Бабур -Завоеватель. Основатель Империи Великих Моголов

14.2.1483 - 26.12.1530

Захиреддин Мухаммад Бабур (1483—1530) был выходцем из Средней Азии, праправнуком великого завоевателя Амира Тимура по отцовской линии и, как утверждают некоторые исследователи, потомком Чингисхана по материнской. В историю он вошел, прежде всего, как основатель государства Великих Моголов, более двух столетий просуществовавшего на территории Индии и Афганистана.

Но был он также широко известен своей ученостью и любовью к искусству. Свою автобиографию, которая вначале имела название «Вакойи», то есть «Былое», а потом «Бабур-наме», он писал в течение всей своей жизни. Бабур — автор многих лирических стихотворений. В Ташкенте на Аллее Поэтов установлен бюст Бабура, и до сих пор на свадьбах поют его газели. Одна из самых больших улиц столицы также носит его имя..

Он, как свидетельствуют его современники, мечтал о славе поэта, пожалуй, больше, чем о славе полководца и правителя, но... был рожден венценосцем и вынужден был нести это бремя всю жизнь, подвергаясь многим жестоким ударам судьбы. Бабур считал, что завоеванное мечом может быть отобрано другим мечом, а то, что написано пером, не отнимет никто.

Будущий правитель Могольской империи боготворил Алишера Навои и даже в юности вел с ним переписку. Культурное наследие Бабура принадлежит не отдельной стране, а всему миру. В Индии, например, его называют типичным представителем эпохи национального Возрождения. Известный индийский писатель Мулк Радж Ананд сказал о «Бабур-наме» так: «Это — одна из самых прекрасных книг мира».

А сам Бабур когда-то сказал сыну: «Когда завершу книгу, кончится и моя жизнь. Ее должны прочитать и твои потомки... Не повторяйте моих ошибок». ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ СУДЬБЫ Наступил 899 год хиджды мусульманского летоисчисления, что соответствует 1494 году Рождества Христова. В столице Ферганского княжества городе Ахси, от которого сегодня остались только развалины, шли военные приготовления — ожидалось нападение неприятеля.

Странным, на первый взгляд, казалось то, что врагами стали люди, состоявшие в близком родстве. Ферганский правитель Умаршейх (отец Бабура) приходился зятем ташкентскому хану Махмуду, а самаркандский властитель Абубакир Ахмад-мирза, который шел войной из Коканда, был его родным братом. Кроме того, дочь самаркандского властителя Айша и наследник Ферганского правителя были помолвлены еще с пятилетнего возраста.

Но... у войны своя логика и свои законы. Бабур был единственным сыном Умаршейха от одной из его жен — Фатимы-султан. Так случилось, что ему уже в детском возрасте пришлось взять на себя бремя власти и ответственности. Его отец Умаршейх умер не в бою. Жизнь правителя Ферганы оборвалась нелепо... Долго не прибывали гонцы с вестями о неприятеле. Оставалась надежда только на почтовых голубей, приученных летать из Ахси на Маргелан и Коканд. Умаршейх был заядлым голубятником... Он взобрался на высокую деревянную голубятню, но вдруг она с треском повалилась вместе с ним в пропасть, так как ее основание подмыли воды реки.

Наследнику ферганского властителя к тому времени было 11 лет. Он много читал и отличался любознательностью, знал наизусть сотни бейтов из Фирдуоси, Саади, Навои. Особенно любил поэму Алишера Навои «Фархад и Ширин» о подвигах Фархада. Судьба же предначертала ему славу полководца и политика. Но тогда, сразу после смерти Умаршейха, в городе началась смута. Именно в этот сложный момент «благородный Захиреддин Мухаммад Бабур» был провозглашен законным властителем Ферганы под наставничеством Мазид-бека.

Смертельная опасность нависла над городом, но от разграбления и уничтожения его спасло чудо. Та же стремительная и неистовая река, унесшая жизнь Умаршейха, спасла от крупного военного поражения юного наследника. Во время разлива реки Кувасай рухнул мост, через который переправлялись войска грозного самаркандца Султана Ахмада. Остальные воины, пытавшиеся перейти реку вброд, угодили в болото и погибли. Таким образом, потери неприятеля превысили все его потери в предыдущих военных кампаниях.

Стихия оказалась на стороне юного правителя Ферганы и подарила ему первую победу над неприятелем. Город был спасен.

ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Надежды на людей, прильнувших к трону, — нет.

Исчезли верности законы. Бедный свет!

Бабур, стань лучше захудалым беком.

Двух шахов под одной короной хуже нет!

Войско юного Бабура осаждало Самарканд все лето и всю осень. В конце концов, истощенные голодом и другими бедствиями, жители города открыли ворота. Победители думали, что после взятия города все трудности останутся позади, но ошиблись. На трехтысячный гарнизон приходилось около шести тысяч лошадей. В студеную зиму, в городе, который перенес семимесячную осаду, не было возможности одновременно накормить самаркандцев и собрать достаточный запас пищи для войска, обеспечить корм лошадям. Город затих и обеднел.

В скором времени немало беков тайно сбежало от юного властителя, и однажды к Бабуру пришло известие, что Ахмад Танбал (один из его военачальников) вместе со своими сторонниками подняли мятеж. В Ферганской долине забушевала смута. Новую немилость судьбы пришлось испытать молодому мирзе: он тяжело заболел.

После поправки Бабур сразу же выехал из Самарканда, но время было упущено. Соседние правители, например, властелин Бухары Султан Али, всегда старались воспользоваться слабостью конкурента, подчинить или даже уничтожить его. Войско бухарцев стояло у Шахрисабза, и ни на что хорошее надеяться не приходилось. Самым безопасным местом для Бабура и его невесты Айша- бегим мог быть только Ташкент.

В пути молодого мирзу застала весть о предательстве беков и падении Андижана. Судьба выманила Бабура из Самарканда и лишила Андижана. Он завис между небом и землей. Ему казалось, что изменник Танбал, удачливый Султан Али и собравшийся с силами в Туркестане Шебани-хан смеялись над ним, как над доверчивым ребенком.

Судьба вскоре свела его с коварным изменником Ахмадом Танбалом. Решительно настроенный Бабур взял Маргелан, Ош и разбил близ Андижана войско мятежника, но остатки этого войска затаились в городской крепости. Молодого мирзу, тем не менее, подвела беспечность беков, упоенных радостью победы. В рассветную пору на лагерь Бабура напали враги, а затем заманили его, увлекшегося преследованием, в ловушку.

Он был ранен стрелой в ногу и вдруг увидел перед собой Танбала, размахивающим тем самым подаренным мечом, который тот когда-то целовал в знак верности Бабуру. От смерти юного правителя спас шлем и верный друг, вывезший его с поля брани. Больше чем раны Бабура мучило сознание несправедливости судьбы. Он думал: «Почему рука нечестивца на поле боя оказалась сильнее и удачливее?»

Вокруг Бабура плелись все новые и новые интриги, его втягивали в кровавые столкновения.

БАБУР И АЛИШЕР НАВОИ

Пламенная страсть юности — стать знаменитым, прославить свое имя — заставляла юного властителя мечтать то о воинских победах, то о замечательных стихотворениях и дастанах, детищах его пера. Недавно он вернулся из Самарканда, измученный длительной осадой этого города, и пока что мечта о победах в великих сражениях оставалась для него недостижимой мечтой. Стать великим поэтом? Для этого, как чувствовал Бабур, у него сил маловато. Может быть, его еще услышит великий Навои, и они познакомятся. Может быть, он станет его учителем?

Все тленно, великие государства рассыпаются, как только умрут те, кто основал их. А вот строки поэтов живут века. В это время чужеродец Шейбани-хан создал крепкое войско и захватил Бухару. Он зарился на власть, которая издавна принадлежала Тимуридам, и сам хотел стать основоположником новой династии. Сейчас у стен Самарканда стояло его огромное войско.

Вскоре этот величественный город вынужден был покориться поработителям из-за продажности властной верхушки. Бабуру же выпала доля скитальца. Шейбани-хан думал, что тот не выдержит мытарств в горах и вернется в Андижан. Или же станет искать покровительства у своего дяди Олача-хана, который правил где-то далеко за Иссык- Кулем. Не осмелится же нападать Бабур на того, у кого войско значительно больше. Но молодой мирза решился на отчаянный и рискованный шаг — напасть на Самарканд пока Шейбани-хан ни о чем не подозревает. Поход готовился в великой тайне. Беки не раз отговаривали Бабура от рискованной затеи. Но отказаться от своего замысла — значит явиться в Андижан совсем униженным и прибитым, покориться воле Ахмада Танбала.

Кочевать по углам своего государства — величайшее унижение. Такого Бабур себе не мог позволить. Он решился сражаться, как лев: либо победить, либо умереть. На сей раз судьба была благосклонна к Бабуру. Пока Шейбани-хан рыскал в погоне за ним, тот овладел городом и к двумстам нукерам молодого мирзы присоединились десятки тысяч людей. Народ мстил за поругание приспешникам Шейбани-хана. Началась настоящая расправа.

Еще не остывшая радость от победы подсластилась и милым сердцу известием: Бабур получил письмо из Герата от самого Алишера Навои. Поздравление от великого поэта льстило Бабуру. Оказывается, он знает его, Бабура, из такой дали пристально следит за ним. «На сей раз Вы отвоевали Самарканд с отвагой, достойной своего имени» (прим: Бабур в переводе с арабского означает «лев»), — писал Навои. Узнав от верных людей о поэтическом даре Бабура, Мир Алишер призывал его смелее пробовать свои силы не только на ратном поле, но и в стихосложении.

В этот отрезок жизни удачи следовали одна за одной. После того как был отвоеван Самарканд, Ургут на востоке, Согд и Дабусия на западе вышли из-под подчинения Шейбани-хана, и признали власть Бабура. Шейбани же готовился к будущим битвам, а осаду Самарканда снял. Бабуру в то время было всего шестнадцать лет, но он знал, что сказать великому Мир Алишеру...

Кто ждет добра от людей, пусть самых высоких, но помышляющих только о собственной корысти, —тот обманется, непременно обманется. Мир Алишер потому приносит людям добро, что стоит неизмеримо выше льстецов, окружающих венценосцев (все они, в общем-то, временные в этом бренном мире!). И Бабур написал в ответном письме ему такие строки.

Благое от временщиков — скажи, о душа, кто знает?

А шаха, честней льстецов, придворных льстецов, кто знает?

Служи не себе, — добру, будь выше толпы корыстной,

Служить кто добру готов — в себе Человека узнает!

Через два дня особый посланец отправился с письмом и дорогими подарками из Самарканда в Герат. Бабур надеялся, что ответ от Навои он получит до окончания зимы. Но когда появились первые подснежники, из Герата вместо ожидаемого ответа прибыло горестное известие: Алишер Навои скончался. Посланец от Бабура ехал к нему в то время, когда поэта уже не было в живых. Надежды молодого мирзы, что великий Навои будет его наставником, не оправдались. Шейбани-хан готовил новую войну против Бабура.

СКИТАНИЯ ВЕНЦЕНОСЦА

Не расспрашивай, друг, что со мной, ибо стал я слабей: Плоть слабее души, а душа моя плоти больней. Сам не свой — как главу за главой повесть мук изложу? Этот груз мой живой ста железных цепей тяжелей! Противостояние Бабура и Шейбани-хана нарастало. Ни к одному сражению мирза не готовился так одержимо. И вот его противник, оставив в Бухаре и Дабусии гарнизоны и верных управляющих, быстро двинулся к Самарканду. Бабур вышел к нему навстречу и стал лагерем вблизи реки Зарафшан. Шейбани-хан постарался ускорить сражение, так как знал, что к молодому мирзе должно подойти подкрепление из далекого Туркестана. Сейчас же значительный численный перевес был на его стороне. Кроме того, в стан Бабура он подослал Бинойи—поэта и звездочета, который был на самом деле лазутчиком хана.

Он-то и склонил доверчивого правителя начать сражение пораньше. Бабур потерпел серьезное поражение и вынужден был спасаться от преследования. Так он очутился в Ташкенте. Во дворце Махмуда-хана, который был родным дядей бывшего самаркандского правителя, Бабура встретили холодно. «Сиятельный» Махмуд-хан своим поведением дал понять, что «сиятельного» Шейбани-хана он уважает больше, как победителя, чем собственного племянника-неудачника. Мог ли знать чопорный вельможа, какая страшная смертельная расплата за спесь и высокомерие ожидает его впереди! А пока... его, безусловно, тревожила угроза нападения Шейбани-хана на Ташкент.

Поэтому он призвал к себе на помощь младшего брата Олач- хана из дальних краев за Иссык- Кулем. Примерно через месяц пятнадцать тысяч его нукеров прибывают сюда. Конечно, можно было поставить во главе тридцатитысячного войска Бабура, но если тот одолеет Шейбани, то потом люди будут возвеличивать не его, а Бабура. Кому ж не известно: в чьих руках войско, у того слава, а у кого слава, тому принадлежит и власть.

Бабура же тяготило собственное положение при дворе дяди. Рожденный венценосцем не хотел быть приживальщиком. Его отношения с женой не складывались, и он дал ей тройной развод, после которого согласно шариату уже было невозможно восстановление брака. После мирза отправился в Ура-Тюбе. Там он вел очень простой образ жизни и даже ходил босым по камням. Бабур познал обманчивую прельстительность власти, тщету и суету жизни венценосца... Чопорный и высокомерный властитель Ташкента Махмуд- хан втянулся в войну с Шейбани- ханом и потерпел поражение. Молодой мирза помнил, что правитель Гиссара Хисров-шах когда-то отнял трон у двоюродного брата Бабура Байсункура-мирзы, а другого Тимурова отпрыска, дабы тот не зарился на трон, ослепил, прижав к глазам острие раскаленного копья. Душа Бабура была в смятенье. Не такой он представлял себе жизнь венценосца. Он мечтал о едином большом государстве и оставаться там, где грызут друг друга, унижают и топчут, больше не намеревался.

Могучий, грозный и цветущий когда-то Мавераннахр снова раздирала война владык. Ахмад Танбал и Шейбани-хан, бывшие «союзниками», готовы были уничтожить друг друга, и душа Бабура противилась в этот период рифмовать звонкие строки. Но он продолжал писать книгу своей жизни «Бабур-наме» и старался писать правдиво — без прикрас, так как «если будешь скрывать болезнь, все равно тебя жаром выдаст».

Бабур скорее писал для себя, для отчета перед собственной совестью. Заветная тетрадь была другом, которой он доверял все свои тайны. Тем временем Ахмад Танбал потерпел поражение от Шейбани-хана в открытом поле под Андижаном и заперся в крепости. После осады и взятия города Танбала и его братьев нукеры Шейбани искромсали на куски.

Бабур размышлял о несправедливости судьбы. Неужели в этом бренном мире для того, чтобы оказаться победителем, нужно быть таким, как Шейбани? Он же хотел быть просвещенным правителем и отдавал много сил поэзии, искусству, думал о человечности и проиграл Шейбани. Жестокие взяли верх. Сейчас же оставалось думать о спасении жизни и продолжении борьбы. Бабур покинул Исфару и направился в Герат, где правил его родственник Хусейн Байкара. За громадами величественного Памира его ждали Гималаи, Гиндукуш и новые испытания судьбы. ще раз, из Самарканда. Однако тимурид не «потерялся» в истории. Он сумел превратить оставшиеся ему верные войска в грозную, хорошо организованную силу.

Он нашел себе прибежище на территории современного Афганистана и сумел отвоевать для себя престол кабульского правителя. Но перед этим Бабур в 1504 году покорил Кандагар. Затем он присоединил к своим владениям область и город Газни (Газну). И только после этого совершил победный поход на Кабул.

В 1512 году султан попытался отвоевать у узбеков Самарканд. Он пошел на них войной, надеясь на то, что они еще не оправились от поражения, нанесенного им персами в Хорасане. Однако узбекское войско в битве при Газдиване нанесло поражение кабульцам. После этой неудачи Бабур много лет потратил на совершенствование своей небольшой по численности армии.

Войска набирались из покоренных областей и кочевых племен. У Бабура были пушки нового типа – как в Европе. Заметно усилившись, кабульский султан решился на завоевание Северной Индии. С 1515 по 1523 год кабульская конница совершает несколько набегов на Пенджаб. Но это была только разведка боем. Наиболее успешным был поход 1519 года с переходом через реку Инд, но его пришлось прекратить и спешно возвращаться в Кабул, так как во владениях султана начались крупные волнения.

Наведя должный порядок в стране, Захиреддин Мухаммед по прозвищу Лев вновь собирается в поход на земли сказочно богатой Индии. Однако первая попытка завоеваний ему не удалась. Бабур с помощью многочисленных лазутчиков внимательно следил за ситуацией в соседней стране. Когда в 1524 году в Пенджабе поднялось народное восстание против местных князей, султан поспешил выступить в поход.

Он захватил пенджабскую столицу Лахор, но удержаться в ней не смог. Вскоре пенджабский наместник правителя мусульманского Делийского султаната Ибрахима Лоди вытеснил кабульцев из Пенджаба. Однако теперь остановить Бабура было уже невозможно. В следующем, 1525 году, он вновь вторгся в Пенджаб и покорил его, разбив войска всех пограничных князей.

После этого, не давая индийским мусульманам опомниться, пошел на их столицу Дели. Армия правителя Кабула насчитывала всего 10 тысяч человек отборных, с богатым боевым опытом конных воинов, умело владевших и холодным оружием, и луками. Считается, что в армии Бабура имелись мушкетеры и артиллерия, которая обслуживалась наемниками-турками, и пешие воины-копейщики (считается, что их было две тысячи).

По пути к Дели к Бабуру присоединилось тысяч пять местных воинов – индусов и мусульман Делийский султан Ибрахим Лоди выступил навстречу неприятельскому войску. Он вел с собой (по разным оценкам) 10–40 тысяч воинов. Ударной силой делийских мусульман были 100 боевых слонов. Сражение состоялось 21 апреля 1526 года на Панипатской равнине в 30 милях от города Дели. Бабур решил принять оборонительный бой. Обозные повозки образовали боевую линию. В разрывах между ними поставили пушки, которые по турецкому обычаю сковали друг с другом цепями. За повозками разместились копейщики и пешие воины. Были оставлены достаточно широкие проходы для выхода конницы.

Правитель Дели со своей армией несколько дней простоял перед вражеской полевой крепостью, не решаясь начать битву. Бабур тоже не торопился, выжидая действий Ибрахима Лоди. Наконец индийцы предприняли массированную атаку позиции кабульцев, но были остановлены перед линией повозок огнем артиллерии и пехотой. В той атаке делийским мусульманам не смогли помочь и отряды боевых слонов. Бабур расчетливо выждал, пока почти вся неприятельская армия ввяжется в битву. После этого он нанес конницей два фланговых удара, парировать которые у султана Дели было уже нечем.

Делийские мусульмане бились отчаянно, но когда опасность окружения стала реальной, они побежали к столице. Кабульская конница преследовала индийских воинов. Сражение при Панипате завершилось блестящей победой Бабура. Делийская армия потеряла только убитыми 15 тысяч человек, среди которых оказался и правитель Ибрахим Лоди. Индийцы недосчитались и очень многих боевых слонов.

27 апреля 1526 года армия Захиреддина Мухаммеда Бабура вступила в город Дели, который открыл перед завоевателем свои крепостные ворота. Кабульский султан стал основателем афганской династии делийских правителей и «государства Великих Моголов» – так европейцы называли Могольскую державу. Могольской она называлась от имени прямых предков Бабура – монголов. Бабур с присущей ему энергией не стал отсиживаться в султанском дворце.

Уже в следующем, 1527 году, он продолжил завоевания в Северной Индии. И сразу же ему пришлось столкнуться с воинственными раджпутами, которые объединились против него в конфедерацию князей. В том же году в 65 километрах западнее города Агры, при Сикре (Фатехпур-Сикаре), произошло сражение, заметно превосходившее по числу участвовавших в нем воинов Панипатскую битву.

Предводитель раджапутских князей Рана Санга привел на поле брани почти 100-тысячную армию, имевшую немало боевых слонов. У Захиреддина Бабура армия не превышала 20 тысяч человек. Но ее костяк составляли закаленные в боях конные бойцы из тюрков, афганцев, таджиков, много лет участвовавших в военных походах. Бабур вновь, как и при Панипате, поставил боевую линию из скрепленных между собой повозок. За ними укрылись мушкетеры и пешие воины, а пушки опять были поставлены на удобных для стрельбы местах. Под таким достаточно надежным прикрытием могольская конница получала свободу маневрирования с фланга на фланг. Раджпуты смело атаковали вражеское войско по всей линии повозок. События в битве развивались по палипутскому сценарию. Только на этот раз нападавших было больше в два раза, но прорвать неприятельскую позицию они все равно не смогли. Индийские воины под пулями и стрелами пытались растащить обозные повозки.

Благодаря сильной и стремительной контратаке конницы по флангам войска раджапутов Бабур одержал в тот день самую блестящую в своей полководческой биографии победу. Скорее всего, раджпутские воины стояли бы более стойко, но они лишились своего предводителя. Санга получил тяжелое ранение и потому руководить битвой уже не мог. Никто из многочисленных раджпутских князей, окружавших его, так и не решился взять командование на себя. Объединенное войско конфедерации раджпутских князей потерпело полное поражение и бежало от Сикры. Потери побежденных раджпутов были огромны.

О дальнейшем сопротивлении никто из их князей больше не помышлял. В последующие два года Бабур заметно расширил свои завоевания. Он присоединил к своей державе Бихар и Бенгалию в нижнем течении реки Ганг.

В 1529 году близ города Пятна на берегах реки Гхагра состоялось последнее для Захиреддина Мухаммеда большое сражение, которое длилось три дня. Так правитель Кабула и Дели завершил завоевание Северной Индии. Основатель государства Великих Моголов оставил своим наследникам огромную империю. Ее границы простирались с севера от берегов Амударьи и на юге до реки Брахмапутры, на западе от Мультана и до устья Ганга на востоке. На собственно индийской территории Бабуру принадлежало почти все междуречье Инда и Ганга. Первый Великий Могол не смог завершить последующих завоевательных планов, он умер в 1530 году.

БАБУР, Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана . Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин ), поэтике (Аруз рисоласи ), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури . Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура ), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 – начале 16 вв.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду Баг-и Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины 19 в.

Бабур Захиреддин Мухаммед (1483-1530), основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура. Первоначально правитель удела в Ср. Азии, затем в Кабуле. В 1526-27 завоевал большую часть Сев. Индии. Границы государства Бабура простирались от Кабула до Бенгалии. На русском языке издана автобиография «Бабур-наме» (1958), лирические стихи - «Лирика» (1957).

Бабур Захируддин Мухаммад (Захиреддин Мухаммед) (1483-1530), основатель т. н. державы Великих Моголов в Индии, просуществовавшей более двух столетий (1526-1761). По отцовской линии - потомок Тимура, по материнской, возможно, Чингисхана. В одиннадцатилетнем возрасте получил в наследство от своего отца маленькое Ферганское княжество. Изгнан из Средней Азии тюркскими племенами, пришедшими из Сибири (предками узбеков). В 1504 с помощью своего родственника, правителя Герата, занял Кабул, где приступил к созданию сильного войска, набиравшегося из уроженцев Средней Азии афганцев и гакаров. Вслед за этим предпринял неудачную попытку захватить Самарканд, бывшую столицу Тимура.

Решив, что только завоевав Индию он станет во главе могучего государства, в 1518 и 1524 Бабур совершил нападения на Пенджаб. Наместник Пенджаба Даулат-хан, находясь во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, сначала поддерживал действия Бабура, полагая, что он, подобно Тимуру, сокрушит Делийский султанат и уйдет домой, а престол в Дели окажется вакантным. Но, Бабур, заняв в 1524 Лахор, на следующий год во главе 12-тысячного войска предпринял новый поход. Даулат-хан выступил против него, но был разбит. Решающая битва с 40-тысячным войском султана Ибрахима Лоди состоялась в апреле 1526 на равнине Панипата (на пути из Пенджаба в Дели). Войско Бабура имело подавляющее превосходство в артиллерии и умело создавать укрытия для своих пушек из повозок, связанных ремнями. Кроме того, оно переняло у монголов тактику охвата конницей флангов противника. Все это предопределило в конечном счете победу Бабура; дорога на Дели была ему теперь открыта. Однако на его пути стоял правитель Мевара раджа Санграм Сингх, собравший многотысячное войско из конных отрядов нескольких раджпутских князей. Битва раджпутов с Бабуром состоялась в марте 1527 при Кхануа. И вновь перевес Бабура в артиллерии имел решающее значение для исхода сражения. Эти две победы означали фактически установление господства Бабура в Северной Индии. В дальнейшем его государство расширилось до низовий Ганга на востоке в результате разгрома в мае 1529 афганских правителей Бихара и Бенгала.

Часть афганских отрядов армии Бабура возвратилась домой, нагруженная добычей. Воины, оставшиеся в Индии, получили от Бабура наделы земли в служебные пожалования. Эти новые землевладельцы нанимали себе в качестве управляющих индусов, которые хорошо знали обычаи своей страны. Бабур не успел закончить формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления государством. Эти задачи были решены его преемниками.

Бабур был выдающимся полководцем и политиком. Чувствуя непрочность своего положения в завоеванной стране с самобытной культурой, он старался лучше познакомиться с местными обычаями и спецификой. Источники отмечают его образованность, наблюдательность, умение ценить искусство. Он интересовался историей, культурой народов Средней Азии, Афганистана и Индии, флорой и фауной этих стран. Бабур известен как замечательный поэт, писавший на джагатайском и таджикском языках, как автор мемуаров «Бабур-наме». Хотя он несколько свысока относился к индусам как к «неверным», однако проявлял к ним известную терпимость и преследовал только тех из них, которые относились к нему недоброжелательно.

Перед смертью Бабур разделил свои владения между сыновьями, оставив основную индийскую часть территории государства старшему - Хумаюну - и велев остальным, получившим Пенджаб, Кабул и Кандагар, подчиняться ему.

Захириддин (Захир ад-дин, Захриддин, Захритдин) Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане , в семействе правителя Ферганского Улуса (удела), имя которого было Омар Шейх Мирза. В то время в Средней Азии и Хорасане шли жестокие междоусобные войны между братьями, родственниками - потомками Великого Тамерлана .

Захириддин Бабур с детства был влюблен в литературу, искусство, красоту природы; подобно всем принцам - тимуридам , он получал основы знаний от выдающихся преподавателей во дворце его отца. Но его безмятежное детство длилось недолго: в 1494 г., после смерти отца, Бабур в возрасте 12 лет, когда сам сел на трон правителя Ферганского Улуса , был вынужден бороться за трон Андижана против своего брата Джахонгира Мирзо, с дядями Султаном Ахмадом Мирзо и Султаном Махмад-ханом. Чтобы примириться с братом Джахонгиром Мирзо, Бабур разделил Ферганский Улус и отдал ровно половину. Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда .

Побежденный Шейбани-ханом , который обладал огромной военной силой, Бабура оставляет Самарканд. После завоевания Шейбани-ханом Андижана в 1504 г., Бабур размещается на юге и устанавливает свое правление Улус в Кабуле . В 1505-1515 гг. Бабур несколько раз пробовал вернуться в Среднюю Азию. Но эти попытки оказались бесполезными. Позднее, с намерением укрепить свою власть, на протяжении периода 1519-1525 гг. Бабур вел агрессивную борьбу против Индии. В 1526-1527 гг. он завоевал её. Власть "Династии Бабуридов" , известной в Европе как "Великие Моголы" , продолжалась в Индии более 300 лет.

После той победы Бабур прожил недолго и умер в городе Агре в декабре 1530 г.; позже, согласно его завещанию, потомки перенесли его останки в Кабул и захоронили там.
Бабур за короткое время правления государством содействовал стабилизации политической ситуации в Индии , объединил индийские земли, усовершенствовал города, организацию торговых отношений. Широкое распространение получило построение библиотек и караван-сараев, особенно в годы правления его потомков. Центрально-азиатский стиль появился в искусствах и архитектуре Индии.
Джавахарлал Неру написал, что после пребывания Бабура в Индии произошли большие изменения, имели место новые реформы, улучшившие жизнь, обогащенную искусством и архитектурой.

Наряду с огромными государственными делами Бабур выполнял литературно-художественную деятельность в Индии и создал самую его изысканную работу, которая стала популярной во всем мире - "Бабур-наме" .
"Бабур-наме" - книга, включающая не только исторические факты, но и уникальную информацию относительно экономических, политических и социальных аспектов, природы и географии - информация, которая имеет огромное мировое значение, наполнена уникальным историческим и литературным наследием.

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур (араб. ,«Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова (bbr) - «тигр», 14 февраля 1483 - 26 декабря 1530) - тимуридский правитель Индии и Афганистана, полководец, основатель империи Великих Моголов (1526). Известен также как чагатайский поэт и писатель.

Известен также как узбекский поэт и писатель.

Полная тронная титулатура: ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази.

Происхождение

Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. Бабур был по линии отца Тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов, родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владея персидским.

Мать Бабура, Кутлуг-Нигар-ханым (1459-1505), происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана. Сестра его матери, Хуб-Нигар-ханым, была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом. Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани.

Политическая биография

Правитель Ферганы в 1494-1504 годах, правитель Кабула в 1504-1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507-1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497-1498 и 1511-1512 годах, правитель Кандагара в 1512-1526 годах, падишах Хиндустана в 1526-1530 годах.

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде. В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил он им менее четырёх месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре он столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

Весть о захвате Самарканда Шейбани-ханом переполнила сердце Бабура горечью, в своих мемуарах он писал «Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому, неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его!».

В 1500-1505 годах был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который был взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого, Бабур в 1511 году вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке шахиншаха Азербайджана и Ирана Исмаила I Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, Бабур оставил город. С 1514 года Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию, его целью стала Индия.

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битвах с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. Бабур в своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие - пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

После захвата северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.