JG71 «Рихтхофен».

30-го октября 1970 г. Хартманн вышел в отставку в звании оберста и поселился в г. Вайль-им-Шонбух, в 20 км юго-западнее Штутгарта, где и скончался 19-го сентября 1993 г.

Источники, которые были использованы при подготовке материала о немецком истребителе Второй мировой войны Эрихе Хартмане (Erich Hartmann):

  • Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ - 2010 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!